К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ АССОЦИАТИВНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ Пятко Л.А.

Нижегородский государственный инженерно-экономический институт


Номер: 2-2
Год: 2015
Страницы: 125-128
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

ассоциативно-образное мышление, визуальная культура, компетентностный подход, творчество, associative and creative thinking, visual culture, competence approach, creativity

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье предлагается взгляд на проблему качества подготовки специалиста-дизайнера с позиции развития важной профессионально-личностной компетенции - ассоциативно-образного мышления. На примере преподавания дисциплины «Рисунок с основами перспективы» показаны этапы работы над формированием данного вида мыслительной деятельности.

Текст научной статьи

Современное общество ставит перед системой профессионального образования задачу подготовки конкурентоспособных специалистов, владеющих комплексом компетенций, отвечающих требованиям современного рынка труда. Для успешной профессиональной карьеры дизайнер должен обладать не только необходимыми знаниями, умениями и способностями, но и достаточно высоким уровнем ассоциативно-образного мышления, важнейшей компетенцией будущего профессионала в области дизайна одежды. Актуальность обсуждения проблемы обусловлена тем, что в профессиональном образовании, в том числе в дизайн-образовании, в настоящий момент формирование рационально-логического мышления студентов пока еще перевешивает, отводя ассоциативно-образное мышление на второй план [6, 113]. Известно, что пространственно-образный тип восприятия и переработки информации, связанный с активностью правого полушария головного мозга, опирающийся на чувства и интуицию индивида, его субъективный визуальный опыт, способствует творческой активности личности. Анализ литературы по данному вопросу показывает, что образное мышление, как составная часть визуальной культуры, широко изучается во взаимодействии со многими видами умственных операций в структуре деятельности специалистов самых различных профилей подготовки [3]. Для дизайнера качественный уровень сформированности ассоциативно-образного мышления является важнейшим условием его профессиональной компетентности. Развитое ассоциативно-образное мышление поможет специалисту в сфере дизайна одежды, опираясь на имеющиеся в его арсенале впечатления и визуальный опыт, сгенерировать оригинальные идеи, трансформировать и преобразовать их, создать художественные образы и затем воплотить в материале. В рамках обсуждаемой проблемы задача преподавателя состоит в том, чтобы, действуя в контексте стандартов ФГОС, найти и внедрить в образовательную деятельность методы обучения, основанные на использовании способности к образным представлениям и их развитию. Процесс формирования ассоциативно-образного мышления должен быть не случайным, а организованным и целенаправленным, только тогда он будет результативным. Обогащение внутреннего мира человека визуальными образами, раскрытие способностей к созданию собственных зримых объектов и актуализация образного мышления является целью визуальной культуры [5, 198], без которой трудно представить себе грамотного конкурентоспособного дизайнера. Важнейшие элементы в структуре визуальной культуры: визуальное восприятие, визуальное мышление и визуальное поведение [1, 204]. Формирование ассоциативно-образного мышления должно опираться на развитие этих компонентов. В процессе дизайн-образования необходимо различными способами мотивировать студентов на развитие их способности к ассоциативному восприятию и образному мышлению, вырабатывая становление оригинальной творческой манеры профессионала-дизайнера. Ассоциации - это образы, которые возникают в сознании человека в ответ на какое-либо вербальное или невербальное воздействие. В результате оперирования такими, нередко импульсивными, наглядными образами-ассоциациями рождаются новые образы. Они, имея смысловую идею, могут быть, как абстрактными, так и реальными. Для расширения арсенала вариативности потенциальных образов-ассоциаций в мозгу обучающихся, необходимо обогащать их информативно-образную визуальную базу. Делать это целесообразно в процессе обучения практически всем дисциплинам, входящим в учебный план подготовки специалиста-дизайнера. Только тогда подготовка конкурентоспособного специалиста будет продуктивной и качественной. Особая роль в подготовке дизайнера отводится обучению рисованию. Рисунок является специфическим языком проектного творчества, позволяет фиксировать идею, осмысливать форму и быстро корректировать творческий замысел. Благодаря изобразительной деятельности дизайнерская мысль становится наглядной, переходит на уровень визуального мышления [4, 95]. В процессе преподавания предмета «Рисунок с основами перспективы» можно выделить три этапа, на которых происходит формирование ассоциативно-образного мышления: мотивационный, обучающий и творческий. Данные этапы прослеживаются не только в пределах каждой темы, но и отдельного занятия. На мотивационном этапе даются ценностные установки, вырабатывающие у студента стойкий интерес к профессии дизайнера, потребность развития творческого потенциала его деятельности. Целеполагание на данном этапе должно быть направлено на осознание необходимости развития ассоциативно-образного восприятия, ведущего к формированию способности к созиданию и творчеству, к выработке собственного авторского стиля. Мотивационный этап помогает выявить уровень ассоциативно-образного мышления студентов, сформировать установку на оригинальность при выполнении практических заданий, разработать индивидуальные образовательные маршруты, способствующие развитию визуальной культуры и креативности. Большое значение на данном этапе имеет наглядность, знакомство с творчеством известных художников. Образовательный этап, идущий вслед за мотивационным этапом или параллельно с ним, направлен на формирование умения мыслить образами и ассоциациями. Характер изображаемого предмета (объекта) неразрывно связан с ассоциативными впечатлениями студента и условиями зрительного восприятия. В процессе рисования последовательно решаются задачи, направленные на конечный результат. Но, независимо от стадии ведения рисунка, будь то компоновка, линейно-конструктивное построение, нахождение пропорциональных соотношений, передача светотональных отношений или что-то другое, это требует развития ассоциативно-образного мышления, опирающегося на анализ, сравнение, обобщение и синтез. Для того чтобы научиться мыслить абстракциями и образами, необходимо тренировать умение мысленно отвлекаться от некоторых свойств объектов и их отношений между собой, переключая внимание на свои ассоциации и возникающие в процессе восприятия изображаемого объекта образы. Известный русский художник-педагог П.П. Чистяков призывал к необходимости учить «правильно видеть». Преподавателю в процессе обучения рисованию необходимо донести до студента мысль, что смотреть, созерцать и видеть - это разные понятия. От умения видеть с использованием возможностей ассоциативно-образного мышления зависит творческий потенциал будущего специалиста-дизайнера. Обучающий этап направлен на закрепление устойчивой мотивации к профессионально-личностному развитию и для продуктивности должен проходить в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом студента в тесном сотрудничестве его с преподавателем. Творческий этап является показательным, так как он отражает фактический уровень развития ассоциативно-образного мышления студента на данный момент обучения и показывает умение обучающегося применить свои профессиональные способности на практике. На данном этапе наиболее ярко проявляется индивидуальность студента, уровень сформированности его авторского стиля. Привлечение обучающихся к выставочной деятельности и творческим конкурсам способствует развитию профессиональных компетенций, в том числе ассоциативно-образного мышления. Качество прохождения творческого этапа каждым студентом показывает его креативность и дает возможность корректировки индивидуального образовательного маршрута с опорой на полученный практический результат. Преподавателю необходимо в процессе обучения студентов рисованию донести до них мысль, что личностный ассоциативный опыт и визуальная культура определяют способ видения окружающего мира, посредством которого художник создает художественный образ. Задача преподавателя, который должен работать в соответствии с требованиями времени и чутко улавливать новаторские тенденции, - уметь правильно выбрать образовательную методику и дидактическое наполнение процесса обучения. Исходя из того, что развитие ассоциативно-образного мышления является важнейшим условием профессиональной успешности будущего дизайнера одежды, необходимо шире использовать методы обучения, связанные с опорой на ассоциации и образы.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.