ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У БУДУЩИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СТУДИИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Сачкова Е.С.

Самарский государственный институт культуры


Номер: 11-6
Год: 2015
Страницы: 133-136
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

методология, композиция, композиционные способности, методологический подход, компетентность, компетенции, methodology, composition, compositional abilities, the methodological approach, competence, competences

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье представлены методологические основы процесса формирования композиционных способностей у будущих художественных руководителей студии декоративно-прикладного творчества и специфика организации учебной деятельности в процессе изучения декоративной композиции; определена основная составляющая методики, направленной на решение проблемы развития композиционных способностей студентов кафедры декоративно-прикладного творчества.

Текст научной статьи

Одним из основных элементов подготовки будущих художественных руководителей студии декоративно-прикладного творчества к профессиональным видам деятельности, который напрямую связан с качеством обучения, является формирование композиционных способностей студентов. Задача повышения качества профессиональной подготовки будущих художественных руководителей студии декоративно-прикладного творчества предполагает не только повышение уровня усвоения и увеличение объема знаний, овладение практическими художественно-выразительными приемами, но и разитие способности использовать полученные знания и профессиональные навыки в самостоятельной творческой деятельности. Композиционные способности и составляют эту профессиональную основу. Поэтому разработка эффективных методик, направленных на формирование и развитие композиционных способностей студентов, является одной из приоритетных задач художественной педагогики. Поиском решений этой проблемы в течение длительного времени занимались различные художники-педагоги (А.Д. Алёхин, Г.В. Беда, Э.М. Белютин, В.П. Зинченко, С.Е. Игнатьев, Д.Н. Кардовский, Е.А. Кибрик, Н.Г. Козлов, Т.С. Комарова, Н.А. Коротков, В.С. Кузин, С.Д. Левин, Б.М. Неменский, А.С. Пучков, Н.Н. Ростовцев, Г.Б. Смирнов, А.Е. Терентьев, А.А. Унковский, П.Н. Филонов, П.П. Чистяков, В.С. Щербаков, Е.В. Шорохов, К.Ф. Юон, Б.П. Юсов, А.П. Ящухин). В работах этих авторов представлены приёмы и методы обучения, способствующие развитию композиционных способностей обучающихся. Как показывает анализ научно-педагогической литературы, в настоящее время существует значительное количество разработок в области методики преподавания композиции как учебной дисциплины, однако очень мало исследований, в которых основное внимание сосредоточено на проблеме целенаправленного развития всего сложного комплекса композиционных способностей [2, 26]. Практически вне сферы внимания художников и педагогов находится специфика методологического подхода к формированию композиционных способностей применительно к сфере декоративно-прикладного искусства. Наличие методологии - признак научной организации любой деятельности, поскольку благодаря методологии деятельность становится предметом осознания, обучения и рационализации [10]. Существует методология различной деятельности. А.М. Новиков и Д.А. Новиков выделяют методологию научного исследования, практической деятельности, педагогической деятельности, а также деятельности художественной и игровой [8, 138]. Методология педагогической деятельности - явление в науке молодое и в настоящее время определяется педагогами-исследователями с различных позиций. В.И. Журавлёв определил методологию педагогики как ее раздел, содержащий принципы, методы, средства исследования и преобразования педагогической действительности, инструментарий преобразования практики [4, 49]. Я. Скалкова считает, что методология педагогики - это система знаний об основах и структуре педагогической теории, о подходах к исследованию педагогических явлений и процессов, о способах получения знаний, которые объективно отражают меняющуюся педагогическую действительность в условиях развивающегося общества [11, 76]. По мнению В.С. Сидорова, методологию педагогической деятельности можно определить как совокупность принципов построения педагогической деятельности, оптимизации способов и средств её осуществления [10]. Можно сказать, что методология педагогики - это наука о методах познания и преобразования педагогической действительности, ориентированная на внутренние механизмы, логику движения и организации педагогического процесса, а также система принципов, способов организации построения теоретической и практической деятельности. Эта система находит выражение в методологическом подходе к педагогическому процессу. «Подход» в педагогике представляет собой методологическую ориентацию преподавателя, побуждающую к использованию определённой характерной совокупности взаимосвязанных идей, понятий и способов педагогической деятельности. Существуют системный, деятельностный, аксиологический, культурологический, личностно-ориентированный и др. подходы. В последние десятилетия среди педагогов преобладает тенденция организовывать образовательный процесс на основе компетентностного подхода. Необходимость внедрения компетентностного подхода в российское образование обусловлена