ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Татаринцева Н.Е.,Масесьянц Е.П.

Южный федеральный университет


Номер: 12-4
Год: 2015
Страницы: 147-151
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

правовое воспитание детей дошкольного возраста, историко-культурный анализ, права ребенка, law education of preschool children, historical and cultural analysis, child's rights

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье дан краткий историко-культурный обзор этапов развития идеи правового воспитания дошкольников, обозначены основные документы, касающиеся прав ребенка.

Текст научной статьи

Идеалом современного общества является социально развитая личность, понимающая свои интересы, знающая свои права и обязанности, уважающая права и законные интересы других людей. В сложившейся ситуации необходимо найти механизмы воздействия на правовую социализацию развивающейся личности, раскрыть способы влияния на этот процесс, выявить условия, обеспечивающие становление правовой культуры ребенка, его успешное вхождение в жизнь общества. Успешному решению проблемы будет способствовать изучение опыта прошлого. Историко-культурный анализ развития идеи правового воспитания детей дает возможность описать и объяснить факты истории отечественной и зарубежной педагогики и культуры, являющиеся этапными в осознании и разработке проблемы правового воспитания дошкольников и обогащающие ее новым содержанием. Несмотря на то, что история развития идеи правового воспитания до сих пор изучена недостаточно, использование достижений педагогической мысли прошлого помогает глубже понять сущность и истоки ее возникновения, ставить и решать новые задачи воспитания дошкольников с учетом предшествующего опыта. Археологические данные позволяют нам судить о том, как обращался с ребенком первобытный человек. Детоубийство для первобытной культуры было обыденной нормой. Ребенка не считали человеком до обряда инициации в подростковом возрасте, после чего он становился полноправным членом первобытной общины. Даже в тех племенах, которые вызывают похвалу антропологов внимательным отношением к малышам, это внимание только к нуждам тела, а не к чувствам. Античное и раннее христианское общество вводят жестокие наказания за совершенные ребенком проступки. В этом ученые видят зачатки последовательности родительских воздействий и внимания к детям. Родители считают ребенка своей собственностью, оставляют за собой право делать с ним все, что захочется. Историки отмечают, что принесение детей в жертву для религиозных обрядов и других нужд было легальным (например, ребенка могли замуровать в стену при закладке здания). Прогрессивными для античной культуры явились мысли Сократа, Платона, Аристотеля о гражданской добродетели как неотъемлемой черте гражданина, где важное место занимала законопослушность. Аристотель отмечал роль закона в воспитании добродетельности. Цицерон, Квинтилиан и их последователи цель воспитания видели в серьезной подготовке молодого человека к исполнению гражданских обязанностей. С 4 по 13 век нашей эры в Европе сказывается влияние христианства: несмотря на то, что детская смертность ещё очень высока, детоубийств становится все меньше и они признаются незаконными. С первых дней жизни детей отдают на несколько лет кормилицам (все, кому позволял доход), а потом в услужение, в заложники (в дворянских семьях), в монастыри или на воспитание в другие семьи. Ребенка не оставляет ощущение брошенности, покинутости родителями, что объясняет тоску, страхи и агрессию взрослого человека средневековой эпохи. Средневековое общество относится к детям амбивалентно: ребенок видится взрослому миру одновременно невинным и греховным. Невинность ребёнка понимается в том смысле, что его невозможно развратить, а «греховность» нужно усмирять жестокими порками. Ллойд Демоз в своей «Психоистории» писал об одном немецком школьном учителе, который подсчитал, что в общей сложности отвесил 911 527 ударов палкой, 124 000 ударов плетью, 136 715 шлепков рукой и 1 115 800 пощёчин [2]. Большинство средневековых авторов описывает очень суровые сцены избиения. Юристы 13 века оценивали положение дел так: «Если ребёнка бьют до крови, это будет ему хорошая память, если же его забивают до смерти, тут дело касается закона» [1, 198]. Законы государств Средневековья мало уделяют внимания подрастающему поколению. Известны случаи, когда в странах средневековой Европы детей, в том числе маленьких, суды приговаривали к жестоким уголовным наказаниям, даже смертной казни, за ересь и колдовство. Потому что в уголовном праве не было предусмотрено отдельного подхода к несовершеннолетним преступникам. В то же время, Средневековье подарило нам мыслителей с мировым именем, первые письменные труды по воспитанию детей. Среди них Ф.Аквинский, Г.