ВЛИЯНИЕ РАССКАЗЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ, СОЦИАЛЬНОЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНИКА Белевич Н.А.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации


Номер: 12-7
Год: 2015
Страницы: 68-71
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

коммуникация, рассказ, рассказческая деятельность, эмоциональное развитие, интеллектуальное развитие, социализация, дошкольник, Communication, story, rasskazchika activities, emotional development, intellectual development, socialization, preschool child

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Статья посвящена комплексному анализу влияния рассказческой деятельности на развитие психических функций ребёнка дошкольника. В следствии этого происходит повышение уровня общего и социального интеллекта, что способствует более успешной социализации в обществе, а так же влияет на эмоциональное состояние в целом.

Текст научной статьи

Термин «Рассказ» в его жанровом значении обычно применяется ко всякому небольшому повествовательному прозаичному литературному произведению с реалистической окраской, содержащему развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии, случае, житейском эпизоде и т. п.[3, c.652]. Для нас рассказ интересен тем, какие процессы в развитии личности человека он затрагивает. Первые работы посвященные изучению рассказческой деятельности были связаны с театральным искусством. Одним из основоположников изучения этого вопроса был Николай Сергеевич Говоров, который будучи актёром, практически всю свою жизнь посвятил эксперементальным поискам «большой жизненной правды на сцене», продолжая дело великих русских актёров М. С. Щепкина, П. М. Садовского, А. С. Горбунова, В. Н. Андреева-Бурлака, Е. Б. Вахтангова, К. С. Станиславского. Первоначально, на интуитивном уровне он делал это в области чтецкого искусства и понял, что рассказ ˗˗ это главное звено всего процесса общения людей. Отличительной чертой работ Н. С. Говорова является тот факт, что после продолжительных поисков истины по данной теме, он перешёл к поиску научного обоснования и фундаментом для такого поиска послужили работы Б. Г. Ананьева. [2, с. 7] Таким образом, понятие «рассказ» из литературы перешло в психологию и в широком смысле и прямом значении является преимущественно развёрнутой формой речи, содержащей в себе определённый объём информации о каком-либо предмете, явлении, качестве, состоянии чего-либо. Рассказ в значении действия относится к определённому виду деятельности, которую Н. С. Говоров определил как «рассказческая деятельность», непосредственно относящуюся к деятельности общения, но в той или иной мере проникающей во все остальные виды деятельности людей, такие как трудовая и познавательная. Другими словами за передачей информации людей скрывается и передача знаний, жизненного опыта, мыслей. Речевой материал, складывающийся в рассказ, представляет собой словесно объективную форму отражения действительности человеческого мышления. Он является своеобразным психологическим срезом личности рассказчика. Таким образом, рассказ учит мыслить и тренирует мышление. Так, тот кто повествует, в ходе рассказа начинает лучше понимать то, о чем он говорит, так как приходится выстраивать логику и последовательность событий для вербализации. Рассказ только тогда воспринимается слушающим, когда слушающий повторяет все те мыслительные операции, которые совершаются рассказчиком в процессе формирования и изложения его мысли. Поэтому у слушающего так же активизируются мыслительные процессы. Восприятие рассказа не только тренирует сам процесс мышления в его логических и психологических законах, но и изменяет отношение слушающего к реальной действительности. Обогащая слушающего новыми фактическими знаниями, рассказ расширяет количество приобретаемых слушающим знаний и качественно изменяет познавательные способности слушающего человека. Если рассказ вызвал у слушающего интерес к чему-либо, то у слушающего обостряется наблюдательность. Развитие интереса обостряет активность конкретно чувственного восприятия действительности, рассказ начинает активно влиять на сенсорику слушающего, только не со стороны внешней по отношению к человеку действительности, а через внутреннюю сторону психической деятельности. Влияние рассказа на сенсорику человека идёт по линии развития активного восприятия через тренаж центральных анализаторов. [2, с.263] Следуя этому, в нашей работе термин «рассказческая деятельность» это возможность человека максимально активизировать работу психических функций для восприятия и в дальнейшем, для воспроизведения литературного произведения. Эта форма работы и деятельности тесно связана с таким направлением как арт-терапия, и её конкретными направлениями - сказкотерапия и имаготерапия, но имеет свои особенности работы, разработанные и реализованные на базе центра «Адаптации и развития человека им. Н. С. Говорова». Программа направлена на развитие и коррекцию психического развития дошкольников, с акцентом на интеллектуальное развитие, формирование коммуникативных навыков, коррекцию эмоционального и нравственного развития детей дошкольного возраста. В основе программы лежит работа с художественными произведениями. Каждое произведение проходит тщательный отбор по следующим критериям: 1. Художественное произведение должно соответствовать возрасту ребёнка. 2. Художественное произведение должно нести смысловую нагрузку, направленную на решение какой-либо жизненной ситуации, через образы литературных героев (рассказы о дружбе, об отношении к живой природе, о взаимоотношениях в семье). 