АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ ГОРНОГО БАДАХШАНА Мовсесян А.А.,Бахолдина В.Ю.

МГУ


Номер: 11-2
Год: 2015
Страницы: 35-38
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

народы Памира, краниология, дискретно-варьирующие признаки, Pamiri peoples, craniology, discrete-various traits

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Проведен антропологический анализ краниологических серий из Горного Бадахшана по краниоскопическим признакам. Рассмотрена проблема антропологической дифференциации памирцев и выявлена их гетерогенность. Сближение памирских серий с ираноязычными скифами и осетинами даёт основания предполагать, что подобное сходство может быть результатом участия древних ираноязычных племен в этногенезе широкого круга народов, как Памира, так и Кавказа.

Текст научной статьи

Горный Бадахшан - автономная область в составе Республики Таджикистан, граничит на севере с Киргизией, на востоке - с Китаем, на юге и западе - с Афганистаном. Большую часть территории Горного Бадахшана занимает высокогорье Восточного Памира, заселенное различными ираноязычными народами - памирцами. Иногда население Горного Бадахшана называют горными таджиками, однако обозначения «памирцы» и «горные таджики» для самих памирцев, как недавно выяснилось, имеют разный смысл. Специалисты в области этнолингвистики обнаружили, что жителей Горного Бадахшана отличает так называемое «многоступенчатое» этническое самосознание, при котором понятия национальной и этнической принадлежности оказываются неравнозначными [5]. Отнесение себя к таджикам составляет, по мнению исследователей, лишь верхнюю ступень всей конструкции этнического самосознания населения Горного Бадахшана. Самой первой, изначальной ступенью этнического самосознания памирцев, очевидно, является осознание ими своей принадлежности к одному из малых народов - шугнанцам, рушанцам, бартангцам, сарыгольцам, язгулямцам, ишкашимцам, мунджанцам, ваханцам, или горанцам (горонцам, как указано в некоторых источниках). Таким образом, этническая гетерогенность памирцев не вызывает сомнений. Одной из проблем антропологии Памира является проблема антропологической самостоятельности и целостности отдельных этнических групп памирцев. По данным археологии, первые жители на Памире появились уже в каменном веке. Позднее, примерно в VII - VI вв. до н.э., территория Бадахшана была заселена ираноязычными сакскими племенами, при этом в литературе отмечается, что эти племена могли иметь самое разное происхождение. По мнению Б.А. Литвинского, «…все объективные данные не оставляют ни малейших сомнений в том, что в древности на Памире проживали европеоидные по расовому типу восточноиранские сакские племена, составившие впоследствии один из важных пластов современных памирских народностей [6, 63]. Вопрос о своеобразии населения горного Памира неоднократно поднимался в антропологической литературе [9; 10; 8; 3; 11]. Основной целью нашей работы стал анализ краниологической гетерогенности памирцев, проведённый на широком сравнительном фоне народов Южной Сибири, Средней Азии и Кавказа, а также скифов Причерноморья. Материал и методы В качестве материала для исследования послужили краниоскопические данные (37 дискретно-варьирующих признаков) по краниологическим сериям, собранным в ходе Памирской антропологической экспедиции 1957 г. под руководством Ю.Г. Рычкова. Как было сказано выше, серии принадлежат средневековому и близкому к современности населению Западного Памира (XIII-XYIII в.в.), относящемуся к ишкашимцам, горанцам и рушанцам. Для сравнения использованы данные по следующим краниологическим сериям: узбеки, киргизы, иранцы Самарканда (ирани), осетины - иронцы, шапсуги, абхазы, армяне, тувинцы, буряты, хакасы, теленгеты, скифы Причерноморья. Статистическая обработка данных производилась с помощью кластерного анализа в программе STATISTICA 10 (метод Ward). Результаты и обсуждение Итоги кластеризации всех исследованных групп по системе краниоскопических признаков дали следующие результаты (рис. 1). Рис. 1. Дендрограмма взаиморасположения групп по дискретно-варьирующим признакам Прежде всего, на дендрограмме выделяется кластер монголоидных серий и большой кластер серий, которые характеризуются европеоидными особенностями или промежуточными европеоидно-монголоидными чертами. Внутри этого второго, обширного кластера, горанская и ишкашимская серии также формируют общий компактный кластер, а рушанцы попадают в соседний кластер вместе с осетинами и армянами. На следующем этапе анализа монголоидные серии были исключены из сравнения для более наглядной характеристики взаимоотношений между ираноязычными группами (рис.2). Рис. 2. Дендрограмма взаиморасположения групп по дискретно-варьирующим признакам Ишкашимцы и горанцы объединились со скифами, а рушанцы - с народами Кавказа. Однако очевидно, что сходство памирцев с популяциями Кавказа не может быть результатом длительных генетических контактов между ними. Следовательно, речь может идти лишь о некоем общем генетическом субстрате, выявляющемся при сравнении этих групп. На обеих дендрограммах четко выделяется кластер, объединяющий ишкашимцев и горанцев со скифами Причерноморья. Ещё раз стоит вспомнить о том, что скифы представляли собой племена, родственные сакам, роль которых в происхождении памирцев сегодня не вызывает сомнений. Возможно, одна из волн заселения Памира была связана с племенами, родственными причерноморским скифам, что служит подтверждением предположения Б.Б.Лашкарбекова о формировании памирских народностей на основе различных ираноязычных общностей [5]. Не удивительно в этом плане и тяготение серии из Рушана к осетинам, этногенез которых также связывается с экспансией пришлых ираноязычных племён - аланов, скифов, сарматов, ассимилировавших местных горцев [1; 13; 4]. Предполагается, что племенной союз аланов, занимавший предгорья Кавказа, распался после разгрома татаро-монголами в XIII веке. Уцелевшие аланы, укрывшиеся в горах Центрального Кавказа и в Закавказье, смешались с местными племенами и дали начало современным осетинам, на что указывает сходство осетинской культуры с культурой скифо-сарматов и аланов [12; 13; 4]. Заключение По итогам проведённого в работе анализа можно сделать заключение о том, что памирские племена Горного Бадахшана обнаруживают явную антропологическую гетерогенность, которая проявляется при сравнении изученных нами краниологических серий. Краниологическая и краниофенетическая дифференциация памирцев совпадает с той, которая наблюдается по данным этнолингвистики. Близость памирских серий к причерноморским скифам и к осетинам может рассматриваться как ещё одно подтверждение участия в этногенезе памирцев древних ираноязычных племен.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.