МОРАЛЬНАЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИЛА ЧЕЛОВЕКА Ашуров Б.Ш.,Шаропова Н.Б.

Навоийский государственный педагогический институт


Номер: 3-1
Год: 2015
Страницы: 284-286
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

сила человека, мораль, интеллект, manpower, morale, intelligence

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье исследуются вопросы моральной и интеллектуальной сила человека по произведениям великого мыслителя Востока Алишера Навои. Человек - носитель божественной разумности (мирового разума), в сердце его заключена искра тайны божественного бытия. Блогодаря этому он является уникальным творением мироиздания, способным постигать смысл собственного бытия и бытия своего Творца.

Текст научной статьи

Творчество А. Навои по своему идейно-теоретическому содержанию имеет сложный характер. Несомненнаи идейно-теоретическая связь поэта с общественно-политеческой и философской мыслью Востока, с традициями Фараби, Ибн Сины и др. поэтому внем органически сочетаются фольклорное, философско-моральное и научно-теоретическое начала с мастерством художника, что было характерно для всей средневековой философской поэзии. Среди ее лучших представителей можно назвать Юсуфа Хас Хаджиба, Ахмада Югнаки, Саади Ширазии, Низами Ганджави, Абдурахмана Джами и многих их современников и последователей. Гуманистические идеи поэта имеют глубокие корни в традициях и социокультурных ценностях народов Центральной Азии, в богатом духовном наследии письменной литературы и общественно- философской мысли. Проблемой человека и совершенствования условий его жизни занимались как представители религиозной науки - мусульманской законоведы и теологии, так и представители светской науки. Широкое развитие получили нравственная философия и различные социально-политические учения, целью которых было воспитание нравственной личности, решение реальных вопросов государственного устройства, разработка идеальных моделей общественной организации, подготовка образованных граждан, способныхк управлению государственными делами. В сфере общественно-философской мысли были разработаны вполне оргинальные системы. Большое развитие получили социально-этические науки, которым придавались важное значение как практическим наукам о воспитании и государственном управлении. Не случайно в средние века неоднакратно переводили на арабский язык Аристотеля, Платона и других мыслителей античности. Аллах, будучи вечным и бесконечным, всегда и повсюду, постоянно проявляется в какой-либо картине мира. Его внешнее выражение - добро (хайри мутлак) и справедливость (адли мутлак). Он обнаруживается в таких качествах как красоты (нигар, хусн, джама), любовь, величие (джалл), совершенство (камал), которые поэт истолковывает в духе учения тасаввуфа. На основе принципа эманации мира из божества, Навои подходит к вопросу о богопознании, утверждая, что разуме, его можно познат непосредственно чувствами, созерцая окружающий мир, ибо он отражается во всей окружающей нас природе: Как сокровище скрыт он, и суть его тайна, Блещет в зеркале мира красы его тайна. И когда он явить себя миру решил, Он заметил своим блеском сияние светил. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . Пред его совершенством бессилен и разум, Ведь рассудок не может постичь его разом. Однако постижение бога посредством созерцания его творений в природе Навои не рассматривает как пассивный процесс самоуглубления или отшельничество, а видит в нем активное начало, включающее в себя знание окружающего мира и непрерывный поиск на этом пути. Человек - носитель божественной разумности (мирового разума), в сердце его заключена искра тайны божественного бытия. Блогодаря этому он является уникальным творением мироиздания, способным постигать смысл собственного бытия и бытия своего Творца. Это он постигает в процессе созерцания и познания окружающий мир, его красоту. Красота есть тайна мироздания и жизни, а любовь - средство ее постижения. В постижении этой тайны проявляется и духовная сущность человека: «Человек - совершенство, достойное твоего удивительного слова, он же - выразитель твоих сокровенных тайн. Его душу ты сблизил с частицей сокровенности, а тело его ты сделал талисманом для той сокровенности». Лишь человек способен осмыслить собственное бытие и познать тайны творения: Знай же мудрость творца четырех этих сил: На земле человека создать он решил. Сделал он человека вершиной творенья, Нет в созданьях земных человеку сравненья. Силу знания в сердце его заключил он, И в тайник тот свое существо заключил он. Сердце человека - хранилище творческой (божественной) сущности, посредством осознания которой человек можетобрести свою подлинную сущность. Навои выражает это в форме художественных образов: в сердце человека заключена сущность мира, оно - соловей, влюбленный в розу, оно - и светильник: «Сердце является соловьем в саду сокровенности, оно украшает своим сиянием чистоту святилща. Благоухание рая заключено в нем, сияние луча светильника истины тоже в нем». По Навои моральная и интеллектуальная сила человека - главное орудие, возвышающее его над всеми другими живыми существами. Человек без нравственных устоев - существо неизменное: «Мораль является драгоценной одеждой человека». Она украшает его духовный мир и выступает высшим критерием в оценки человека: «Лишь тот достоин носить звание человека, кто чист собой и смотрит на мр чистым взором». Для Навои мораль не просто совокупность абстрактных понятий о добре и зле, о справедливости и несправедливости, их теоретическом усвоении, а практическая мудрость, предполагающая соединение нравственных добродетелей и использование их в своих поступках. Отсюда основное назначение морали - повсдневное приобщение к добродетелям, умение воздержаться от пороков. Суть нравственной жизни - непреорывая борьба добродетели с пороком, стремление к духовному совершенствованию путем преодоления своих страстей и дурных наклонностей.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.