ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ И ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ Мохова Л.А.,Спирина Т.А.

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова


Номер: 12-6
Год: 2015
Страницы: 53-56
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

поликультурная и полиэтническая образовательная среда, дети-мигранты, социальная адаптация , multicultural and multi-ethnic educational environment, migrant children, social adaptation

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье изучены возможности поликультурной и полиэтнической среды в решении проблем детей-мигрантов.

Текст научной статьи

В последние десятилетия миграция стала одной из острых мировых проблем. Миграционные процессы во всем мире, в том числе и в России, достигли небывалых масштабов. Появление людей разных национальностей, культур, религий, из разных социокультурных слоев определяет статус общества как полиэтничного, многоязычного. Возникают проблемы взаимодействия представителей разных культур и религий, обостряются межэтнические конфликты. Одна из главных проблем, с которой сталкиваются мигранты на новом месте жительства, это - проблема социокультурной адаптации. Адаптация представляет собой сложный, многоаспектный и часто длительный процесс, связанный с переживанием мигрантами перемен культурных различий, изоляции, негативного отношения принимающего общества. Наиболее серьезные психологические нагрузки, связанные с переселением, испытывают дети, т.к. вынуждены входить в новую культурную и образовательную среду, в новый коллектив сверстников. В современных условиях в связи с усилением миграции среда любой образовательной организации представляет собой спектр этносов, субкультур. Полиэтничность современной школы усиливает социальную неоднородность, обостряет проблему межэтнических взаимоотношений. Как показывает анализ работ А.С. Джангазиевой, С.К. Бондаревой [3,5] у детей мигрантов возникает ряд проблем адаптации в новое школьное окружение. Многие дети испытывают трудности в общении со сверстниками; нередки конфликты, связанные с культурными различиями в отношениях, ценностях, нормах и ритуалах поведения. Дети сталкиваются с проявлениями ксенофобии и мигрантофобии как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников, которые копируют слова и поведение значимых взрослых. Таким образом, рост числа детей из семей мигрантов, усиливающееся этническое и культурное многообразие в современных российских школах становится источником многих проблем. А каким образом ресурсы полиэтнической и поликультурной среды могут быть использованы в решении проблем детей из семей мигрантов? Сам феномен поликультурности стал предметом особых исследований в США во второй половине XX века. М. Гордон называет поликультурной среду, в которой оказываются представители двух или более этносов; культуры различных групп смешиваются и образуют новую культуру, которая несколько отличается от культур каждой из групп в отдельности, тем самым привнося новые культурные парадигмы в жизнь страны [8]. А. Н. Джуринский поликультурной средой считает общество, которое состоит из отличных социальных групп, обладающих особой культурой, и принимает различные культурные ценности [6]. Поликультурная образовательная среда, по мнению О. Л. Колоницкой, - это «часть образовательной среды, представляющая совокупность условий, влияющих на формирование личности, ее готовность к эффективному межэтническому и межкультурному взаимодействию, эмпатии, пониманию других культур и этнокультур, толерантному отношению к представителям других культур и этносов» [7, с. 2]. А. И. Богданова подчеркивает роль поликультурной образовательной среды в понимании ценностей общечеловеческой, национальной и индивидуальной культуры разнокультурными индивидами внутри самой среды; в адаптации личности к культуре посредством образования» [2]. При всем различии подходов к пониманию феномена поликультурной образовательной среды, многие исследователи едины во мнении: такая среда способствует эффективному взаимодействию представителей разных культур и этносов, успешной адаптации личности к образовательному учреждению и принимающему обществу в целом. Опыт контактов в условиях культурного разнообразия способствует успешной интеграции личности в мировую культуру, формируя при этом этническое и общенациональное самосознание. Термин «полиэтническая образовательная среда», по мнению Л.Н. Бережновой, включает «более тонкие конструкты образовательной среды, не только культурные, но и более глубокие - этнические (народные) особенности. [1. С. 120]. Если понятие «поликультурная образовательная среда» достаточно однозначно рассматривается в научных трудах, то термин «полиэтническая образовательная среда» не является устоявшимся. В научной литературе это понятие часто употребляют в узком значении - как среду, в которой взаимодействуют субъекты образования, принадлежащие к различным национальностям. По нашему мнению, представляет интерес точка зрения Т. В. Поштаревой, которая рассматривает понятие «полиэтническая образовательная среда» как часть образовательной среды образовательного учреждения, совокупность условий, способствующих формированию у личности готовности к эффективному межэтническому взаимодействию, сохранению своей этнической идентичности, к пониманию и уважению других этнокультур[8]. Полиэтническая среда является своего рода способом существования, деятельности и общения людей различных наций и народностей в определенных конкретно-исторических, общественных отношениях. Она включает в себя непосредственное окружение личности и представляет собой единство сущности и существования человека и наций, материальных и духовных факторов жизнедеятельности представителей различных народов в определенном социальном пространстве и времени, в определенных конкретно-исторических и географических условиях, которые формируют человека как субъекта этнического самосознания и культуры. Анализ литературы позволил выявить следующие проблемы, возникающие в работе педагога в условиях полиэтнической среды [9, 11]. Обучающиеся, являющиеся представителями какого-либо этноса, кроме индивидуально-психологических особенностей, обладают и этнопсихологическими характеристиками, которые, в