ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИФОНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ - БАЗОВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО Печерская А.Б.,Овакимян Е.Ю.

Московский государственный институт музыки им.А.Г.Шнитке


Номер: 11-5
Год: 2015
Страницы: 37-40
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

компетентностный подход в образовании, инструментальная подготовка, музыкальный слух, полифонический репертуар, полифоническое мышление, методы фортепианной подготовки, competence-based approach, instrumental training, ear for music, polyphonic repertoire, polyphonic thinking, methods of piano training

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Статья посвящена вопросам теории и практики современного музыкального образования. Заявленная проблематика рассматривается в свете современных требований, предъявляемых к подготовке будущих специалистов. Основное внимание авторы статьи уделили процессу формирования специальных исполнительских компетенций на материале работы над полифоническим репертуаром в классе фортепиано. В статье даются практические рекомендации, относящиеся к инструментальной подготовке студентов-музыкантов.

Текст научной статьи

В области музыкально-педагогического и исполнительского образования важная роль отводится формированию специальных исполнительских компетенций. Они подразумевают, что обучающийся должен быть подготовлен к высокохудожественному исполнению музыкальных произведений различных стилей, эпох и направлений, что базируется на владении широким спектром инструментально-исполнительских навыков. Также в период обучения должны быть сформированы представления о развитии мировой музыкальной культуры, лично-ценностные ориентации, способность к музыкально-образовательной и культурно-просветительской деятельности. Работа над полифоническим репертуаром является неотъемлемой частью компетентностного обучения фортепианному исполнительскому искусству, как для пианистов, так и для музыкантов всех специальностей. «В данном подходе не только учитываются индивидуальные особенности ученика - его музыкальные способности, физическое и духовное развитие, интеллект. Но и вся программа обучения выстраивается под конкретные нужды и приоритеты обучаемого, при непосредственном его личном участии». [1, с. 110]. Это объясняется тем громадным значением, которое имеет для каждого играющего на фортепиано развитое полифоническое мышление и владение полифонической фактурой. Развитие полифонического слуха и полифонического мышления является одним из важнейших моментов воспитания музыкальной культуры учащихся любой музыкальной специальности. Умение слышать полифоническую ткань, исполнять полифоническую музыку учащийся развивает и углубляет на всем протяжении своего обучения. В значительной степени полифония требует и оказывает влияние на воспитание дисциплины в фортепианном исполнительстве. Она выросла на основе устойчивых традиций и строгой системы законов и правил. Характерной особенностью фортепианной полифонической музыки является строго регламентированное, выразительное исполнение ансамбля голосов при необходимой индивидуализации каждого из них, которая требуется законом данного жанра. Основными задачами, встающими на пути изучения полифонического произведения, являются: теоретико-исполнительский анализ произведения в целом; вычленение тематического материала и работа над фразировкой темы, подбор звукового туше при дифференциации тематических и нетематических голосов; исполнение двух и более голосов в одной руке; интонационная выразительность и построение динамического плана произведения в целом. Полифония - это вид многоголосия, представляющий собой сочетание в одновременном звучании двух и более равноправных мелодий. Следовательно, изучение полифонии начинается с правильного восприятия и умения исполнять один из важнейших компонентов полифонической музыки - мелодической линии. Самостоятельность мелодических линий или голосов - непременное требование, которое предъявляет к исполнителю любое полифоническое произведение. Задача педагога - проанализировать с учеником, в чем именно проявляется эта самостоятельность и воплотить это в реальное звучание. В общем плане к отличительным признакам самостоятельности голосов относятся: различия в характере голосоведения, так называемой звуковой «инструментовке»; в не совпадающей фразировке и динамике; в несовпадении фортепианных штрихов, например, в верхнем голосе - legato, а в нижнем - non legato и т.п.; в несовпадении кульминаций в различных голосах, а также в ритмическом характере изложения музыкальных линий. Здесь мы подходим к рассмотрению одной из важнейших педагогических задач - формирования полифонического музыкального слуха как высокоразвитой профессиональной способности, являющейся важнейшей частью и компетентностного подхода к занятиям в классе фортепиано. Полифонический слух является средством восприятия музыкальных ощущений, позволяющим слышать в звуковой ткани движение одновременно двух и более голосов. «Особенно высокие нагрузки приходятся на полифонический слух музыканта при обращении к чистым полифоническим формам. Необходимость надлежащим образом услышать полифонию, т.