МУЗЕИ РОССИИ И ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ Третьяков Н.С.

Санкт-Петербургский государственный университет


Номер: 2-1
Год: 2015
Страницы: 121-122
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

музей, профессия, профессиональные объединения, museum, profession, professional associations

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Работа в музеях требует повышения профессиональных навыков сотрудников. Этому помогает объединение музейщиков в региональные и общероссийский союзы. Статья посвящена вопросам образования профессиональных союзов музейных сотрудников за период 1990-2014 годов.

Текст научной статьи

Одним из действенных средств коммуникативно-информационного воздействия на массовое сознание является музей. Музей - это активно действующее, массово доступное, интересное и престижное учреждение, в основной массе имеющее возможность отказывать влияние на граждан [1, 206-212]. Не случайно в советское время музеи включались в систему партийного и комсомольского просвещения, работу школ коммунистического труда и экономического всеобуча. В музеях регулярно проходили различные встречи и другие мероприятия, направленные на извлечение пропагандистского эффекта [2]. Однако музейных работников волновало, чем нас встретит третье тысячелетие. Мы уже тогда понимали, что длительное нахождение одной партии у власти неизбежно приводит к перерождению номенклатуры, ибо, как известно, власть развращает. К сожалению, в конце 80-х годов XX века отношение к музеям, например, Ленинграда со стороны власти было безразличным. Ни Романов, ни Соловьев, ни Зайков в музеях не бывали и знать их не хотели. Это отражалось и на всей структуре власти. Честно говоря, музеи держались на туризме - внешнем и внутреннем. Поезда дружбы, автобусы от бюро путешествий давали основу посетительского потока. Но средства, заработанные музеями, были им не интересны, т.к. минуя музеи, уходили в управление культуры, которое уже по неведомым правилам распределяло средства. Важно было хорошо написать заявку. И деньги давали. Перестройка началась с изменения отношения к культуре, культурному наследию. Напомню, что в Ленинграде демократические перемены начались со сноса гостиницы Англетер, демонстраций, их разгона, Алексея Ковалева и т.д. Почувствовали возможность что-либо изменить в своей судьбе (т.е. попытаться отказаться от вседавлеющей роли партии) и работники музеев. Я помню, как году в 1987 - начале 1988 в Ленинград попал изданный конечно на литовском языке Устав союза музеев Литвы (Прибалтика по понятным причинам была чуть впереди России). Конечно, мы не искали переводчиков, важен был пример. Литовцы создали, а мы и группа руководителей Ленинградских музеев решили образовать рабочую группу и под эгидой, конечно, Главного управления культуры создали свое положение, свой устав. Новый союз, конечно, отличался от уже имевшихся союзов писателей, композиторов и т.д. Хоть бы потому, что музейные работники имели место и зарплату (в отличие от писателей и т.д.) и желали объединившись быть более социально защищенными, чаще и свободнее общаться, защищать интересы музеев и музейных работников. Среди не последних мыслей была идея от имени творческого союза музейных работников ставить перед властями проблемы, которые музеи видели, а власти нет. Какие это были проблемы: - финансовые гарантии в отношении культурных ценностей хранящихся в музеях; - создание программы сохранности музейного фонда страны; - разработка концепции развития музейной сети Ленинграда (впоследствии Санкт-Петербурга); - разработка ленинградского закона о музеях. Важным был вопрос о председателе. Инициативная группа предложила тогдашнего директора Эрмитажа Б. Б. Пиотровского. Участник всех совещаний директор храма-памятника Исаакиевский собор Георгий Петрович Бутиков встал и вышел. Наутро он создал Ассоциацию музеев России, где был президентом. Это несколько смутило директоров музеев. Многие решили, что изменилось название и вступили в эту Ассоциацию и лишь затем, поняв ошибку, вернулись в творческий союз. Что дал союз? Напомню, что в Ленинграде более 200 музеев разных уровней подчинения. Между собой изредка сотрудничали немногие. Сотрудники и директора были незнакомы. Ведь в подчинении города было тогда лишь около 20 музеев. Создание творческого союза сразу изменило ситуацию. Все узнали друг друга, услышали коллег. Прошли учредительные собрания, были выбраны исполнительные органы, появились скромные членские взносы. Мне довелось в Ленинграде в 1990-м году вести первое учредительное собрание, которое проходило в музее В.И. Ленина. Был подписан договор о совместной деятельности. Договорились о безвозмездном предоставлении экспонатов для выставок, о координации конференций и т.д. Пример оказался заразительным и явно заинтриговал А.С. Колупаеву, которая тогда была начальником управления музеев Минкультуры России и изучив опыт она инспирировала (в хорошем смысле слова) создание Союза музеев России. Ведь возможности министерства невелики, все время идут административные реформы. Я помню, что за последние 20 лет было четыре названия Минкультуры (культуры и туризма, просто культуры, культуры и кинематографии и др.). Выделялось два федеральных агентства (по культуре и по охране культурного наследия). Людей тасовали как карты. Может быть для того, чтобы музеи не страдали и появился Союз музеев. Во главе его встал уже новый директор Эрмитажа - М. Б. Пиотровский. Он вошел и в совет по культуре при Президенте РФ. Это был уже выигрыш. Музеи никогда не имели возможности напрямую общаться с первыми лицами страны (это была прерогатива актеров, художников, композиторов). Почему? Потому, что только музеи сохраняли свой потенциал, накопленный после 1917 года, и смогли использовать его в новых демократических условиях. Главным была автономизация вопросов охраны памятников (в широком смысле) и выведение их из-под административного пресса. Решение вопросов финансирования работы музеев, повышения зарплаты сотрудников, выделения по закону положенных средств на реставрацию и содержание. И, главное, воспитание властей в духе понимания того явления, что музеи - это не досуговая, развлекательная, обслуживающая и т.д. отрасль, а прежде всего, та часть духовной составляющей в развитии нашего общества, где всегда употребляются понятия Родина и Отчизна, толерантность и интернационализм, общество и народы России и т.д., т.е. то, что составляет основу нашего государства. Союз музеев России, десятилетие которого отметили в 2011 году, ежегодно проводит фестиваль Интермузей, где определяется группа лучших музеев страны. Каждый год проводится общее собрание музеев России, и доклад, который делает на нем М. Б. Пиотровский - передается в Правительство и Президенту России и становится, таким образом, Государственным документом, определяющим отношение к музеям в стране. И, конечно, нельзя не упомянуть российский комитет ИКОМ - Международного совета музеев [3, 79-92]. До середины 1980-х годов это была закрытая организация для нескольких музеев страны. Теперь же в нем участвует не менее 80 музеев России, сотрудники работают в профильных комитетах и т.д. Итог всего сказанного. За 20-25 последних лет музейные работники страны смогли, используя наступившую новую эпоху, демократизировать отношения с властью и обществом. Замечательную роль в этом сыграли союзы музейных работников, позволившие резко расширить межмузейные коммуникационные связи. Это в свою очередь оказало воздействие на массовое сознание граждан страны, повлияло на посещаемость музеев и интерес населения к их работе.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.