ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСТВА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ Милявская Т.Э.

ГБОУ СОШ 922, (дошкольное отделение № 47)


Номер: 11-6
Год: 2015
Страницы: 106-108
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

образование, творчество, подготовка, качество, проблема, education, creativity, training, quality, the problem

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматривается проблемы подготовки молодых профессионалов. Изучается сущность понятия творчества. Рассматривается влияние творчества на качества личности.

Текст научной статьи

В условиях перехода на новые образовательные стандарты, усиления конкуренции на рынке образовательных услуг важным направлением педагогической деятельности являются изменение организации учебно-воспитательной работы, направленной на развитие воспитательной среды, творческих способностей студентов, создание благоприятного имиджа образовательного учреждения [2, с. 104], формирование общей культуры подрастающего поколения и последующей профессиональной идентификации и жизнедеятельности. Так, например, Цегельная Н.В. в своей работе отмечает, что становление профессиональной идентичности можно считать одним из этапов социализации, в ходе которого личность приобретает готовность к самостоятельной профессиональной деятельности на основе осознания своих потребностей, интересов, мотивов, возможностей, способностей, профессионально значимых качеств и соотнесения их с требованиями, которые предъявляются обществом к профессии [12]. При этом стоит отметить, что среди выпускников вузов, особенно педагогических, достаточно низкий процент трудоустраиваются по специальности. Основные причины, по которым молодые специалисты не идут работать в образовательные учреждения, подробно описывает в своей работе Дементьева О.М., такие как: очень низкая оплата труда; большая ответственность за здоровье детей в процессе занятий, требующая постоянного напряженного внимания, нервно-психической и физической нагрузки, связанной с возможной травмоопасностью; социальная непристижность и др. [1]. Кроме того, по мнению Ковалева Г.Н. к настоящему времени выросло поколение молодых граждан, не знакомых с лучшими достижениями отечественной и мировой культуры даже последнего столетия [6]. Для изменения сложившейся ситуации в новых образовательных стандартах делается упор на формирование и развитие творческих способностей студентов, что весьма оправдано, т.к. оно позволяет сформировать множество качеств и умений. Само понятие достаточно много описано в различной литературе и публикациях, мы остановимся на некоторых его характеристиках. Стоит отметить, что, по мнению Смирнова С.Д. творчество есть прерогатива свободной, способной к саморазвитию личности. Творчество есть способ «личностного» существования, в противоположность обезличенному действованию, которое убивает личность [11, с.163]. А в философском понимании творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество имеет ряд особенностей. К наиболее важным особенностям творчества относятся: новизна, ассоциативность мышления, воображение, интуиция [7, с. 6-8]. В последнее время понятие «творчество» заменяют термином «креативность». Для описания креативности используется подход, предложенный Р. Муни. Выделяют четыре основных подхода к творчеству в зависимости от того, какой из аспектов проблемы выходит на первый план: • среда, в которой осуществляется творчество; • творческий продукт; • творческий процесс; • творческая личность [8, с. 307-308]. В настоящее время проблема творческих способностей развивается в нескольких направлениях. В первом из них творческие способности отождествляются с максимальным уровнем развития умственных способностей. Во втором направлении творческие способности понимаются как специфическая способность, в основе которой лежит дивергентное мышление. В третьем направлении творчество определяется как общая способность по преобразованию прежнего опыта. В данном направлении творчество противопоставляется деятельности, и особый акцент ставится на активности бессознательного. Его механизм определяет как взаимодействие активного доминирующего бессознательного с пассивным, субдоминантным сознанием. В четвёртом направлении творческие способности понимаются как интегральное качество личности, объединяющее когнитивную и личностную сферы [8, с. 311]. К творческим процедурам в учебном процессе можно отнести: 1) самостоятельное осуществление переноса знаний в новую ситуацию; 2) видение новой проблемы в традиционной ситуации; 3) видение новой функции объекта; 4) учёт альтернатив при решении проблемы; 5) комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности в процессе решения новой проблемы; 6) использование творческих инновационных технологий, например кейс-метод и др. Специфика творческих процедур состоит в том, что нельзя создать предварительных жёстких схем такой деятельности [9, с. 96-97]. Особенность творческой личности состоит в готовности к риску. Она вытекает из того, что человек, у которого много идей, должен высказать их вслух и постараться быть услышанным. Это проявляется в смелости в отношении постановки проблемы, в обострении противоречий, в отказе от общепринятых путей и способов решения проблемы [8, с. 353-354]. Творческую личность характеризуют такие черты, как готовность к риску, независимость суждений, импульсивность, познавательная «дотошность», критичность суждений, самобытность, смелость воображения и мысли, чувство юмора, склонность к шутке и др. Данные качества раскрывают особенности действительно свободной, самостоятельной и активной личности. Для личности такого типа характерна устойчивая направленность на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в единстве с высоким уровнем творческих способностей, позволяющих ей достичь социально и лично значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности [10, с.139]. В процессе профессионального становления происходит изменение профессиональной квалификации, под которой понимаются ступени профессиональной подготовленности работника к профессиональной деятельности. Рост профессиональной квалификации измеряются количественно в разрядах и категориях, а высший качественный уровень, приобретаемый в процессе работы с элементами творческой деятельности, оценивается как профессиональное мастерство [2, с.122]. Так, например, кейс - метод позволяет повысить познавательный интерес, улучшить понимание учебного материала, способствует развитию исследовательских, коммуникативных и творческих навыков в разрешении различных ситуаций, задач [3, с.3]. Описание конкретных уроков с использованием кейс-методов достаточно много, так, например, О.А. Иванова достаточно подробно приводит в своей работе [4]. Использование данных методов позволит повысить профессиональную подготовку и разнообразить процесс обучения. В заключении отметим, что в современных условиях крайне важно чтобы будущий молодой специалист в стенах учебного заведения получил не только знания и умения по общеобразовательным и профилирующим дисциплинам, но так же развивал нестандартные и оригинальные качества как профессионала, так и личности в целом, которые формируются под действием не только учебного, но и воспитательного процессов. Эти качества можно развить с помощью творческого и личностно-деятельностного подходов, основанных на самообучении самого студента с использованием кейс-методов, что позволит в будущем получить высокообразованного, культурного молодого человека, способного творить, созидать и перестраивать реалии нашей жизнедеятельности.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.