ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ “ЦВЕТОСВЕТОВЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ“ В ОСЕННЕМ ПЕЙЗАЖЕ А.П.ЧЕХОВА Кочнова К.А.

Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия


Номер: 2-1
Год: 2015
Страницы: 250-251
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

языковая картина мира писателя, художественно-речевая система, лексико-семантическое поле, лексема, language picture of the world of the writer, artistic-speech system, lexico-semantic field, token

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Статья посвящена проблемам исследования языковой картины мира А.П.Чехова, его идиолекта с помощью полевой методики. Изучение индивидуально-художественной речевой системы ведется через построение авторского лексико-семантического поля “Цветосветовые обозначения”, которое отличается более детальным, чем в общенародном языке, составом, спецификой семантической структуры конституентов поля, на которые оказывает влияние преобразующая роль мировоззрения художника.

Текст научной статьи

Изучение языковой картины мира личности через выявление специфики индивидуального восприятия мира, реализованного в языке писателя, в последние годы все чаще проводится с помощью полевой методики. Авторское лексико-семантическое поле представляет интерес для исследования языковой картины мира писателя с точки зрения содержания, состава (эксплицирует фрагмент мировоззрения писателя), структурной организации. Слова, обозначающие цвет, занимают важное место в языковой системе писателя. А.П.Чехов выводит прилагательные за рамки основного значения, широко используя их для создания образов, отталкиваясь от образа зрительного, в том числе и цветового. Рассмотрим специфику лексико-семантического поля “Цветосветовые обозначения”, создающего неповторимый образ осени, в индивидуально-речевой системе А.П.Чехова. Ядром поля являются конституенты: серый, желтый, черный, темный и их дериваты. Парадигматическую часть составляют лексемы: бесцветный, бурый, грязный, золотой, матовый, пасмурный, пепельный, рыжий, свинцовый, туманный, тусклый, и их дериваты. Цветовая символика играет заметную роль в осмыслении осени как периода увядания природы, времени смерти в природе. В создании колористической гаммы осени участвуют в основном лексемы желтый, серый и черный. Желтый, золотой - цвет осени: «Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля - все, побуревшее от зноя, рыжее», «загорелые холмы, буро-зеленые», «над поблекшей травой», «ярко-желтым ковром», «опять тянется выжженная равнина, загорелые холмы» и т. д.» (Степь) [2, т. 7, 48], «За плетнями ярко краснела рябина, и деревья кругом, куда ни взглянешь, были все золотые или красные» (Моя жизнь) [2, т. 9, 117]. Серый цвет для писателя тоже цвет осени, связан со скукой, унынием. В своих письмах Чехов писал, что осень - время, когда может быть грустно без причины. Лексема серый употребляется в своем основном значении, обозначая цвет и тон предмета или фона: «серое небо», «серые холодные облака и туманы», а также «серый осенний день», «серые бесцветные дни». Всевозможные варианты и оттенки серого цвета переданы А.П.Чеховым собственно лексическими (свинцовый, пепельный) или словообразовательными средствами (серенький, сероватый). Контекстуально близкие серому цвету определения помогают конкретизировать его значения: серый и светлый, серый и тусклый, серый и грязный и т.д.: «День был теплый и тихий, но пасмурный. Рано утром на Волге бродил легкий туман, а после десяти часов стал накрапывать дождь. И Волга уже была без блеска, тусклая, матовая, холодная на вид...» (Попрыгунья) [2, т. 8, 13]. Бедный, серый пейзаж действовал на писателя угнетающе. Серый цвет у писателя - это ещё и атрибут героя (например, Огнев из рассказа "Верочка"), реалий социального мира. Всем известные чеховские серые заборы с гвоздями в рассказах «Палата № 6», «Невеста», «Дом с мезонином» и т.д. В природе серый цвет встречается либо при описании унылой осени, времени года, так не любимого А.П.Чеховым, либо употребление данной лексемы обусловлено особыми авторскими задачами. Например, в рассказе "Мечты" дается образ тумана-стены, мешающего путникам видеть дорогу. Всюду, куда ни бросишь взгляд, - стена белого тумана - выразительный образ ограниченного, замкнутого со всех сторон пространства, какая-то движущаяся вместе с путниками стена, иллюзорная, призрачная, непроницаемая: «В осеннюю тишину, когда холодный суровый туман с земли ложится на душу, когда он тюремной стеною стоит перед глазами и свидетельствует человеку об ограниченности его воли ... » [2, т. 5, 395]. В конце рассказа «белый» туман усиливает тягостное, гнетущее, мрачное настроение. Туман становится серым, а «мечты о счастье не вяжутся с серым туманом» [2, т. 5, 402]. Так через образ серого тумана автор передает основную идею рассказа - трагическое несоответствие мечты и реальности, представления о вольной счастливой жизни и самой ой жизни. Писатель обязательно дополняет цветовую характеристику осени конституентами ЛСП “Чувственное восприятие“, которые входят в синтагматическую часть ЛСП “Цветосветовые обозначения“: нехороший, подлый, мрачный, унылый, больной и др. «Утро было нехорошее, пасмурное» (Свирель) [2, т. 6, 192], «холод становился всё сильней и сильней, и, казалось, конца не будет этой подлой, темной осени» (Осенью) [2, т. 4, 236], «из травы глядела сама осень, унылая, гнилая, темная» (Тяжелые люди) [2, т. 5, 326], «в темном, как сажа, воздухе висит тоска» (Сон) [2, т. 3, 29], «в мои теплые окна злобно стучит осенний дождь и где-то надо мной воет ветер» (Драма на охоте) [2, т. 3, 95]. Нередко осенняя природа противопоставляется другим временам года по цветосветовым признакам, например, весне: «казалось, что роскошные зеленые ковры на берегах, алмазные отражения лучей, призрачную, синюю даль и все щегольское и парадное природа сняла теперь с Волги и уложила в сундук до будущей весны» (Попрыгунья) [2, т. 8, 13]. Лексико-семантическое поле “Цветосветовые обозначения” в индивидуальной языковой системе Чехова отличается более детальным, чем в общенародном языке, составом, особом подборе цветовой гаммы, тесном переплетении природного и психологического начал.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.