Сен-Викторский, П.Абеляр, В.де Бове и др. Винсент де Бове (1190-1264) - монах, энциклопедист, наставник детей французского короля в воспитании ставил на первое место нравственность. В педагогическом трактате «О воспитании знатных детей» требует осознанного и радостного смиренного подчинения ученика учителю, добровольного принятия наказаний с пониманием их пользы. Он считал, что, тот, кто не умеет подчиняться, не умеет управлять. В эпоху Возрождения идеи гражданско-правового воспитания рассматривались в тесной связи с правом долженствования. П.Верджерио, Л.Бруни исполнение гражданского долга связывали с подчинением закону, праву. В XVII веке чешский ученый и философ-гуманист Я.А. Коменский первым в истории обосновал принцип, согласно которому объективно существующее природное равенство людей и одинаковая потребность каждого индивида в умственном и нравственном развитии есть залог успехов всего человечества. Дж.Локк в книге «Мысли о воспитании» (1693) сформулировал цель воспитания: становление гражданина, формирование нравственного характера. Он считал, что программа воспитания джентльмена должна включать не только подготовку к успешному ведению дел, но и формирование гражданской ответственности, способности приносить пользу стране, вести добродетельную жизнь. С конца XVIII в. в государственных школьных системах стали вводиться учебные курсы законоведения, моральных и политических наук для гимназий и других школ. В 1783 г. по высочайшему повелению императрицы вышла в свет книга «О должностях человека и гражданина», которую изучали в училищах. Важной задачей морального воспитания подрастающего поколения являлось изучение законов. В XIX столетии в России вопросы воспитания законопослушных граждан поднимались в трудах педагогов-демократов А.Н. Радищева, А. И. Герцена, В. Г. Белинского, А. Н. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева. Законодательство в той или иной степени изучалось в различных учебных заведениях. После Октябрьской революции 1917 г. вышел первый советский учебник для школ по социологии. Его автор Г.А. Энгель отмечал роль правового воспитания в становлении гражданина Советской республики, отмечал взаимосвязь права и морали как регуляторов поведения, влияющих на уровень гражданственности личности. В работе П.Ф. Каптерева «Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей» (1908) поднимается вопрос о воспитании чувства законности у детей. А.С.Макаренко, основавший в 1920 г. трудовую колонию для беспризорников и несовершеннолетних, основными задачами правового воспитания считал выработку положительных привычек детей и формирование сознательного отношения к праву и дисциплине. 30-е гг. XX столетия наложили отпечаток на содержание правового воспитания и обучения. Актуальные педагогические идеи не были реализованы в силу отсутствия подготовленных педагогических кадров, владеющих правовой компетентностью, слабой разработанности методики правового воспитания, гипертрофированности идей правового просвещения в рамках изучения Конституции СССР. В 1923 г. в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей. В Декларации впервые подчёркивалось, что всё человечество должно заботиться о защите прав детей. Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребёнка сложилась гораздо позже. Декларация прав ребёнка была принята в 1959 г. и стала первым документом по признанию и соблюдению прав детей путём законодательных и других мер. Декларация явилась смысловой основой для нового важнейшего международного документа - Конвенции о правах ребёнка. В XX-XXI веке были приняты следующие документы, в которых говорится о правах ребёнка: Международные: • 1923 г. - Женевская декларация прав ребёнка; • 1948 г. - Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Опубликована в России в 1988г.); • 1959 г. - Декларация прав ребёнка (принята Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 г.); • 1989 г. - Конвенция о правах ребёнка; • 1990 г. - Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Нормативные документы Федерального уровня: • Конституция РФ; • Гражданский кодекс РФ; • Уголовный кодекс РФ; • Семейный кодекс РФ; • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; • Федеральный закон «Об образовании в РФ»; • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. С 1 января 1997 г. в Российской Федерации была введена уголовная ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. В том случае, если родители жестоко обращаются с ребёнком, они должны нести наказание в соответствии со ст. 156 Уголовного кодекса. Право ребёнка на защиту своих законных интересов закреплено в ст. 56 Семейного кодекса. Должностные лица и граждане, которым известно об угрозе жизни или здоровью ребёнка или о нарушениях его законных интересов, должны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребёнка. Для