ИНТЕГРАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В ЕГО СИСТЕМНО-МОДЕЛЬНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ Грибкова О.В.

Московский городской педагогический университет


Номер: 11-6
Год: 2015
Страницы: 42-45
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

дирижерско-хоровая подготовка, профессиональная культура, музыкальное образование, педагог-музыкант, choral conducting training, professional culture, music education, music teachers

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматриваются вопросы концептуальных подходов к профессиональной подготовке педагога-музыканта в условиях дирижерско-хоровой подготовки, организационные механизмы процесса формирования творческого общения как профессиональной культуры в дирижерско-хоровой деятельности обучающихся с целью современного инновационного подхода к профессии.

Текст научной статьи

Совершенствование образовательной практики и актуальность возрождения хоровых певческих традиций в современной России создает потребность в современном педагоге-музыканте, как педагоге-воспитателе, несущему духовность и культуру подрастающему поколению. Сегодня как никогда остро ощущается потребность в популяризации и государственной поддержке тех форм культурной и общественной жизни, которые противодействовали бы гуманитарной деградации общества, повсеместному распространению деструктивных жизненных установок и, напротив способствовали бы нравственному и патриотическому воспитанию наших граждан. В условиях глобального мирового рынка лишь успешное решение задач воспитания и культурного просвещения, в первую очередь в работе с молодежью, может помочь нашему обществу сохранить культурную идентичность, национальные традиции и ценности. Исторический опыт предыдущего столетия показывает, что наиболее действенное и доступное средство повышения творческой активности россиян - массовое вокально-хоровое искусство. Помимо воспитательных целей, хоровое пение во все времена сплачивало людей, способствуя культурной и социальной интеграции общества. Будучи внедренным в бытовую культуру через систему общего и дополнительного образования, хоровое пение способно стать многофункциональным ресурсом, оказывающим влияние на культурные, социальные, психологические, коммуникативные аспекты жизни. Хоровое пение, являясь активной формой музыкального образования, само является предметом искусства, требующим творческой обстановки. В этой связи, образовательный процесс при подготовке специалиста-музыканта должен базироваться на принципах активной исполнительской певческой подготовки, где у обучающихся приобретается, прежде всего, навык общения с коллективом. В связи с этим возрастает потребность в разработке новых концептуальных подходов к профессиональной подготовке музыканта, учителя-наставника и воспитателя как творческой личности. Несмотря на наличие большого количества работ, непосредственно или косвенно посвященных данной тематике, до сегодняшнего времени остается неисследованным множество ее аспектов. В частности отсутствуют действенные организационные механизмы процесса формирования творческого общения как профессиональной культуры в дирижерско-хоровой деятельности обучающихся с целью современного инновационного подхода к профессии. С технологической точки зрения, компонентами такой организации являются: а) комплекс специальных и общепедагогических знаний; б) музыкально-слуховые представления и исполнительские навыки, совершенствование которых формирует профессиональное творческое общение и развитие определенных коммуникативных способностей, необходимых для дирижерско-хоровой деятельности студентов. Активизация и развитие этих качеств возможны только при учете ряда педагогических условий и средств, способствующих решению этой задачи. К наиболее важным из них относятся: - использование комплексного профессионально-творческого подхода в выработке психологических качеств и внутренней организации личности обучающихся; - формирование индивидуального творческого стиля общения как основного условия в учебно-хоровой практике; - развитие навыка осознанной технологии репетиционного процесса в целях выработки самостоятельности творческого мышления. Подготовка педагога-музыканта представляет собой сложный процесс, включающий комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных составляющих. Структуру обучения можно подразделить на: психолого-педагогическую, музыкально-педагогическую и музыкально-исполнительскую подготовку. Из всех указанных составляющих при обучении самая трудоемкая это музыкально-исполнительская подготовка, так как она связана с исполнительским искусством. Исполнительская деятельность занимает важное место и, отсюда становится понятным, насколько значимы в процессе обучения исполнительская хоровая практика студентов, в ходе которой они приобретают умения и навыки репетиционной работы и, следовательно, учатся творческому общению в коллективе. Специалист, не владеющий определенным комплексом специальных педагогических и музыкально-исполнительских знаний, умений и навыков, которые поэтапно формируются в процессе обучения на практических хоровых занятиях не в состоянии решить множество творческих задач. В связи с этим, для достижения сформулированных целей необходимо выполнить следующие основные условия: 1. Учитывая специфику практических хоровых занятий при выявлении уровня коммуникативных способностей, проследить динамику развития готовности к работе с хоровым коллективом и, таким образом, определить проявление творческой самостоятельности студентов; 2. Определить профессионально-педагогические