ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СОВЕТСКИХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ СИБИРИ И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Сорокун П.В.

Красноярский государственный аграрный университет


Номер: 3-1
Год: 2015
Страницы: 103-105
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Местные управление, церковь, Сибревком, религия, Local management, church, Sibrevky, religion

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье предпринята попытка проанализировать взаимоотношения советских местных органов власти Сибири и русской православной церкви. Представлены основные направления деятельности, включая репрессивные меры, Сибревкома в отношении церковнослужителей и церквей на территории Сибири в первой половине XX века. Используя при этом архивный материал.

Текст научной статьи

Коренные изменения государственно-церковных отношений как важная часть общих изменений в государстве и то влияние, которое оказывает православная церковь на духовно-нравственное развитие общества, обязывает нас обратиться к богатому историческому опыту. Уроки истории взаимоотношения власти и церкви приобретают сегодня научно-теоретический, а так же практический характер, что позволяют учесть ошибки прошлого при формировании новой "модели" взаимоотношения власти и церкви, что в конечном итоге может сказаться на реальной практике и перспективах развития отношений власти и общества в целом. Отношения советской власти к Русской православной церкви на протяжении многолетней истории советского государства отнюдь не ограничивалась одним законодательным процессом «об отделении церкви от государства». События 1917 года XX века в России создали предпосылки коренных изменений в отношениях между Государством и Церковью, которые в целом можно охарактеризовать как антидемократические и не справедливые по отношению ко всем религиозным конфессиям в России. Наиболее драматично эти отношения складывались в первое советское десятилетие Временным правительством было заявлено о своей решимости уничтожить все те преграды, которые мешают новому демократическому строю стать на истинный путь развития, без религиозных идеологий. Это, в основном, соответствовало конституционным основам светского государства нового времени [1]. Данной проблеме в советский период уделялось не так много внимания, первыми авторами работ по проблемам политики коммунистической партии и государства в отношении религии и церкви были ее видные деятели, соратники и ученики В.И. Ленина, сыгравшие большую роль в проведении антирелигиозной политики: Е.М. Ярославский, Н.К. Крупская, В.Д. Бонч-Бруевич, А.В.Луначарский, И.И. Скворцов-Степанов, П.А. Красиков [2;3;4]. Их можно отнести к основоположникам советской историографии по данной проблеме. В основном их труды носили ярко выраженный пропагандистский характер, в данный период историки на первый план ставят разоблачение "церковной контрреволюции". Работы были в основном направлены на преодоления религиозных концепций и идеи, что народу не нужна вера и церковь в целом. Чаще всего пропагандировался лозунг "Религия опиум для народа!" [7]. С победой большевистской идеологии в России началась непримиримая борьба со всеми другими видами идеологии. Религия рассматривалась, новой властью, в качестве одного из основных препятствий на пути установления монополии в области идеологии. Православие как оплот многовековой российской монархии, как составляющая официальной идеологии - "православие, самодержавие, народность", как часть той государственности, которую разрушили большевики, подверглось уничтожению наряду с другими остатками прежнего строя. Поэтому политика советской правящей партии по отношению к церкви была определена В.И. Лениным однозначно: "Мы должны бороться с религией. Это - азбука всего материализма, и, следовательно, марксизма" [7]. Первыми репрессивными мерами против Церкви в России с их стороны стали секуляризация (изъятие) церковных земель и требование о заполнении священниками анкеты-расписки об их лояльном отношении к Советскому государству и декрету об отделении школы от Церкви. Одним словом, власти требовали не только лояльности к новому режиму, но и одобрения мероприятий коммунистов в отношении их религиозной политики. По всей стране в первой половине 1922 г. была проведена кампания по изъятию церковных ценностей, сопровождавшаяся арестами и расстрелами духовенства, закрытием молитвенных зданий. Набирало силу обновленческое движение, направленное на раскол православной церкви и негласно поощряемое государственной властью. Любые попытки сопротивления подавлялись с революционной жестокостью [8]. Данная политика на территории Сибири так же не обошла стороной, так например, в июле 1920 г. Сибревком предложил строго наказывать лиц, виновных в сопротивлении декрету. В 1921 г. состоялся судебный процесс нал группой сибирских церковников, противодействовавших реализации декрета. В 1922 г. началась новая кампания по изъятию церковных ценностей под предлогом борьбы с голодом в Поволжье. Так же в Сибири ограбление церковных храмов под прикрытием борьбы с голодом приобрело массовый характер после принятия соответствующего постановления Сиббюро ЦK РКП 25 марта 1922 г., но фактически оно началось с первых дней прихода большевиков к власти. Как отмечала в своей монографической работе Кривова Н.