3. Литературный рассказ должен быть позитивным, без мрачных оттенков. Для детей дошкольного возраста (3-5 лет) используются произведения В. Г. Сутеева, Г. М. Цыферева, К. Д. Ушинского и работа проходит в форме настольного театра. Для детей 5-7 лет работа проходит в более сложном варианте, без наглядного материала и используются рассказы Н. Н. Носова, Л. Н. Толстого, В. А. Осеевой. Структура занятия состоит из трёх частей. Первый этап работы - это разминочная часть включает в себя речевые и дыхательные упражнения, направленные на активизацию психических процессов и тренировку речевой мускулатуры. Для этого используются игры с использованием чистоговорок и скороговорок. Основной задачей разминки является формирование качественной (разборчивой и понятной) речи, улучшение кровоснабжения головного мозга и создание положительного эмоционального фона для дальнейшей работы. Как правило дети с удовольствием участвуют в разминке, позитивно воспринимают такие формы как групповые и индивидуальные соревнования: «Кто скажет громче?», «Кто скажет четче?», «Кто скажет быстрее?», «Кто скажет тише?». С удовольствием предлагают свои скороговорок и даже самостоятельно сочиняют новые, что уже на данном этапе работы частично решает поставленные задачи. Второй этап работы ˗˗ основная часть, заключается в том, что ведущий (педагог, психотренер) рассказывает подготовленное литературное произведение. Для младшего дошкольного возраста, учитывая особенности психических возможностей ребенка, рассказ осуществляется с помощью настольного театра, где сюжет воспринимается не только через аудиальную систему, но и подкрепляется визуальным каналом восприятия [1, с.22] . Также данная форма работы имеет место и для более старших детей на начальном этапе работы. Для детей более старшего возраста от 5 до 7 лет литературное произведение рассказывает рассказчик. Для качественного рассказа для рассказчика (ведущего), создаётся импровизированная сцена. Задача рассказчика рассказать подготовленное литературное произведение так, как это сделал бы актёр на сцене, передавая необходимые интонации, выдерживая нужный темп. Рассказ должен быть эмоционально окрашен, захватывать внимание слушающих детей и удерживать их интерес к произведению до конца. Для опытного рассказчика эта деятельность сравнима с работой актёра в моноспектакле, поэтому для приобретения этого навыка рассказчику также необходимо формировать это умение. Для начала рекомендуется рассказывать с помощью настольного театра, т.к. дополнительные визуальные атрибуты и формат литературных произведений для более младшей категории детей несколько упрощают эту работу. Далее, после прослушанного рассказа детям предлагается его пересказать. Там где использовался настольный театр дети по очереди воспроизводят услышанный рассказ, также, как это делал рассказчик. В то время, пока один ребёнок пересказывает услышанное им, остальным детям предлагается заняться творческой работой: нарисовать рисунок, сделать аппликацию, слепить литературных героев. Для этого детям предоставляется оборудованное рабочее место, как правило это стол на котором есть все необходимые материалы для творческой работы. Можно предложить распределиться по ролям и сделать себе маски соответствующего героя, для дальнейшей работы. В более старшей возрастной группе на начальном этапе работы можно работать по такому же плану, но в дальнейшем для усложнения деятельности формы работы с пересказом становятся иными. Дети могут пересказывать в парах друг другу и дополнять рассказы друг друга. Можно тренировать развернутую и редуцированную форму рассказа, т.е. один рассказывает как можно ближе к тексту, а другой только выделяет основную мысль. В более совершенном варианте, ребёнку предлагается «выступить» с пересказом на сцене. Для ребёнка, который работает в пересказе, основной задачей является раз от раза, от занятия к занятию, под руководством ведущего (психотренера, педагога) совершенствовать свой навык рассказческой деятельности, а именно: стремиться рассказать наиболее точно, передавая эмоциональные оттенки, интонации героев произведения. Совершенствование точности пересказа напрямую будет зависеть от увеличения объёма внимания и памяти, совершенствования логического мышления, расширения словарного запаса. Появление умения передать эмоциональную окраска произведения и поведения героев свидетельствует о совершенствовании коммуникативных навыков, раскрепощенности в процессе общения. Третий этап ˗˗ это подведение итогов, анализ произведения. Так как каждое произведение должно отвечать критерию - «смысловая нагрузка», то занятие завершается тем, что детям вместе с ведущим предлагается поразмышлять над поведением героев, осмыслить всё происходящее в рассказе, высказать своё мнение. В процессе данной работы у детей расширяется кругозор, рефлексия, приобретается опыт социального взаимодействия, на примере литературных героев. За счёт этого формируется навык решения жизненных ситуаций. Обычно эта часть работы проходит очень оживленно и с энтузиазмом со стороны детей, т.к. каждый из них получил свою степень интеллектуальной и эмоциональной нагрузки, за что обязательно услышал похвалу. Собственные достижения поднимают самооценку, и при правильно построенной психологической работе можно увидеть как детки раскрепощаются и чувствуя уверенность в себе активно высказывают свою точку зрения. Раз в месяц или в квартал можно устраивать импровизированные спектакли по наиболее полюбившимся произведениям для родителей. Это даёт дополнительную интегральную нагрузку для психического развития и добавляет в жизнь детей и родителей больше положительных эмоций. Не важно какие результаты у ребёнка в начале. Как правило справиться с простейшим пересказом может любой ребёнок. Самое важное ˗˗ это отмечать достигнутые результаты, а они есть всегда и у каждого. Подводя итоги, можно говорить о том, что работа с литературными произведениями может быть очень эффективна в плане развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольников, эмоционального развития, а так же будет способствовать более успешной социализации за счёт приобретенных навыков коммуникативной деятельности и приобретенного социального опыта через анализ обстоятельств литературного героя.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.