ЮГО-ЗАПАДНЫЙ КИТАЙ: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ЭТНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА Бочарникова М.В.

Санкт-Петербургский государственный университет


Номер: 12-7
Год: 2015
Страницы: 156-160
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

малочисленные неханьские народы Китая, традиционное природопользование, этнический туризм, Юго-Запад Китая, non-Han Chinese population, traditional environmental management, ethnic tourism, Southwest of China

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассмотрены основные этапы формирования этнокультурных особенностей горных районов юго-западных провинций Китая - Юньнань и Гуйчжоу - и прилегающих к ним районам Гуанси-Чжуанского автономного района и провинции Сычуань. Для Юго-Западного Китая характерна самая высокая в Китае доля малочисленных неханьских народов - 35% от всего населения региона, которые находятся на разных ступенях исторического развития, сохранили многие черты традиционного уклада. Сложившееся сочетание различных этнокультурных особенностей на относительно небольшой площади, вкупе с уникальным рельефом региона создает благоприятные перспективы для развития этнического туризма в регионе.

Текст научной статьи

На сегодняшний день гористые районы Юго-Запада Китая - провинции Юньнань и Гуйчжоу, юго-запад провинции Сычуань и северо-запад Гуанси-Чжуанского автономного района - являются регионом с наиболее разнообразным этническим составом населения. На территории Юго-Западного Китая проживает более 129 млн. человек (2013 г.) [1], причем большая часть населения сосредоточена на востоке региона - на востоке провинции Юньнань, в провинции Гуйчжоу и на северо-западе Гуанси-Чжуанского автономного района. На Юго-Западе Китая проживает 28 из 56 народов, населяющих страну, и говорят они на языках четырех языковых семей - китайско-тибетской, паратайской, австроазиатской и алтайской, причем 27 неханьских народов составляют порядка 35% населения - самый высокий показатель в Китае. Народы китайско-тибетской языковой семьи представлены китайцами (ханьцами) и народами тибето-бирманской группы, из которых в данном регионе наиболее многочисленными являются ицзу. К ицзу этнически и по языку близки следующие народы: бай, хани, лису, лаху, наси, а также ачан. Представителями тибето-бирманских народов также являются тибетцы, основная масса которых проживает в соседнем Тибетском автономном районе. Своеобразные этнические группы тибетцев составляют пуми и цзино Северо-Западной Юньнани. В качестве особых малых народов, близких к тибетцам, выделяются ну и дулун Северо-Западной Юньнани. Несколько особняком среди тибето-бирманцев Китая стоят юньаньские цзинпо, переселившиеся с севера, возможно из района Цинхая, около 400 лет тому назад. Самую крупную группу некитайских национальностей Китая составляют народы, говорящие на тайских языках. Наиболее многочисленны чжуаны. К чжуанам по культуре и языку очень близки расселенные к северу от них (главным образом в провинции Гуйчжоу) буи. Другими народами тайской группы, живущими в непосредственном соседстве с буи Гуйчжоу, являются дун и шуй. На тайских языках говорят также маонань и мулао. По языку к этим народам близки дай, или тай, состоящие из двух обособленных этнических общностей: тай округа Дэхун, близких к соседним шань Бирмы, и тай округа Сишуанбаньна, близких к лао Лаоса. Значительную группу некитайского населения представляют народы мяо-яо австроазиатской семьи. Самый многочисленный народ этой группы - мяо, расселенный почти по всему Южному Китаю от Юньнани на западе до Гуандуна на востоке, распадается на несколько этнических групп, которые сильно отличаются друг от друга по своим диалектам, элементам материальной и духовной культуры. Локальные группы мяо часто бывает трудно отграничить от родственных им яо, проживающих в тех же провинциях. Группа палаунг-ва австроазиатской семьи языков представлена в Китае тремя народами Южной Юньнани: ва, булан и дэаны; все они еще недавно характеризовались хозяйственной и культурной архаичностью, сохранением многих черт первобытнообщинного строя. Столь разнообразный этнический состав региона, как и история его развития во многом обусловлены природными условиями Юго-Запада страны, значение которых для ведения хозяйственной деятельности в регионе весьма