А «особое место в истории взаимоотношений власти и церкви занимает 1922 "расстрельный" год связанный с возобновлением курса РКП(б) на разгром церкви. Начало периоду положил декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей от 23 февраля 1922 г. Декрет ознаменовал собой отход от линии возможного компромисса церкви и власти и открыл беспрецедентную по размаху кампанию изъятия церковных ценностей. Проведение кампании было приурочено к голоду, охватившему Россию в 1921 г» [9]. Всего по Сибири, как свидетельствуют историки, в ходе кампании 1922 г. по изъятию церковных реликвий партия большевиков получила 2 пуда 3 фунта золота, 622 пуда 25 фунтов серебра, золотых монет на сумму 2298 рублей и серебряных монет на сумму 16714 рублей [9]. Тех, кто пытался спрятать и таким образом спасти церковные реликвии, ждали суды и расправы, только в 1922 г. властями в Сибири было организовано более 250 судебных показательных процессов по фактам сопротивления изъятию ценностей. Необходимо отметить, что данная политика большевиков по отношению к религии, велась не только по направлению православной церкви, так же, она охватывала все религиозные конфессии, так например, крупным козырем в руках местных властей была возможность запрещать любые собрания верующих помимо молитвенного дома и без особого на то разрешения вышестоящих органов. Обычной практикой были решения, подобные постановлению Александровского волисполкома Омского уезда, запретившего евангелистам в феврале 1922 г. проводить свои собрания без разрешения губисполкома. Но местные органы власти могли и сами, отказывать общинам в праве на отправление культа [9]. Таким образом, постепенно нападки на иные религиозные конфессии уже в 1923 году постепенно стихают, в отличие от православной церкви. Этому свидетельство архивные данные: Циркуляр Сиббюро ЦК РКП(б) от 16 июля 1923 г. № 673, в котором шла речь о том, что всем губкомам РКП(б) «необходимо прекратить систему административных репрессий..., не препятствовать регистрации сектантских общин, давая возможность им легализоваться, чтобы они находились в поле нашего зрения» [11]. Значительные послабления от нападков Советской власти на церковь была в период 40-х годов, в годы Великой отечественной Войны, когда с помощью веры и православной религии, многие люди отважно защищали родину, среди них было множество православных, служителей церквей. Но все же период большевизма в нашей стране, отделил государства и церковь, «оборвав» таким образом, целую многовековую духовно-культурную традицию русского народа. Только в период перестройки, к православию начинают поворачиваться «лицом». Православная церковь становится сильнее и постепенно «приходит в себя». Перемены в государственном и политическом строе России, происшедшие после 1991г., коренным образом повлияли на роль и место религии и церкви в социально-политической и духовной жизни общества. За истекшее десятилетие демократизация религиозной сферы привела к необычайному взлету популярности религии, в том числе и православия. Русская православная церковь в настоящее время проявила с новой силой свой нравственный и политический потенциал, став одним из самых активных институтов, с которым взаимодействуют власти и к которому обращено внимание всего общества. В условиях духовно-нравственного кризиса, переживаемого Россией в конце ХХ века, существенным фактором возрождения духовных и нравственных основ жизни российского общества может стать вера, и роль Русской православной церкви - в этом процессе трудно переоценить. За последние годы глубокому реформированию подверглись государственно-церковные отношения, изменились принципы взаимоотношения власти и религиозных объединений. Демократизация религиозной сферы сказалась на отношениях церкви и самых разных государственных, общественных институтов (церкви и школы, церкви и армии, церкви и общественных организаций, политических партий и движений и т.д.), всего гражданского общества в целом. Новые отношения церкви с государством и обществом нашли свое отражение в формировании современных принципов взаимодействия религиозных объединений и государственных структур, в разработке нового законодательства о свободе совести и религиозных организациях. Возрастание значимости религиозных объединений привело к тому, что отношения власти и церкви стали существеннейшей частью отношений власти с гражданским обществом. От того, какое влияние будет иметь церковь на формирование общества, его политические, культурные, нравственные и другие аспекты, во многом зависит характер взаимодействия общества и власти - конфронтация или партнерство.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.