ЧТО МОЖЕТ ДАТЬ ФИЛОСОФИЯ ТЕМ, КТО НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ФИЛОСОФАМИ? Гончарова Е.О.

Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина; Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского


Номер: 12-1
Год: 2015
Страницы: 94-97
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

философия, человек, индивид, культура, самоидентификация, процесс, осознание, помощь, наука, метод, philosophy, human, individual, culture, identity, process, awareness, help, science, method

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В данной работе автор, предпринимает попытку рассмотрения философии, как инструмента практического применения, для современного человека, который не является профессиональным философом. Так же параллельно автор рассматривает проблему самоидентификации в эпоху глобализации и как она влияет на отдельного индивида и на социальный организм в целом.

Текст научной статьи

Если твое сознание не меняется, ты утонешь в океане дурмана. Если твои слова не повергают в изумление толпу, ты погрузишься в пучину обыденщины. Но если в свете искры, высеченной из камня, ты сможешь отличить посвященного от невежды и при вспышке молнии сможешь отличить смерть от жизни, тогда ты порвешь все путы и возвысишься, как заоблачная скала. Сюэдоу. Философия и искусство - это врожденная потребность человека. Человек не живет отдельно от них. И появились они за долго до того, как появились первые профессиональные философы. Ведь творчество дикаря - это тоже особая уникальная форма осмысления мира. Считаю, что человек философствовал изначально. В первичной форме это были мифы, потом тексты, поэтому запретить философствовать человеку невозможно. Философия изучает культуру, то есть она изучает продукты человеческой жизнедеятельности. Какое главное отличие человека от животного? Это историческая память. Ведь именно память делает нас теми, кто мы есть. Отнимите историю у любого народа, и потомки «потеряются», начнут пытаться выдумать историю. Потеря памяти у человека, лишает его самого себя, ведь память - это его жизненный опыт, приятные и болезненные воспоминания, его знания, это все в купе и есть сам человек. Думается, что прямая роль философии для тех, кто не является философом - это быть своего рода защитником этой исторической памяти. Ведь, как и в научных теориях, так и в философии ни что не исчезает бесследно, начиная с эпох древних цивилизаций, философия сохраняет и передает все что когда-либо было. Философия - это один вариантов попытки свободного творчества, и хочется отметить что именно попытки, так как не стоит забывать, что, как и любая гуманитарная наука, философия может быть идеологична и политизирована, но тем не менее, хочется отметить, что это все-таки акт свободного творчества, и ее плюс заключается еще и в том, что она изучает и осмысливает прошлое, дает нам возможность не потеряться в «коридорах времени». А вот именно профессиональный философ - это сегодня коммуникатор. Это человек, который строит человеческие взаимоотношения. Античные философы, считали, что тот, кто не в состоянии выступить на Агоре, и донести людям ясно и конкретно чего он хочет, не может считаться гражданином. Гражданин - этот, кто может донести людям свои мысли. И именно этому должны обучать людей современные философы, то есть по большому счету роль философии не сильно изменилась с античности. Вместо того что бы учить роли просветителя, философы теперь должны объяснять, прояснять то что говорят и предлагают обычные (не философы) люди. То есть, мы философы, становимся «профессиональными» друзьями, которые помогаем человеку высказываться. Философия может быть так же безгранична, как и человек. Поэтому в зависимости от того, на какие вопросы ищет человек ответы, какие проблемы он пытается решить, какие он имеет установки и цели, или возможно он таковых не имеет вовсе, и он нуждается в их формировании, вот тогда-то философия становится своего, рода точкой отсчета с которой человек «стартует» сознательно или бессознательно. Можно предположить, что философия - это инструмент формирования мышления, восприятие мира, то без чего человек не может обойтись в обыденной жизни. Нередко, в своем «природном эгоизме» мы воображаем, что от природы наделены уникальным мышлением, правильно сформированным взглядом на мир, но думая так мы погружаемся в иллюзию, так как все это формируется в результате жизнедеятельности, процесса социализации, и цепи различных обстоятельств, произошедших в жизни каждого человека. И конечно не стоит забывать, о сфере деятельности в которой реализует себя человек, ведь в зависимости от этого ему будет полезно определенное направление философии. В своем эссе, автору бы хотелось отразить четыре пункта, которые являются основополагающими в данной теме. Философия - это уникальная наука, и хотим мы того или нет, она постоянно вторгается в нашу жизнедеятельность. Осознанно или нет, но мы постоянно пользуемся философскими знаниями и нередко применяем их на практике. Во-первых, философия дает серьезнейшие представления об интеллектуальном развитии человека. Она наглядно показывает, как происходила трансформация человеческой мысли, и это особенно касается культуры, нравственности, морали, идеологии. Это иллюстрирует особый раздел философии - история философии. Если просматривать разные источники, то можно найти разные варианты периодизации мысли и идей. Но если