е. полностью воспроизвести на инструменте сложные звуковые единства, «высказанные» ансамблем мелодически развитых, контрастных по отношению друг к другу голосов, образующих в комплексе движения то согласные, то противоречивые, предъявляет совершенно особые требования к музыкальному слуху, к объему слухового внимания, его устойчивости, способности к концентрации и одновременно к его гибкости, подвижности, распределяемости - этому важнейшему из параметров, характеризующих качество полифонического слуха, уровень его профессиональной развитости». [2, с. 60]. Наличие полифонического слуха является непременным для пианиста, музыканта-дирижера, теоретика, оркестрового музыканта, ансамблиста, которые должны слышать все элементы фактуры и инструментально-хоровой партитуры подголосков, а в полифоническом произведении - всех голосов. При этом важно особо подчеркнуть умение услышать своеобразие и индивидуальность каждого отдельного голоса. Сложность развития данной способности в первую очередь объясняется тем, что при восприятии нескольких слоев фактуры анализируются и обобщаются факторы, которые сами по себе также являются сложными, обобщенными комплексами. При исполнении полифонии объединяются: мелодический слух, так как полифонический комплекс состоит из ряда мелодий; гармонический слух, так как мелодии по вертикали складываются в гармонические комплексы; тембродинамический слух, так как каждый голос характеризуется своим тембром и отличной от другого динамикой и звуковым туше; чувство метро-ритма; чувство музыкальной логики и способность «охвата формы», так как лишь они позволяют услышать и осознать логику горизонтального продвижения и вертикального сочетания линий. В то же время следует подчеркнуть, что все эти компоненты находятся в активном внутреннем взаимодействии и выступают слитно, как целое. Данная способность полифонического слуха является отражением единства воспринимаемого «объекта» - многофакторного целого, органическую основу которого составляет именно логическая многофункциональная связь, а не комплекс одновременно звучащих мелодий или мелодий и аккордов, имеющих самостоятельную значимость. Целью изучения и исполнения полифонической музыки должно стать формирования полифонического мышления, позволяющего исполнителю органично воспринимать архитектонику произведений, в том числе слышать и осознавать закономерности линеарной и гармонической структуры сочинений одновременно. Способность восприятия и воспроизведения нескольких самостоятельных слоев фактуры столь сложна, а задачи по формированию и развитию ее столь обширны и многообразны, что это требует разработки и претворения специальных методов развития восприятия полифонии студентом в процессе его фортепианной подготовки. Для развития полифонического слуха существуют следующие методические приёмы: · Поочерёдное, отдельное проигрывание каждого голоса; · Проигрывание голосов по парам; · Пропевание вслух одного голоса с одновременным исполнением двух других; · Исполнение полифонического произведения вокальным ансамблем; · Рельефное исполнение одного из голосов при намеренном уменьшении звучности других. «При таком дидактическом ракурсе в поле зрения учителя и ученика оказывается широкий и разнообразный по составу спектр профессиональных вопросов. Занятие становится интеллектуально-развивающим, то есть расширяется музыкально-теоретический кругозор, формируются рационально-логические компоненты мышления и художественно-эмоциональное сознание учащегося». [3, с.48]. Репертуарный спектр инструментальной полифонической музыки крайне широк и разнообразен. Он охватывает период с XVI века по настоящее время. Следует отметить первых композиторов-полифонистов XVI-XVII веков, таких как И.Пахельбель, Г.Муффат, Т.Маттезон, М.Фишер, Д.Ципполи. Наивысшего расцвета полифоническая музыка достигла в творчестве Г.Ф.Генделя и, конечно, И.С.Баха, чье творчество признано непревзойдённой вершиной полифонического искусства, исполнительской и педагогической энциклопедией. Имитационная полифония, сформировавшаяся в творчестве великих предшественников, стала фундаментов для масштабных полифонических опусов композиторов XX века - П.Хиндемита, Д.Шостаковича, С.Слонимского, Р.Щедрина и других композиторов. Следует также объяснять учащимся, играющим полифонию XX-XXI веков, что «творчество современных отечественных композиторов не сводимо к какому-либо единому направлению. Плюрализм, как свойство композиторского сознания характерно для композиторов всего мира. Именно плюрализм творческих установок, одновременное существование различных стилей и композиторских техник представляется, на наш взгляд, ценностным ориентиром сегодняшнего времени». [4, с. 30]. Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что результатом образования, основанном на компетентностном подходе, становятся не знания, умения и навыки как таковые, а сформированные компетенции будущего музыканта-специалиста, отражающие его профессиональные качества, такие как готовность к познанию, стремление к достижению успеха в профессиональной деятельности, развитые социально-коммуникативные навыки, умение и желание работать в коллективе единомышленников, способность к продуцированию и реализации творческих инновационных проектов.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.