ВОПРОСЫ ИСТОРИОГРАФИРОВАНИЯАВЕСТЫ Шарипов И.Н.

Навоийский государственный горный институт


Номер: 3-1
Год: 2015
Страницы: 275-277
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

историографирования, зороастризм, категория, история, istoriography, zoroastrianism, category, history

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В данной статье исследуются вопросы историографирования Авесты. А также в ней изучены страны, включенные в Авесту.

Текст научной статьи

История изучения зороастризма и Авесты очень долгая и противоречивая. Простое перечисление научных трудов, комментариев и рассказов могло бы составить отдельную книгу. Зороастризм как религиозное верование после эпохи своего расцвета и триумфа постепенно угас и уступил место другим мировым религиям, а в наши дни бытует как кастовая и религиозная традиция парсов, живущих в Индии, Пакистане, Цейлоне, Иране, Великобритании, Австралии, Канаде, США. Начиная с эпохи Сасанидов (224-651) появляются различные книги, где в той или иной степени излагаются события, связанные с «Авестой». Арабский историк Масуди, мусульманские авторы Ибн Балхи, Табари, Наршахи, Фирдауси, Бируни и др. высказали отдельные мысли и соображения, касающиеся зороастризма, Авесты и Заратуштры. Однако эти сведения служили материалом для размышления и догадок, нежели доказательством каких-либо научных истин, ибо они сами были комментариями, пересказом поздних сочинений, служивших источниками по Авесте. Европа впервые узнала об Авесте и зороастризме после похода Александра Македонского в Центральную Азию. Первая оценка зороастризма дана в работах французского исследователя Бернара Брюссона, который на основе изучения греческих и римских авторов в 1590 году в Париже издал трехтомное сочинение «О царской власти у персов». Во втором томе он рассказывал о религии и нравах древних персов. Под религией древних персов Б. Брюссон подразумевал зороастризм. С начала ХУ111 века интерес к зороастризму усиливается. Французские, английские, немецкие и итальянские путешественники, любители Востока рассказывали о том, как они встречались с приверженцами зороастризма в Индии и Иране. В 1700 году профессор Оксфордского университета Томас Гайд издает на латыни свой труд «История религии древних персов, парфян и мидян»[1.7]. В историографии Авесты встречаются разночтения имен и факторов, связанные с историей Авесты. В начале ХУ111 века англичанин Джорж Боуче получил от парсов в Индии копию частей Авесты, носящий название «Вендидад саде» и привез ее а Англию в 1723 году. А.О. Маковельский сообщает, что А. Дюперрон прибыл в город Сурат и прожил там, среди парсов более трех лет. По мнению других исследователей, он прибыл в город Пондишер и прожил в Индии шесть лет. Появление первого европейского перевода было громом среди ясного неба. Дюперрона критиковали со всех сторон. Многие ученые верили в истинность законов и нравов зороастризма, которые проповедовал Заратуштра. Им казалось, что Авеста - позднейшая фабрикация, которая преподносится в качестве исторической реликвии с целью возвеличивания лжепророка Заратуштры. Такой точки зрения придерживались английские востоковеды Уильям Джонс, Ричардсон, а в Германии - Мейнерс. Несмотря на категоричность, в лингвистических исследованиях Ричардсона содержалось и рациональное зерно. «Он указывал на радикальное различие между языком Авесты и персидским языком, как в словах, так и по грамматическому строю». Таким образом, в изучении Авесты сформировались следующие мнения: во-первых, признание исторической давности формирования Авесты; во-вторых, большинство ученых считали Авесту продуктом и продолжением религиозных обычаев древнего Ирана; в-третьих, одни исследователи считали Заратуштуру созидателем религии зороастризма, другие - его реформатором; в-четвертых, некоторые исследователи считали родиной Авесты не только Иран, но и Мидию, и Азербайджан; наконец