свою очередь, влияют на восприятие и усвоение получаемых знаний, на степень эффективного приспособления учащихся к педагогическому процессу. Они по-разному воспринимают стиль поведения педагога, предъявляют неодинаковые требования к его личностным качествам. Например, народы Северного Кавказа склонны сразу оказывать противодействие, если приемы воспитательного воздействия им непривычны или задевают их самолюбие. Жители Средней Азии положительно реагируют на воспитательные воздействия, если они уважительны по отношению к их нации. Дети из семей мигрантов обладают специфическим опытом, который предшествовал миграции и который во многом определил условия их социализации - акцент, манеры, взгляды, привычки и др. Педагоги отмечают, что в детской среде нередко возникает неприязнь по отношению к людям другой национальности (обычно в скрытой форме), допускаются недоброжелательные высказывания о представителях другой национальности, их обычаях и традициях. В разговорной речи используются шутки, а также сложившиеся в прошлом их прозвища. Источником конфликта может стать и сам педагог, не обладающий готовностью к работе в условиях полиэтнического образовательного пространства, конфликтной компетентностью, навыками эффективной коммуникации, медиативными техниками. Учитель в первую очередь сам должен преодолеть этноцентрические установки, учитывать не только обученность, но и национальные, социальные особенности, особенности национального коммуникативного поведения, ценностные ориентации детей разных этносов, обладать культурой межнационального общения [11]. В то же время, мы считаем возможным, минимизировать негативные проявления и максимально использовать ресурсы поликультурной и полиэтнической образовательной среды для интеграции детей-мигрантов. В настоящее время широко распространено использование инклюзивного подхода для успешной адаптации мигрантов в образовательной среде. В статье «Десять шагов к равенству в образовании», опубликованной в бюллетене Организации экономического сотрудничества и развития за январь 2008 года, подчеркивается, что «включающее (инклюзивное) образование для мигрантов и этнических меньшинств - ключевой фактор в ответ на те вызовы, которые встают перед школой в поликультурном социуме» (по 10). Инклюзивная школа способна принять любого ребенка, в том числе ребенка-мигранта, с учетом его особых образовательных потребностей [10]. По нашему мнению, реализация следующих педагогических принципов деятельности в поликультурной и полиэтнической среде будет способствовать успешной адаптации детей - мигрантов: комплексный подход; принцип толерантности и поликультурности; решение общих проблем адаптации детей - мигрантов, наделенных сходными чертами, специфическими поведенческими особенностями; учет культурного контекста; учет возрастных особенностей детей в процессе адаптации; учет индивидуальных особенностей личности ребенка; принцип содействия формированию здоровой этнической идентичности; междисциплинарный подход к адаптации детей - мигрантов [4]. Принцип комплексного подхода предполагает, что в школе как сложной педагогической системе, необходимо вести работу не только с детьми - мигрантами, но и с педагогами, администрацией школы и другими учащимися. Адаптация детей - мигрантов к принимающей культуре и образовательной среде - это процесс двусторонний, адаптироваться должны не только мигранты, но и принимающее общество. Принцип толерантности и мультикультуризма основан на уважении и признании равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой - либо точки зрения. Развитие взаимной толерантности является основой формирования позитивного диалога между детьми - мигрантами и местными детьми. Принцип решения общих проблем адаптации детей - мигрантов предполагает, что дети - мигранты - это определенная социальная группа, наделенная сходными чертами, специфическими поведенческими особенностями и имеющими общие проблемы, независимо от их этнической и гражданской принадлежности, поэтому необходимо выделить эти проблемы и решать их. Принцип учета культурного контекста означает, что каждый мигрант - носитель специфической культуры и субкультуры. Поведенческие способы адаптации определяются той культурной средой, в которой он социализировался, поэтому в педагогическом процессе необходимо учитывать специфику их жизненного опыта и культурные особенности. Принцип учета возрастных особенностей в процессе адаптации ориентируется на решение проблем, характерных для детей - мигрантов в определенном возрасте. В связи с этим для детей разного возраста должны быть разработаны социально - педагогические и психологические программы адаптации. Принцип учета индивидуальных особенностей личности ребенка предполагает, что дети - мигранты - это не только представители специфической социальной группы с определенной культурой, а это индивидуальность, в которой преломляются культурные, социальные, этнокультурные факторы, а также уровень толерантности, направленность поведенческих реакций в проблемной ситуации, склонность к депрессивным состояниям, уровень тревожности, наличие автостереотипов и гетеростереотипов, состояние мотивационно - потребностной сферы. Согласно принципу содействия формированию здоровой этнической идентичности адаптация должна проходить через осознание ценности и значимости собственной культуры и собственной личности, формирование способности соединить различные ценностные системы, чтобы освоив и приняв их, сохранить свою самобытность, свою культуру. Принцип междисциплинарного подхода к адаптации детей - мигрантов учитывает не только культурный и общий социальные контексты, но и специфику конкретной ситуации: материальное состояние, жилищные проблемы, круг контактов, изменение социального положения, характер отношения местного населения. Мы предполагаем, что опора эти принципы позволит максимально использовать возможности поликультурной и полиэтнической образовательной среды для преодоления негативных последствий переезда в другую страну или регион, для успешной интеграции личности в мировую культуру, формируя при этом этническое и общенациональное самосознание индивида, умение жить вместе, понимание того, что все разные.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.