проверки сообщений представители этого органа (с привлечением сотрудников полиции) наделены правом посещения таких семей с последующим принятием решений. Сегодня актуальность проблемы воспитания правовой культуры дошкольников обусловлена: - обозначенной в Декларации прав ребенка необходимостью признания и соблюдения прав детей путём законодательных и других мер. В десяти принципах Декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление; - признанием в Конвенции ООН о правах ребёнка (1989) необходимости рассматривать ребёнка как субъекта права, которому предоставлен весь спектр прав человека; признанием за каждым ребёнком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на воспитание; развитие; активное участие в жизни общества. Конвенция увязывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребёнку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее; - определением в статье 2 «Закона об образовании в РФ» понятия воспитания как процесса развития личности, создания условий для самоопределения и социализации на основе принятых в обществе правил и норм поведения; -обозначением в ФГОС дошкольного образования необходимости формирования общей культуры личности детей, обуславливающей усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные ценности. По мнению исследователей А.В. Запорожца, Д.В. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова, Н.Е. Вераксы и др., интеллектуальные возможности детей дошкольного возраста позволяют сформировать у них представления и понятия, отражающие существенные связи и зависимости различных областей действительности. Дети 5-6 лет вполне осознают и чувствуют несправедливость как по отношению к себе, так и по отношению к другим (любимым героям мультфильмов, к друзьям, родителям). Опираясь на такое проявление чувства справедливости, возможно рассчитывать на понимание ребёнком не только прав и обязанностей любого человека, но и своих. В исследованиях, выполненных в 90-е годы 20 века, уточнено понятие «правовое воспитание», его роль в формировании правового государства, обоснована необходимость гармоничного сочетания нравственного и правового воспитания в гражданском обществе (С.Н. Апиян, 2001); конкретизировано понятие «гражданственность» по отношению к детям старшего дошкольного возраста (В.А. Казаева, 1999), доказана целесообразность и возможность формирования у старших дошкольников представлений о правах человека (С.В. Федотова, 2000). В настоящее время разработаны принципы (Т.В. Болотина), содержание (Я.В. Соколов, В.В. Антонов), формы и методы (А.С. Прутченков, Е.С. Шабельник, М.А. Шкробова), условия (Н.Ю.Ган, А.Ф. Никитин, С.А. Морозова, Т.А. Степанова, Е.А. Певцова, З.К. Шнекендорф, А.Н. Тубельский) гражданско-правового воспитания школьников и детей дошкольного возраста. Мы рассматриваем правовое воспитание ребенка-дошкольника как социально, культурно, педагогически и личностно обусловленный процесс овладения детьми знаниями о своих правах и обязанностях, способами оценивания собственных поступков и поведения других людей с точки зрения норм права, опытом правового поведения в различных видах деятельности. Успешность работы по правовому воспитанию дошкольников зависит от многих факторов. Важнейшим из них является повышение правовой культуры родителей. Многие молодые родители имеют низкий уровень культуры и компетентности в вопросах воспитания детей, что выражается в безответственном отношении к выполнению своих воспитательных функций, безграмотности в решении проблем воспитания, исчезновении совместных форм деятельности, возрастающем дефиците теплоты и внимательного отношения друг к другу. Зачастую права детей нарушают сами родители. Это приводит к формированию неадекватной самооценки у ребенка, неуверенности в своих силах, развитию отрицательных форм самоутверждения в обществе, а также может выражаться в задержках психического и речевого развития, проявлении девиантного поведения. Поэтому формирование педагогической и правовой компетентности родителей должно выступать одной из важнейших задач современного общества, частью государственной социальной политики [3, 97]. Идея правового воспитания развивалась, периодически терпела поражение, что зависело не столько от педагогики, сколько от более широкого социального контекста. Бережное отношение к научно-педагогической мысли предыдущих лет, учет данных современных исследований имеют исключительно важное значение для изучения проблемы правового воспитания детей дошкольного возраста, так как в данных исследованиях содержатся истоки идеи правового воспитания, теоретические предпосылки для постановки задач, разработки концепций и методик в современной теории и практике дошкольного образования.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.