РОЛЬ РЕЛИГИОЗНОГО ФАКТОРА ВО ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СПЕЦИФИКА И ТЕНДЕНЦИИ Романова Д.Ю.

Российский государственный социальный университет


Номер: 2-2
Год: 2015
Страницы: 232-234
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

религия, светское государство, внутренняя политика, религиозный фактор, religion, the secular state, the internal politics, the religious factor

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье автором представлен анализ подходов к научному опыту оценки факторов повышения роли и значения религии в повседневной жизнедеятельности социума. Рассмотрены основные направления обоснования и развития тенденций проявления религиозного фактора во внутренней политике России.

Текст научной статьи

Одной их ключевых задач в развитии современного внутриполитического пространства России в контексте мировой политики является выстраивание гармоничного соотношения государственной и религиозной составляющей многонациональной страны. Российская Федерация в соответствии со Статьей 14 Конституции - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной [1]. Однако за последние годы в стране наметились некоторые тенденции возрастания значения религии в жизни российского социума. Религиозный фактор вновь становится ценностным критерием идеалов и норм поведения общества. Между политической и религиозной жизнью человека формируется тесная взаимосвязь. Об этом факте говорят не только в публицистических или одиозных кругах критиков, но и научные деятели. Так, о пересечении сфер религии и политики в коллективном труде говорит А.А. Нурлаев. Он отмечает укрепившееся взаимовлияние между политическими и духовными сферами в жизни общества [2]. За последнее время в политической науке появилось много исследований, посвященных религиозному фактору в политике. С точки зрения научного «Общественно-политического журнала» позицию современных ученых условно можно поделить на две группы: первая часть исследователей данной проблематики оценивает влияние религиозного фактора на политику, как косвенное; вторая группа ученых видит во влиянии православной церкви прямое воздействие на политику страны [3]. Один из ведущих специалистов в области изучения религиозного фактора в политике С.А. Мозговой пишет: «…прошедшие выборы показали массовость борьбы за «религиозный» электорат» [4]. Известно, что РПЦ оказывала определенную поддержку на выборах Президента Российской Федерации. В своем отзыве-статье на книгу С.А. Бурьянова «Религия на выборах в России. Фактор отношений государства с религиозными объединениями в Федеральном избирательном цикле 2003-2004» он пишет, что влияние религиозного фактора на политику и выборы в современной России в полной мере до сих пор не было исследовано. Во всяком случае, исследователи ограничивались общей констатацией участия священников и иерархов Церкви в той или иной предвыборной кампании, в том числе приводились конкретные факты призывов духовенства Русской православной церкви или духовных лидеров мусульман голосовать за тех или иных кандидатов, политические партии и блоки [5]. Но иногда можно поставить под сомнение политическую выгоду от использования религиозной тематики в предвыборных кампаниях. Некоторые российские партии, активно использующие в своей кампании православную риторику, набрали минимальное количество голосов. В качестве примера можно привести такие партии, как «За Русь святую», «Истинные патриоты России». Однако научный деятель С.А. Бурьянов в своем исследовании подчеркивает тот факт, что религиозная символика в предвыборной кампании все же прибавляет голоса избирателей [6]. Точное значение религии в политическом процессе не исследовано в полной мере. Деятельность религиозных организаций и их лидеров может нести в себе политический характер. Можно отметить участие некоторых священнослужителей в определенных предвыборных кампаниях, можно привести факты агитации со стороны РПЦ или мусульманских активистов, склоняющих отдавать свои голоса тому или иному кандидату. Однако эти примеры не дают глубокого анализа того, что происходит на самом деле с точки зрения влияния религиозного фактора на выборы и на политику в целом. Ж.К. Таранюк в своем диссертационном исследовании пишет, что сегодня в России отмечается трансформация роли религиозных объединений на политической арене. Модели отношений государства к религии адаптируются, основываясь на новых тенденциях общества. Происходит формирование принципиально новых отношений, в которых взаимосвязь данных отраслей становится более гармоничной [7, c. 21-30]. Тем не менее, постоянная устойчивая схема взаимопомощи и сотрудничества между политической средой и духовной сферой возможна только в дальнейшем поиске с учетом сохранения прав личности, опоры на конституционные законы светскости и свободы совести. На настоящий момент Россия воплощает собой неустойчивую модель отношений по вопросам религии. В обществе одновременно развиваются несколько тенденций, среди которых можно отметить сохранение закона, гарантирующего свободу совести; светски-ориентированное направление политики; различное отношение к религиозным организация на основе их государственной значимости; взаимное партнерство между государством и некоторыми религиозными конфессиями. Совокупность перечисленных тенденций указывает на формирование новых государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации, развитие которых можно предугадать в частичной взаимопомощи и поддержке. Создание устойчивой модели политико-религиозных принципов возможно под влиянием постоянного синтеза религиозных этических норм и государственных правовых законах. Новая демократическая система начала 90-х годов открыла много возможностей на пути новых религиозных организаций. Был отмечен рост их количества и возросшее влияние религиозных групп на политические процессы страны. В таких условиях политическое пространство страны остро нуждается в правильной постановке политико-конфессиональных отношений. Современная политика России ставит перед собой такие задачи, как сохранение равноправия дифференцированных религиозных конфессий, сохранение идеалов свободы совести, сохранение светски-направленного вектора, социальное партнерство между государственной властью и религиозными организациями в формате открытости, полного равенства конфессий на политической арене страны, а также предоставление одинаковых возможностей и шансов; создание одинаково уважительного образа для законно действующих религиозных организаций с помощью обзора СМИ и грамотной информационной политики в целом [8]; уважительное отношение государственной власти ко всем зарегистрированным, законным религиозным организациям. Так же в политики России по отношению к религиозным организациям лежат принципы толерантности и межконфессиональной регуляции отношений. Существует и факт финансирования государством духовной деятельности религиозных организаций, которые полезны для духовного уровня жителей страны и узаконены с точки зрения правового кодекса. В целом политико-правовое отношение к принципам свободы совести показывает Российскую Федерацию, как демократически устроенное государство, которое готово предоставить своим гражданам свободу мировоззренческого выбора, отсутствие дискриминации по принципам убеждений и веры. Принцип светскости представляет собой систему, в которую заложены следующие составляющие: нерелигиозное происхождение государства и отделенность политических структур от религиозных конфессий. Принцип нерелигиозного создания государственности узаконивает нерелигиозное происхождение власти, правового кодекса и идеологии страны. Принцип отделения сфер государственности и религии представляет собой политическую, экономическую, юридическую, а также идеологическую свободу политики от религии, а также взаимное невмешательство.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.