всеевропейской и всемирной тенденцией интеграции, глобализации мировой экономики и неуклонно нарастающими процессами гармонизации системы высшего образования [5, 74-75]. Компетентность - это интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определённых областях (компетенциях). Компетентность, включающая в себя когнитивный, мотивационно-ценностный и эмоционально-волевой компоненты, выражается в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных профессиональных (проблемных) ситуациях. Профессиональные компетенции - это готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самооценивать результаты своей деятельности; это также и связанные с предметом навыки, соответствующие методы и технические приемы, присущие различным предметным областям [1, 46]. Специфические профессиональные компетенции художественного руководителя студии декоративно-прикладного творчества: 1. способность реализовывать актуальные задачи воспитания различных групп населения, развития духовно-нравственной культуры общества и национально-культурных отношений на материале и средствами народной художественной культуры; 2. владение основными формами и методами этнокультурного образования, этнопедагогики, музейной педагогики, педагогического руководства, студией декоративно-прикладного творчества; 3. способность планировать и организовывать учебно-воспитательный процесс на основе системного подхода; 4. владение методами анализа художественных произведений и критериями оценки качества художественно-исполнительской деятельности участников коллективов народного художественного творчества; 5. умение собирать, обобщать и анализировать эмпирическую информацию о современных процессах, явлениях и тенденциях в области народной художественной культуры; 6. способность участвовать в организационно-методическом обеспечении, подготовке и проведении фестивалей, конкурсов, смотров, праздников, мастер-классов, выставок народного художественного творчества, семинаров и конференций, посвященных народной художественной культуре [9, 84-85]. Анализ ФГОС ВПО по направлению подготовки 071500 «Народная художественная культура» (квалификация (степень) бакалавр) (утвержден Приказом Минобрнауки от 22.12.2009г. № 791) и ФГОС ВО по направлению подготовки 071500 «Народная художественная культура» (квалификация (степень) бакалавр) (утверждён Приказом Минобрнауки от 13.01.2010г. № 11) показывает, что композиционные способности связаны с формированием и входят в состав профессиональных компетенций, реализующихся в различных видах профессиональной деятельности (ПК-1, ПК-2 - педагогическая деятельность (квалификация (степень) бакалавр); ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13 - художественно-творческая деятельность; ПК-1. ПК-2 - научно-исследовательская деятельность; ПК-7 - педагогическая деятельность (квалификация (степень) магистр); ПК-9, ПК-10, ПК-11 - научно-методическая деятельность) [7, 58], чем определяется актуальность выбранной темы. Основными вопросами в связи с этим являются: 1) раскрытие понятия метода в педагогике; 2) обзор и краткий анализ педагогических методов; 3) выявление педагогических методов, наиболее эффективных для решения проблемы формирования композиционных способностей будущих руководителей студии декоративно-прикладного творчества. Говоря о методологической стороне проблемы формирования композиционных способностей, необходимо определить понятия «композиция» и «композиционные способности». Композиция в наиболее общем смысле определяется как построение целостного произведения, все элементы которого находятся в гармоническом единстве. В изобразительном искусстве композиция - это строение художественного произведения, структурная взаимосвязь его элементов, обусловленная содержанием, характером и назначением художественного произведения и во многом определяющая целостность его восприятия [13, 28]. В. Д. Шадриков определяет способности как свойства психологических функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и своеобразии усвоения и реализации той ли иной деятельности [12, 33]. Как отмечает В.Н. Есипов, композиционные способности в приложении к сфере декоративно-прикладного искусства - это художественно-изобразительные способности, определяющие создание целостной структуры художественного произведения, единство которой обеспечивается установлением пространственно-смысловых связей между ее элементами [3, 18]. По мнению С.Н. Данилушкиной, под композиционными способностями следует понимать комплекс индивидуально-психологических свойств личности, отвечающих требованиям композиционной деятельности и оказывающих влияние на качество протекания процесса практического исполнения творческой композиции [2, 41]. А.Ю. Зубко полагает, что основой композиционных способностей является способность к представлению и воображению художественного образа в процессе его изображения на листе или в материале [6, 47]. Таким образом, композиционные способности можно рассматривать как профессиональные способности, определяющие качество профессиональной деятельности художественного руководителя студии декоративно-прикладного творчества и представляющие собой совокупность индивидуальных врождённых и приобретённых свойств личности, реализующих построение целостного произведения искусства, все элементы которого находятся в гармоническом единстве.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.