АЛГОРИТМ ПОСТРОЕНИЯ СЛОЖНОЙ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ФОРМЫ НА ОСНОВЕ МЕТОДА ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ КОСТЮМА Баландина Е.А.

Омский государственный институт сервиса


Номер: 12-2
Год: 2015
Страницы: 9-12
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

конструирование одежды, сложные пространственные формы, метод трансформационной реконструкции одежды, designing clothes, complex spatial forms, the method of clothing transformational reconstruction

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье представлен алгоритм построения сложных пространственных форм на основе метода трансформационной реконструкции одежды, дано описывание процесса создания сложной пространственной форм на примере женского жакета.

Текст научной статьи

Современная мода не ограничивает творческие замыслы и смелые идеи дизайнеров при проектировании одежды, позволяя смешивать стили, комбинировать материалы, применять нетрадиционные способы раскроя и изготовления одежды. Развитие инновационных технологий в современной индустрии моды делает возможность реализацию творческих идей при изготовлении эксклюзивной одежды, пользующейся особым спросом поклонников модных брендов. Одним из наиболее ярких направлений в моде последних лет можно выделить особую скульптурность формы, создание неповторимых объемов, как в изделии в целом, так и в отдельных элементах. Тело человека при этом зачастую выступает лишь «каркасом». При построении изделий со сложными пространственными формами приходится сталкиваться с целым рядом конструктивных и технологических сложностей - построение эскиза с правильной проработкой интересующих элементов, поиск опорных точек поверхности изделия и объемного элемента, развертка самого объемного элемента [1, 107; 2, 182]. В связи с наличием столь обширного перечня сложностей особую актуальность приобретает создание новых методик, усовершенствование уже имеющихся и введение различных инноваций в процесс изготовления одежды. За счет этого происходит упрощение производственного процесса, давая возможность дизайнерам расширить рамки возможностей в реализации идей в готовое изделие. Разработка данного алгоритма позволяет создавать изделия сложных форм с учетом как модных тенденций, так и соблюдать антропометрические особенности заказчика, позволяя гармонизировать силуэтную форму самого изделия и внешний облик клиента [3, 101]. В процессе исследования, была сформулирована задача - создание новой методики построения сложных пространственных форм на основе метода трансформационной реконструкции одежды, разработан следующий алгоритма: 1. Подготовка подробного эскиза изготовляемого изделия, его детальная проработка. На этом этапе необходимо иметь достаточно точное представление о бедующей форме и поверхности изготовляемого изделия. Эскиз должен показывать пространственное направление аппроксимируемых поверхностей, объектов или частей изделия. При наличии сложных пространственных объектов необходим отдельный подробный эскиз самого объекта. 2. Изготовление макета - «каркаса» изделия для нахождения опорных точек поверхности изделия и пространственных элементов, выбор секущих для последующего развертывания поверхности. За «каркас» может приниматься любое условное изделие швейного ассортимента одежды. 3. Нанесение на «каркас» аппроксимируемых следов геометрических фигур, тени отдельных элементов, линии ребер, перегибов, сечений. 3.1. При наличии сложных пространственных элементов его отдельное построение с учетом следа на поверхности «каркаса». Этот этап является наиболее трудоемким в процессе изготовления изделия. При работе с пространственным элементом (или группой элементов) необходимо учитывать изменение линейных размеров, получаемое в процессе искажения при создании объемной формы. 3.2. По построенному элементу (или группой элементов) уточняется размер и контур следа на «каркасе» изделия. 4. В соответствии с нанесенными контурами следов выбираются линии сечения поверхности. Они выбираются с учетом максимального удобства при дальнейшей работе. Выбор обуславливается дальнейшей технологической сборкой изделия. 5. Расстановка контрольных надсечек по линиям сечения. Маркировка является достаточно важным моментом, это обусловлено внешним видом получаемых лекал, которые могут достаточно сильно отличаться от привычных «анатомических» форм. 6. Рассечение «каркаса» по выбранным секущим и получение первоначальной развертки поверхности. 7. Работа с полученной разверткой, ее последующее моделирование. 8. Изготовление лекал проектируемого изделия необходимых для раскроя. 