неоднозначно. С одной стороны, благоприятный климат территории и богатство её природными ресурсами создают подходящие условия для проживания. Благодаря теплым зимам, длительному вегетационному периоду здесь произрастает богатейшая по составу и разнообразию лесная растительность, население получает по 2-3 урожая в год. С другой стороны, пересеченность рельефа и распространение карста сузили зону сельскохозяйственной деятельности до глубоких долин и межгорных котловин, где плоский рельеф и мощные отложения наносов позволили создать сельскохозяйственные угодья. На основе анализа исторических источников можно выделить 3 этапа, в течение которых формировался этнический состав населения и этнокультурные особенности народов. Первый этап (1,8-1,6 млн. лет назад - 6 в. до н.э.) охватывает палеолит, мезолит, неолит и энеолит. В этот период происходит заселение горных долин и освоение большей части Юго-Западного Китая, становление основных черт примитивного хозяйства и связанных с ним культурных особенностей, зарождение металлургии. В неолите и энеолите происходило обособление четырех культурных ареалов: оз. Дяньчи и юг Юньнани; Чжаотун-Бицзе и Цзяньчуань-Дали (оз. Цанъэр), которые отличаются временем возникновения и особенностями орудий и керамики [2]. В это время были одомашнены многие местные растения (рис, бамбук, чай, тунговое и лаковое деревья и т.д.), которые и сегодня составляю основу хозяйства малых народов региона. Значительный толчок получило развитие строительства: на смену полуземлянкам пришли хижины, частично, свайные [3]. На постройку домов первоначально шел чаще всего бамбук, затем дерево. До сих пор бамбуковые дома встречаются у булан, дэан, гэлао, южных буи и т.д. К 6 в. до н.э. территория всего юго-запада Китая уже была заселена предками тибето-бирманских народов на западе, тайских - на востоке и народов группы палаунг-ва на юге. В конце этого этапа зародились широко распространенные на сегодня фестивали, во многом связанные с сельскохозяйственным циклом (например, Фестиваль Плодородия народности наси, Фестиваль факелов у ицзу), ювелирное дело (например, изготовление серебряных украшений у народов дай, мулао, маонань и др.), древние бронзовые барабаны, характерные для народности шуй, и др. культурные особенности. Этнические фестивали - один из наиболее посещаемых объектов туризма в регионе. Так во время «Фестиваля воды» (в апреле) народности дай билеты из Куньмина в Сишуанбаньна необходимо бронировать за недели до события Народы группы палаунг-ва, проживающие на самом юге провинции Юньнань, являются одними из древнейших национальностей Юго-Западного Китая. Для них вплоть до последнего времени были характерны черты первобытнообщинного строя и культурная архаичность: мотыжное подсечно-огневое земледелие и охота, свайные дома из бамбука. У ва, дэан, буланов, длительное время занимавшихся охотой, существуют нигде более не встречающиеся в Китае стрелометательные трубки (сумитаны) со стрелами отравленными аконитом. Дэан также считаются старейшими «чаеводами» Китая: в районе их проживания находится первичный ареал распространения чайного растения, а в нетронутых лесах растут дикие чайные деревья, возраст которых 1700-2000 лет. Второй этап - 6 в. до н.э.- первые века н.э. - это время существования первых государственных образований на данной территории, период активного формирования этнического состава населения. По мнению Р.Ф. Итса [2], в это время на юго-западе Китая шло интенсивное формирование этнического состава населения региона, связанное с притоком древних народов чу из района озер Дунтиин и Поянху, ба и шу из Сычуани в Юньнань, предков мяо и яо на северо-восток Гуйчжоу, прототайцев в 1-2 вв. н.э., вытесненных ханьцами с плодородных земель Гуанси-Чжуанского автономного района и провинции Гуандун. В результате притока прототайских народов в первых веках нашей эры происходили заимствования элементов китайской культуры дяньцами, в том числе и новые типы жилища - глинобитное и каменное (до последнего времени распространенное у тибетцев, народа маонань). Именно в этот период в 6 в. до н.э. в районе оз. Эрхай сформировались первые царства, или союзы племен, Сей и Куньмин. В 4 в. до н.э. народ чу сформировал в районе оз. Дяньчи первое крупное государственное образование Дянь, которое охватило провинцию Юньнань и запад провинции Гуйчжоу и просуществовало до 109 г. до н.