в-пятых, исследователи пришли к выводу о том, что местом зарождения зороастризма и Авесты следует считать Центральную Азию, в частности Хорезм. У исследователей почти нет разногласий по поводу содержания, религиозно-философский сущности, интерпретации идей и положений Авесты, наоборот, каждый исследователь стремиться стремится раскрыть все новые и новые грани, черты и особенности зороастрийского верования и философии. Но вопрос о месте и времени появления зороастризма и его священной книги остается дискуссионным. Многие ученые до сих пор склонны относить генезис зороастризма на почву Ирана, особенно к эпохе Ахеменидов. В отношении расстановки частей Авесты, ее структуры среди ученых нет принципиальных разногласий и противоречий. Авеста, дошедшая до нашего времени, составлена из следующих разделов и частей: 1.Первая книга под названием «Вандидад», что означает «Закон против дэвов, закон против темных сил, противоборствующих доброму и прекрасному», состоит 22 глав, изложенных в форме диалогов Заратуштры с Ахура Маздой. Две начальные главы «Вендидада» отражают древние космогонические представления мифологического характера. В них речь идет о сотворении мира Ахура Маздой, о злых намерениях Ангра Майнью, повествуется о шестнадцати странах, созданных Ахура Маздой и т.д. 2.Вторая книга «Висперед» интерпретируется по-разному: «все владыки»,»познание всего», «все главы», молитвенные наставления, литургические назидания для различных случаев жизни: о качествах женщин, справедливого человека, ума; о земли, солнце и мольбе Ахура Мазда и т.д. О количестве глав «Виспереда» среди ученых нет единого мнения. 3.Третья книга под названием «Ясна» включает наставления по проведению ритуалов, молитвы, читаемые при жертвоприношениях, а также хвалебную лирическую песню в честь всевышнего, которая исполняется в различных религиозных церемониях, литургических процессиях. Она состоит из 72 глав, в том числе 17 глав, включающих музыкальные такты, песни. 4. Яшты (почитание, восхваление). Это стихи, оды, включенные в Ясну и Вендидат, в которых речь идет об исповедании, исполнении религиозных обрядов, гигиенических предписаний, форме и особенностях раскаяния и т.д. 5. Пятая книга называется «малая Авеста» (Хорда Авеста, Хвартак апастак). По преданию она была собрана после смерти Заратуштры. В Авесте о 16 странах, созданных Ахура Маздой. И.С. Брагинский и А.О. Сагдуллаевдают идентификации упомянутых в Авесте стран: 1. Арйанам Ваэджа («арийский простор»0 -мифическая страна, прародина арийских племен. По мнению разных исследователей, это - Хорезм, либо местность на берегу Аракса, либо область в бассейне Аму- и Сыр -Дарьи (древнегреческие названия: Окс и Яксарт). 2. Согдиана. 3. Моуру (Маргав - Маргиана) - Мерв. 4. Бахди - Бактрия (Балх).5. Нисайя - Ниса. 6. Хар айва -Герат. 7.Вэкерта - Кабул. 8. Урва - Тус в Хорасане или округв Исфахане. 9. Хиента- Гиркания. 10. Харахваити - Гарут. 11. Хэтумант - область в бассейне Гильменда. 12. Рага - город и местность в Мидии, Рей (вблизи нынешнего Тегерана). 13. Чахра- местность в Хорасане. 14. Варна - южная прикаспийская область. 15. Хапта Хинду - область в бассейне Инда или Пенджаба. 16. Упа у вод Ранги - мифическая страна. Среди этих стран Арйанам Ваэджа - Эранвэдж (Хорезм) характеризуются Ахура Маздой как первая из лучших местностей и стран. Если Ахура Мазда создал в этих странах хороший климат, прекраснуюпогоду, обильную флору и фауну, благоприятствующие физическому и духовному развитию человека, там процветает благое намерение и верование, то из-за противоборства Ангра Майнью возникает сильная жара или лютой мороз, наводнение, землетресение, умножаются вредители полей, среди людей и животных распространяются различные болезни, люди теряют веру, процветает колдовство, происходит сжигание трупов или зарывание их землю и т.д.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.