ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВЫРАЖЕНИЕ КОНЦЕПТА «ВОЙНА» В ДАГЕСТАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ ВЕКА Черкесова П.С.

ФГБОУ ВПО «ДГПУ», г. Махачкала


Номер: 11-2
Год: 2015
Страницы: 198-201
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

the concept of «war», the Dagestan literature, mythologization, epic, концепт «война», дагестанская литература, мифологизация образа, эпичность

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Автор статьи анализирует образно - символическое содержание концепта «война» в дагестанской литературе, его художественное воплощение в фольклорных и литературных произведениях на военную тематику, обращается к особенностям выражения религиозных, нравственно-философских, историософских представлений, актуализирующих концепт «война» в дагестанской литературе.

Текст научной статьи

В годы Великой Отечественной войны в литературах практически всех народов СССР отмечается возрождение интереса к своим героическим художественным традициям как к вдохновляющим на подвиги, на патриотизм факторам. Для всестороннего понимания и интерпретации образно - символического содержания концепта «война», функционирующего в дагестанской литературе, необходимо изучить лингвистико - семантические, философские, психологические и этнокультурные аспекты изучаемых концептов. Концепт представляет собой глобальную мыслительную единицу, которая может иметь этноспецифический или общечеловеческий характер. Именно в языке и литературе происходит понятийная репрезентация общечеловеческих и лингвокультурных концептов. Под художественным концептом понимается ментальное образование сознания писателя, значение которого реализуется в семантико-ассоциативном контексте литературного произведения. Художественный концепт находит выражение в художественном образе, символе, является единицей картины мира писателя, пронизывает всю структуру произведения, выходит за его пределы, связывая определенный художественный текст с другими произведениями писателя, художественной литературы, с культурными константами нации [2.С.29]. Богатый военный опыт находил и продолжает находить свое отражение в художественно - ментальной картине мира. Национальное своеобразие фольклорных произведений на военную тематику выражалось посредством особым образом структурированной системы языковых средств, символов, персонажей, семантических пространств. Осмысление войны в фольклорных произведениях имело героический характер, неразрывно связанный с понятием смерти. Понятие «война» в фольклорном контексте носило социально - личностный характер, значимыми оказывались межличностные отношения, переживания, поведение в экстремальной военной ситуации. Ожидание, предчувствие смерти являлось обязательным элементом почти во всех жанрах фольклора, посвященных военной тематике. Однако смерть во имя свободы Родины воспринималась как само собой разумеющееся; в центре внимания оказывалось прежде всего предчувствие, переживание смерти самим героем и его близкими. Закономерно, что с концептом «война» и в фольклоре, и в литературе неразрывно связано понятие утраты, смерти, горя. В дагестанской литературе периода Великой Отечественной войны образы «врага» и «войны» носили выраженный мифологизированный характер. В частности, мифологизированный образ «врага» внедрялся в массовое сознание посредством публицистических текстов агитационно-пропагандистского характера. Семантическое поле концепта «война» в дагестанской литературе достаточно широко: бои, слезы, горе, смерть, страдания. Война неразрывно связана с защитой и свободой Родины, ради которой можно отдать жизнь. Концепт «война» неотделим от концептов «Родина», «память», «долг». Осознание реальной военной угрозы придавало реальность обобщенному представлению о враге, помогая сплотить нацию перед лицом опасности общецивилизационного, этнического национального масштаба. Кроме того, создание образа «врага» должно было сплотить общество вокруг харизматического лидера, вождя, заставить временно забыть или ослабить внутригосударственный конфликт по линии «власть - общество». При визуализации «образа врага» при столкновении на полях брани в дагестанской литературе реальному или воображаемому противнику приписывались звериные черты или физические уродства. Он замещал собой в коллективном сознании реальный образ представителя другой страны или национальности. При этом «враг» демонизировался, облекался в «дьявольскую личину», лишался человеческих черт и характеристик при одновременном усилении его звериной или демонической природы. Мир врагов, развязавших войну, изображался как «антимир», противостоящий миру «подлинному», «правильному». Именно война своей драматичностью и беспощадностью резко обострила накал эмоций и углубила художественный психологизм произведений на военную тематику. Тагир Хрюгский выразил общее непримиримое настроение тех лет в стихотворении «Наказ отца»: Вот так я тебя прошу Беречь слово отца как наказ: Никакой пощады врагу, Имеющему черную мысль в душе![3.С.62] С первых же дней дагестанские писатели и поэты включились в дело защиты страны - и художественным словом, и с оружием в руках, многие из них погибли в священной войне против фашизма: А.- П.Салаватов, Б.Митаров, М.Стальский, М.Абакаров, М.Дадашев, Ю.Султанов и другие. Они в совокупности создали интереснейший в идейно-художественном отношении художественный цикл, обращение к которому сейчас приобрело особую актуальность. Поэзия Г. Цадасы, Т. Хурюгского, Ш.