э., когда район перешел под покровительство Ханьской империи. Однако, несмотря на то, что императорский Китай владел этой территорией вплоть середины 7 в., владение это было формальным. Третий этап (7-17 вв.) является периодом, когда на территории Юго-Запада Китая происходили важные этнополитические процессы: окончательное формирование этнического состава населения, существование мощных независимых государств. С этим периодом связаны многочисленные города Юго-западного Китая, где проживают малочисленные нехнаньские народности и сохранилась самобытная культура этих народов. Формирование собственной государственности возобновляется в 6 в., когда началось усиление народа цуань, а именно его этнической группы умань (прямые потомки дяньцев и предки народов группы ицзу [2]). Умань образовали вначале небольшое государство Дамэн, которое через 80 лет в 729 г. было преобразовано в государство Наньчжао. Это государство значительно расширило свою территорию, установив контроль над Северным Вьетнамом, северо-западом Мьянмы, южной частью Сычуани и практически всей провинцией Юньнань, а несколько позже и над провинцией Гуйчжоу, где проживали предки современных мяо. В 10 в. в Наньчжао началась борьба за престол, которая заканчивается образованием в 937 г. нового государства Дали. Древний город Дали, столица одноименного государства, - сегодня одно из самых популярных туристских направлений в провинции Юньнань. Здесь можно встретить много исторических достопримечательностей, старинных зданий и храмов, рядом находятся живописные Цаншаньские горы и озеро Эрхай. Древний город Дали в его нынешнем виде был построен в эпоху правления династии Мин (1368-1644). Но есть также некоторые строения, оставшиеся с более ранних времен. В частности, знаменитые Три пагоды, которые являются одним из символов Дали, были построены в эпоху правления династии Тан. Населяют город в основном народы бай и ицзу. С культурой народов бай также связаны такие города Юньнани, как Чжоучэн, Сичжоу и Шаси, основанные еще в период государств Наньчжао и Дали. Город Чжоучэн - это самое большое поселение представителей народности бай в Дали. В нем проживает более 1500 семей национальности бай. В городе можно увидеть типичные жилища людей бай с прилегающим внутренним двором. Город Сичжоу известен благодаря хорошо сохранившимся традиционным жилищам народа бай, на протяжении долгой истории в разное время он играл важную роль в жизни всего Китая. В отличие от многих других древних городов Китая, Сичжоу не подвергся сильной коммерциализации, и до последнего времени туризм там не был сильно развит. Свое существование государство Дали прекратило в последней четверти 13 в., когда оно было захвачено монгольской династией Юань. С этого времени Юньнань стала китайской провинцией. Лишь территория труднодоступной провинции Гуйчжоу осталась независимой, но и она пала в 15 в. при Минской империи, которая починила обитавших там мяо, тем самым утвердив окончательное господство Китая к югу от Янцзы. В это время произошло окончательное формирование этнического состава населения в результате миграций народов с востока и севера. Именно в период Наньчжао произошла значительная фильтрация в Юньнань тайских групп, что привело к появлению крупной этнической группы дай, и групп мяочан. Вместе с монголами из более северных районов на юго-запад Китая пришли предки современных пуми, а в 16 в. в Юньнань переселились с севера, возможно из района Цинхая, предки современных цзинпо. Для хозяйства населения юго-запада Китая этого периода характерны следующие особенности и изменения: - Колебания соотношения земледелия и скотоводства под воздействием мигрантов с севера. Причем один народ мог быть носителем как тех, так и других традиций [4], например, народы мяо и цзинпо. Этот процесс отразился в сочетании южных и северных типов питания, жилища и ремесел у народов юго-запада страны. - В минскую эпоху происходит распространение ткачества и обработки металла среди проживавших на юге Юньнани народов группы пауланг-ва - ва и дэан [4] под воздействием народа даи, которому этот район был передан в управление. С историей и культурой региона в 7-17 вв. также связан Вэйшань-И-Хуэйский автономный уезд. В этом месте зародилось древнее государство Наньчжао, а после его разрушения