9. Раскрой и технологический процесс сборки изделия. При выборе ткани для проектируемого изделия рекомендуется отдавать предпочтение смесовым материалам с достаточно высоким коэффициентом несминаемости, а также необходимой плотности и жесткости, которая повышается за счет обязательного фронтального дублирования поверхностей объемных элементов материалами с односторонним клеевым покрытием. Это обуславливается тем, что натуральные или химические волокна материала позволяют соблюсти достаточно высокие гигиенические требования, а синтетическая составляющая повышает коэффициент несминаемости. Так как сложные пространственные элементы получаются конструкторским способом, то формообразующие свойства самого материала для получения формы неважны. Для изготовления макета женского жакета за основу фронтального вида основного пространственного элемента бал взят структурный элемент изображения кусудамы «Звезда». Кусудама - это вид модульного оригами, бумажная модель шарообразной формы, состоящая из множества отдельных сложенных модулей, собранных между собой различным способом. По анализу внешней формы выбранного основного пространственного элемента был построен вид спереди (главный вид) (рисунок 1). Вид спереди не учитывает искажений, получаемых при переносе объемной формы на плоскости. После выбора не искажаемых линий, чертежу задаются необходимые габаритные размеры. За счет возможности задания натуральных габаритных размеров по выбранным осям на плоскости, строится эскиз модели в масштабе 1:6 (рисунок 2). Для построения конструкции проектируемой модели женского жакета необходимо построить «каркас» изделия. При построении чертежа «каркаса» изделия был использован Единый метод конструирования одежды. По этой методике была построена конструкция спинки и полочки женского жакета с цельновыкроенными рукавами отвесной формы. Рис. 1 - Точки, задающие пространственный объем основного пространственного элемента «звезда»: а - это точка центра шестиугольника; б - точка вершины шестиугольника; в - точка вершины треугольников, расположенных между лучами звезды После получения готового «каркаса» изделия на его поверхность наносятся линии аппроксимируемых геометрических фигур и контуры сложных пространственных элементов согласно разработанному ранее эскизу. Таким образом, мы получаем первоначальную разметку элементов на «каркасе». а б Рис. 2 - Эскиз проектируемого женского жакета с элементами сложных пространственных форм: а - перед, б - спинка, масштаб 1:6 За основной элемент, задающий объемность, принимается шестиугольники, расположенные между лучами «звезды», которые в свою очередь разделены на треугольники. Точкой для задания объема, является центральная точка (точка, а, рисунок 1), задавая в ней угол между любыми двумя соседними треугольниками, при соединении получается выпуклая форма. Зная высоту подъема крайних точек шестиугольников (высота, на которую необходимо поднять объемооброзующие элементы над плоскостью) эмпирическим путем получается угол подъема. Угол задается между гранями шестиугольника, полученного при расчете (вписанный во вторую окружность) и гранями из парных треугольников, соединяющихся ребрами между собой, угол делится на две равные половины вдоль заданных ребер. Далее, по линиям, выходящим из точек вершин шестиугольников, задаем коэффициент удлинения, который определяется эмпирическим методом и равен 1,6. После этого в точке вершины треугольников, расположенных между лучами звезды (точка в, рисунок 1) задается найденный эмпирическим методом угол, равный 160. Он задается вдоль ребер треугольников, деленный на две равные половины. После задания всех изменяемых углов происходит уравнение граней треугольников. Получив натуральные величины искажаемых линий основного пространственного элемента, «звезда» строятся лекала для построения бумажной модели. Окончив процесс сборки бумажной модели, происходит уточнение размера контура следа на «каркасе» изделия. Затем происходит рассечение каркаса по выбранным секущим и получение первоначальной развертки поверхности изделия, контуры развертки переносятся на бумагу, для последующего удобства моделирования. Уравниваются полученные срезы первоначальной развертки. После моделирования первоначальной развертки изделия для уточнения и визуализации проектируемой сложной пространственной формы изготавливается макет. Анализируя полученную пространственную форму, определяются основные линии рассечения макета. Они выбираются с учетом удобства последующей технологической обработки изделия. Таким образом, использование данного алгоритма позволяет изготовить авторское изделие, со сложными пространственными формами вручную, при отсутствии специального оборудования и программного обеспечения, однако это достаточно долгий и трудоемкий процесс.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.