просмотреть в общем плане, то все этапы исторического развития философской мысли имеют под собой основу из общественно-экономических формации, различных способов социального и духовного производства. Следуя из этого выделяют: античную философию (философия рабовладельческого строя); средневековая философия (философия феодализма); философия Нового Времени (философия буржуазной формации); и философия XX в, которая стоит отметить, политически и идеологически в крайней мере неоднозначна. Во-вторых, внушить понимание того насколько сложен мир науки. Она ярко иллюстрирует, как развивалось и углублялось человеческое мышление. Особенность того процесса является - процесс выделения новых наук из философии. Начало современной науки восходит к Новому Времени, периоду, который называют научной революцией. Особенно бурно «аффинаж» разветвления наук в XVIII-XX веках, и именно в этот период появились слова «наука» и «ученый». Из философии вышли такие науки как - педагогика, этика, эстетика, логика, психология, право, политология и т.д. А если взять современный мир, то сейчас вообще становится невозможно мыслить только в рамках одной науки, они все больше и больше сплетаются вместе, и становятся все более зависимы друг от друга. В-третьих, философия обогащает любого человека, совокупностью идей, которые окрашивают жизнь каждого определенным идейным смыслом. Человек в процессе социализации приобретает жизненно-практическое миропонимание. Обычно, оно складывается стихийно и очень часто опирается на опыт предыдущих поколений. Однако не редко, когда в жизни возникают проблемы, которые не может решить его мировоззрение, так как для их решения нужен более высокий, критико-рефлексивный уровень мировоззрения. Именно на этом уровне и располагается философия. В-четвертых, законы философии и многочисленные философские концепции обеспечивают людей методами познания, стоит отметить тот факт, что чем сложнее структура общества, тем сложнее сама методология. Методов познания огромное количество, они присутствуют во всех областях исследования. От греческого methodos, в самом широком смысле слова это способ деятельности субъекта в любой ее форме. Еще Гегель подчеркивал, что не только результат исследования, но и путь ведущий к нему должен быть истинным. А также, следует помнить, что система научного знания каждой дисциплины гетерогенна. Отметив эти четыре пункта, хочется упомянуть о том факте, что, начиная с XX века, характерной приметой времени стало возникновение глобальных проблем. Глобальными их назвали из-за того, что они затрагивают человечество в целом. Глобализация обострила взаимосвязь современного мира, сделав все отрасли человеческой мысли взаимозависимы. Феномен глобализации заставляет современного человека по-новому посмотреть на уже, казалось бы, давно изученные и проверенные понятия, которые в modern world приобрели новое звучание и интерпретацию. Особенно остро встал вопрос о толковании понятия «идентичности». Вопрос идентичности, изначально возникший на уровне отдельного индивида, предстал пред modern man в виде коллективного понятия, которое затрагивает интересы отдельных сообществ, народов, государств, культур и цивилизаций. Эпоха фундаментальных сдвигов обусловлена появлением новых форм труда и повсеместного внедрения информационных технологий в различные сферы жизни общества: политика, экономика, социальная и духовная сфера. Человек, осознавая, что он находится в центре коммуникативных потоков, он лицом к лицу сталкивается с проблемами самоидентификации. То есть с одной стороны человек растворяется в массе, которая заставляет его думать о себе как о нечто усредненным, неразличимо-нейтральным. А с другой стороны modern society характеризуется мощным всплеском индивидуализма, повышенное внимание к собственному «Я». Предположу, что в основе этих двух противоположностей лежат трудности самоидентификации человеческого «Я». То есть «полем сражения» противоречий мира становится как каждый отдельный человек, так и какой-либо социальный организм. Философия, как таковая, не может сделать мир лучше, да его и не надо делать лучше, надо делать лучше себя. Самого себя можно совершенствовать, а глобально мир изменить невозможно. Мир изменяется сам. Но в этом изменении именно философия играет одну из ключевых ролей. Она создает категориальный аппарат для видения и думания мира. Именно так философия античности, средневековья и возрождения повлияла на формирование европейской цивилизации. А европейская цивилизация в свою очередь, создала универсальное рациональное мышление. И современный мир получился и живет именно в такой рациональности. Но хочется отметить, что все-таки современный мир исчерпал свой ресурс рациональности. Нужен новый тип мысли и действия, и тут конечно философия (и искусство) могут снова помочь в этом. Но это долго. Новый тип мировоззрения складывается не за пару лет и не за одно десятилетие, сначала будут появляться отдельные представители человечества, которые будут мыслить по-иному, и как в любое время их либо будут не замечать, либо открыто не признавать, но с годами этих людей будет все больше и больше. Будут затрачены усилия нескольких поколений людей. А пока на данный момент, каждый человек должен обустраивать свою жизнь, так что бы она его устраивала, что бы он жил и радовался жизни, что бы она была в его понимании стабильной.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.