-Э. Мурадова и других, обращенная к молодому поколению и осмыслявшая трагичность Великой Отечественной войны, пронизана идеями защиты родины и победы над врагом. Она представлена в основном жанрами наставлений, обращений, традиционных для дагестанской литературы, но в то же время обретших новое содержание. Тематика их становится шире, емче и содержательнее, в них отражаются черты национального характера горцев, защитников отечества. Героическое заслоняло все остальные черты характера героя. Писателей интересовал главным образом сам момент проявления героизма, а не путь к нему. Широкое распространение получили песни, наказы, послания, марши, любовные и сатирические стихи (памфлеты, басни, гротески и т.п.). Ряд из них можно охарактеризовать как самостоятельный жанр (песни, памфлеты, басни и др.), другие представляют собою жанровые разновидности или формы более стабильно представленных жанров. Широко использовались имена народных героев - исторических лиц (Шамиль, Хаджимурад, Парту-Патима, Айгази и др.) и их врагов (Надыр-шах, орды других завоевателей), а также положительные и отрицательные фольклорные образы (нарт, волк, сокол, орел, дэв, аждаха и др.). Художественные средства выражения войны зачастую вытесняются публицистическими, призывающими к убийству врага. Собирательный образ врага, надругавшегося над всем, что так дорого человеку, нарисован в ярко негативных тонах. Это постепенное поглощение мира живых миром мертвых - еще одна смысловая составляющая концепта «война». В бою за Отчизну солдаты проявляют отчаянное мужество и самопожертвование, описываемое в творчестве Э.Капиева военного периода. Он размышляет о противоестественности войны, причинах, значении войны для народа, человека, жизни, говорит о значимости и ценности человека, его ответственности, о памяти, связующей народ. Концепт «война» пересекается с концептом «судьба». С одной стороны, неразрывно связана судьба Родины с судьбами её защитников, с другой, у каждого солдата - своя судьба. Более глубокое философское осмысление войны продолжалось в дагестанской литературе во второй половине ХХ века. Постепенно агитационное наполнение произведений середины века уступало место лирическому и трагическому настроению. Война представала как великая битва за Отчизну, как трагедия жизни ,на которой обостряются все чувства, осознаются жизненные ценности: любовь, верность, дружба, свобода. Отличительной особенностью произведений этого периода явилось описание жизненной конкретики фронта и тыла, выступающей в стихотворениях яркими художественными деталями, а также диалогизм большинства текстов, строящихся как доверительное обращении к жене, любимой, другу, боевому товарищу. Метаморфозы, происходящие с человеком на войне, объяснялись возвышенностью, благородным чувством патриотизма, с которым люди осознанно шли на заведомую гибель. Война как катастрофа, ведущая не только к гибели людей и ломке их сознания, но и как фактор, способствующий духовному росту, преображению народа, определению истинных жизненных ценностей каждым, - такое дуалистическое представление концепта отличает национальную художественную литературу военного и послевоенного периодов. В послевоенной литературе о войне акценты порой оказываются смещенными в область историко-философских обобщений. Показательным в этом отношении является творчество Р.Гамзатова. Концепт «война» реализуется у него через семантические поля «борьба», «конфликт» (ситуация выбора в условиях военного подчинения). Внешняя событийность эпического размаха, характерная для военной прозы и поэзии в целом, в лирике Гамзатова сменена обобщенностью, аллегоричностью, символичностью. Эксплицитное в произведениях становится неким индикатором, проявляющим человеческую (или античеловеческую) сущность людей. В связи с этим в качестве аксиологической составляющей концепта «война» можно указать и проблему свободы личности, приобретающую особый смысл в условиях тоталитаризма, проблему нравственного выбора, всеобщей и личной ответственности. Понятийная составляющая концепта «война» заключена также в спектре философских, символистских, отчасти религиозных толкований (война как зло, насилие, братоубийство, конец света, гибель души). В поэме «Колокол Хиросимы» трагедия политического противостояния показана поэтом нетрадиционно: и гибель целого города, и экологическая катастрофа воспринимаются прежде всего как личная трагедия, личная война и поражение. Содержание поэмы осмысляет, имплицирует суть любой войны - братоубийство, а в наложении этого смысла на историческую конкретику (сброс атомной бомбы на Хиросиму- совмещение темы Второй мировой войны и темы безвинных жертв в истории человечества). Концепт «война» реализуется через бинарную оппозицию «война» - «мир», в которой мир представлен как истина, война - как преступление против истины, антиистина. Этому способствуют и характерные для Гамзатова медитативные включения. Таким образом, концепт «война» в дагестанской литературе второй половины ХХ века представлен двумя полюсами изображения: сужением (до ракурса личной трагедии индивидуального бытия) и расширением (в возведении локального конфликта к общечеловеческим категориям). Более того, он приобретает свою репрезентационную специфику в исторической прозе, связанной с конкретными событиями разных эпох и с философско-историческими концепциями ряда прозаиков. Ядерным значением концепта «война» является «столкновение, борьба сознаний, идеологий». На войне становятся очевидными истинные ценности человеческой жизни. На первое место стали выдвигаться религиозные, нравственно-философские, историософские представления, актуализирующие концепт «война» в плоскости бытия человека и человечества, в сфере человеческого и общечеловеческого.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.