условия формирования творческого общения. Для многих студентов практические хоровые занятия становятся той точкой отсчета, где начинают проявляться и раскрываться новые профессионально - творческие качества его личности. В процессе обучения хоровому пению затрагиваются многие педагогические проблемы, которые необходимы для всестороннего и гармонично развитого человека. Это расширение музыкального кругозора, формирование музыкального художественного вкуса, воспитание заинтересованного подготовленного слушателя, обогащение и развитие эмоциональной сферы, развитие музыкальных способностей. Несомненно, что подготовка педагога-музыканта в вузе, помимо теоретической направленности, должна базироваться на наиболее активной хормейстерской - практической и исполнительской форме обучения, где студентами приобретаются основные вокально-хоровые умения и навыки, а также вырабатывается профессиональное мастерство. В этой связи, образовательный процесс при подготовке студентов организуется на принципах активной исполнительской хормейстерской подготовки, реализация которых приводит к формированию навыков профессионального общения с коллективом, формированию профессиональной культуры будущего специалиста. Сказанное приводит к пониманию того, что одной из важнейших составляющих профессии педагога-музыканта является практическая хормейстерская деятельность, которая связана с определенной спецификой учебного процесса. Коммуникативная часть этого процесса подразумевает наличие необходимых педагогических качеств и способностей, которые являются определяющими в развитии творческого характера обучения. Готовность к творческому общению служит критерием полноценной подготовки будущего специалиста, которое формируется во время обучения на хоровых практических занятиях. Поэтому, процесс формирования профессиональной культуры в условиях дирижерско-хоровой подготовки выделяется в отдельную, достаточно сложную задачу, в контексте решения которой просматривается важнейший системообразующий компонент - технологический, направленный на поиск средств, методов и условий формирования творческой личности в условиях практической дирижерско-хоровой подготовки студентов в вузе. Базовое понятие «профессиональная культура», с учетом данных позиций, рассматривается как социально-педагогическое явление, а также индивидуальная и личностная характеристика будущего педагога музыканта.[4,12] Профессиональная культура педагога музыканта означает: наличие глубоких знаний, методического опыта и мастерства; высокая организованность и гибкое мышление; широкое использование в работе современных достижений музыкальной педагогики; умение прогнозировать ход событий и быстро ориентироваться в обстановке; систематический самоконтроль; инициативу и самостоятельность, сочетание новаторства с преемственностью и консерватизмом в работе. Как профессиональная характеристика, профессиональная культура педагога музыканта представляет собой интериоризованный социально-музыкальный опыт, выраженный в накопленных человечеством знаниях; приобретенный опыт осуществления различных видов музыкальной деятельности; опыт творческой деятельности, призванный обеспечить готовность к поиску решения новых проблем в области музыкального образования, к творческому преобразованию действительности; а также опыт ценностного отношения в процессе коммуникативного взаимодействия, предполагающий знания о нормах отношения и навыки в соблюдении этих норм. [3,6;128] В основу проектирования дирижерско-хоровой подготовки педагога- музыканта взята модель, которая включает следующие компоненты: компетентностный (знания, умения, способности и опыт их творческого применения) и аксиологический (ценностные ориентации личности). Формирование личности студента - системообразующий процесс, а формирование профессиональной культуры в процессе дирижерско-хоровой подготовки будущего специалиста - содержательный. Первый процесс является относительно направленной социализацией личности будущего музыканта, второй - профессиональной социализацией в образовательном пространстве. Эти процессы осуществляются не изолированно, а проявляются в сложной интеграции. [4,55] Таким образом, процесс подготовки педагога-музыканта в его системно-модельной интерпретации - есть неотъемлемый компонент образовательного пространства профессиональной культуры будущего специалиста. Процессуальная характеристика исследуемого процесса позволила сформулировать определение: дирижерско-хоровая подготовка профессиональной культуры будущего педагога музыканта - процесс, интегрирующий: взаимодействие субъектов (преподаватели, руководители студенческой практики), их совместную деятельность в процессе обучения; самостоятельную деятельность студентов, ориентированный на освоение студентами профессиональных компетенций и ценностей, необходимых для творческого применения на практике.[3,71] Таким образом, проектируя процесс формирования профессиональной культуры в вузе необходимо ориентировать личность, группу, коллектив на структурирование целей и мотивационное обеспечение их достижения. Процесс формирования профессиональной культуры педагога-музыканта в его системно-модельной интерпретации составляют - профессиональное мастерство как многоаспектное явление и как неотъемлемый компонент целостного образовательного процесса в вузе; организация высокопрофессиональной дирижерско-хоровой подготовки, со всеми входящими сюда факторами; педагогические условия, обеспечивающие формирование ценностных ориентаций личности будущих специалистов.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.