уже 14 веке здесь отстраиваются города, в которых сегодня проживают представители 23 национальностей, включая народы хань, и, хуэй, бай, мяо и лису, которые сохраняют свою самобытность. Здесь можно увидеть образцы архитектуры, имевшие распространение в эпоху правления династий Мин (14-17 вв.) и Цин (17-20 вв.). Более 30 исторических мест находятся под охраной специальных органов провинциального, префектурного и окружного подчинения. Среди них древний город, построенный в эпоху правления династии Мин, гора Вэйбао, одна из священных для даосистов гор в Китае, деревня Дун Ляньхуа (Восточный лотос), которая являлась постоянно действующим постом на пути конных караванов, проходивших здесь в эпоху правления династий Мин и Цин. Благодаря умению местных жителей самостоятельно красить ткани, Вэйшань-И-Хуэйский автономный уезд иногда называют «родиной китайского искусства крашения тканей». Ткани, созданные в Вэйшань-И-Хуэйском автономном уезде, экспортировались в Японию, Европу, Америку и Юго-Восточную Азию [5]. Город Лицзян, расположенный на севере провинции Юньнань, сегодня включен в список объектов мирового наследия ЮНЕСКО. Как говорится в заключении международной организации при ООН [6], слияние культур народов хань и наси «способствовало появлению исключительного городского ландшафта». Лицзян, основанный в 12 веке, в свое время был коммерческим центром и стратегически важным пунктом. Его «архитектура замечательна смешением элементов разных культур, существовавших рядом на протяжении веков». Этот город тесно связан с культурой народа наси: здесь можно ознакомиться с традиционной архитектурой народа, послушать концерт традиционного оркестра наси (древняя даосская храмовая музыка), посетить музей народности. С 17 века для этнокультурной обстановки в регионе характерны следующие процессы: активное заселение территории Юго-Западного Китая китайцами, планомерного вытеснения ими местного населения с коренных земель, ассимиляции и экономической блокады, а также активного освоения горнорудных ресурсов региона. Постоянные столкновения с китайцами, падение урожайности, высокие налоги привели уменьшению численности населения неханьских народов. С 1950 г. прекращаются гонения на коренные народы Юго-Западного Китая, проводятся лингвистические и этнографические исследования. При этом наблюдается ряд проблем, связанных определением границ между народами и этническими группами, классификацией принадлежности языка к определенной языковой группе, и даже семье. В регионе учреждены автономные образования различных народностей, которые позволили сохранить этнокультурные особенности. Самым крупным из них является Гуанси-Чжуанский автономный район, в Гуйчжоу и Сычуани автономных районов по 2, а в Юньнани - 15. Однако в то же время идет активное сельскохозяйственное и промышленное освоение региона. В результате этих процессов происходит замещение экологических ниш, в которых местное население вело хозяйство, продукция традиционных видов хозяйства уже не может конкурировать с промышленно производимыми товарами и сельскохозяйственной продукцией. В связи с этим население вынуждено изменять свою хозяйственную специализацию, ориентируясь на производство товарных видов, на выращивание экологически чистой продукции, переходить по возможности на самообеспечение или уходить в крупные промышленные и горнодобывающие центры, однако при высоком уровне безработицы в регионе последний вариант весьма проблематичен. В тоже время Юго-Западный Китай - уникальная в этническом отношении территория. Здесь проживают как автохтонные народы, так и народы, пришедшие с севера и юга, с запада и востока - носители как горной культуры, так и равнинной культуры, как культуры тропического, так и умеренного поясов. В результате образовалось сочетание различных этнокультурных особенностей (уровней общественного развития, черт ведения хозяйства, ремесел, обычаев и традиций, религий и верований), которые характерны для народов различных регионов Китая и сконцентрированы на территории, площадь которой в 17 раз меньше площади страны в целом, что, согласно мнению экспертов Всемирной Туристской Организации, может способствовать становлению Юго-Западного Китая, как одного из наиболее интересных туристических направлений в Азии [7].

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.