СЕМАНТИЧЕСКИЕ И КОГНИТИВНЫЕ ПРОСТРАНСТВА НОМИНАТИВНЫХ ЕДИНИЦ Нурматова Г.Х.

Навоийский государственный горный институт


Номер: 3-1
Год: 2015
Страницы: 306-308
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

когнитив, семантика, номинативные единицы, cognitive, semantics, nominative units

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье исследуются вопросы семантические и когнитивные пространства номинативных единиц. Различение двух пространств семантического и когнитивного, с одной стороны, преодолевает все возможные формы языкового агностицизма и релятивизма. Между тем, с другой стороны, при заострении их противоположности появляется возможность вывода о существовании мышления.

Текст научной статьи

Различение двух пространств семантического и когнитивного, с одной стороны, преодолевает все возможные формы языкового агностицизма и релятивизма. Между тем, с другой стороны, при заострении их противоположности появляется возможность вывода о существовании мышления, не отягощенного материей звука. Это служило дополнительным аргументом «адвербалистов» в их известном споре с «вербалистами». Действительно, онтологически мышление и язык - не одно и то же. В этой связи известный философ и логик Л.Тондл высказал гипотезу о существовании различных уровней рациональности человеческой психики, по сути, об иерархичности структуры человеческой психики, высшие уровни которой связаны с языком. Неязыковые формы мышления, генетически более ранние, преобразуются и достраиваются после появления абстрактного (рационального) мышления, связанного с языком [238.217-226] Особое внимание в работах по когнитологии уделяется категориальной организации в познавательной деятельности и формированию высокоуровневых структур для представления прошлого опыта [215.32-67]. Особенности категориальной организации не произвольны и объясняются действием универсальных психологических принципов, главные среди которых - принцип «когнитивной экономии» и принцип «воспринимаемой структуры мира». Согласно второму, окружающий мир не может рассматриваться как бесструктурная (континуальная) совокупность равновероятных совстречающихся признаков. Представленные в нем материальные объекты отличаются закономерно организованной структурой, совстречаемость структурных элементов не является случайной. В связи с этим максимум информации с наименьшими когнитивными затратами будет обеспечен категориальной системой, наиболее точно отображающей структуру воспринимаемого мира. Наблюдается когерентность этих двух принципов. Таким образом, в когнитивных исследованиях осознается необходимость интеграции с онтологией, поскольку действительное условие возможности познать бесконечный мир следует искать в устройстве не только когнитивных структур и механизмов, в тесном единстве сплетенности языка и мышления в его активном участии в когнитивных процессах, но и самого бесконечного в своем многообразии мира , которое в разных формах и с разной степенью глубины, адекватности отражают когнитивные структуры в их единстве с языковыми. Это обстоятельство требует обращения к философии, но не к любой, а к философии как науке о всеобщем в мире, о его сущности, структуре (онтология) и его познании (гносеология). Понимание природы и сущности языкового значения в различных направлениях лингвистической семиотики связано с решением основного вопроса философии, об отношении мышления к бытию и сознания - к природе. Природа языкового значения как результата специфического отражения в мышлении (и в соответствующих языковых формах объективного мира) должна рассматриваться во взаимосвязанных философских аспектах: онтологическом и гносеологическом. Таким образом, познание впервые было понятно как неотъемлемая часть всей социальной жизни человека, что указывается на тесную связь познания с практической деятельностью. Человек осуществляет познавательную деятельность как личность во всей совокупности ее жизненных проявлений. Следовательно, практика - это основа, движущая сила познания и критерий истины. Тесно связанное с предметной деятельностью человека, познание выступает как активный творческий процесс теоретического освоения мира. Нет предела развитию человеческого знания, так как бесконечно развиваются и изменяются сами предметы, безгранично совершенствуется и расширяется человеческая практика. Эпистемология - греч. Episteme - достоверное, научное знание, логос - учение - теория научного знания. Термин «эпистемология» появился в начале ХХ в. как обозначение философии (или философского анализа) науки. Расширительное толкование этого термина тесно связано с определенной философско-мировоззренческой установкой, согласно которой всякое знание, не поддающееся «научной проверке», является якобы «метафизикой», пустой философской схемой и потому должно быть отброшено: «наука сама себе философия»[215.]. Поэтому и понятие «гносеология», имеющее своим предметом общие проблемы познания как такового, должно быть якобы упразднено вместе с породившей ее традиционной философией и «метафизикой» и заменено теорией и анализом достоверного, научного знания, откуда и выбор самого термина «эпистемология». Подобное представление о соотношении эпистемологии и гносеологии не отражает сути дела, ибо гносеология имеет своим предметом общие, универсальные уровни человеческого, в частности философского, знания, куда входят и общеметодологические проблемы научного знания. Поэтому эпистемология, рассматривая сферу научного знания, не снимает, а подчеркивает значение и необходимость гносеологии. Эпистемология обычно сводится к чисто концептуальному анализу природы науки. Онтологические свойства номинативных единиц языка (узбекского) не могут анализироваться изолированно, без определений гносеологии и эпистемологии. Поэтому при анализе номинативные единицы языка, являющиеся объектом диссертации, исследуются с гносеологической и эпистемологической точек зрения. Как установлено, в определении эпистемологии концептуальное отношение лингвистических знаков сводится к моделированию языковой конвенции. Гносеология, или теория познания, рассматривает категории и закономерности отражения в сознании объективного мира, его предметов, их свойств, отношений и т.д. Один из важнейших вопросов, подлежащих рассмотрению здесь, - как соотносятся знание(познание мира) и значение как факт языка, в каких категориях и как фиксируется наше знание о мире, в чем специфика единиц языка как отражения объективной действительности. «Семантический треугольник» Ц.К.Огдена - И.А.Ричардса, дающий общее (но далеко не полное) представление об основных факторах, определяющих значение, указывает на непременную связь знака и значения с соответствующим предметом [284.231]. Всякий раз, когда мы произносим или понимаем ту или иную единицу языка, символ(знак) и референс (мысль, интерпретирующая знак), само содержание знака, т.е. его значение, складывается исторически (генетически) как закрепленный в речевой практике результат познания объекта. Иными словами, проблема значения оказывается теснейшим образом связанной с проблемой познания внеязыковой действительности [258.127]. Концепция языкового значения, основанная на принципах философии, исходит из фундаментального положения гносеологии и эпистемологии. Сейчас важно подчеркнуть другое - их единство. Понимание природы и взаимоотношений понятия и значения является, как известно, дискуссионным вопросом. Сторонники одной точки зрения утверждают, что понятие и значение слова - принципиально разные явления; сторонники другой точки зрения, напротив, видят в них одно и то же явление. Последователи первой точки зрения так и не смогли выдвинуть достаточно веских аргументов в защиту своей концепции. Гораздо более последовательной и правильной представляется вторая точка зрения, согласно которой значение слова и понятие - принципиально одно и то же явление. Основное различие их заключается в том, что один и тот же феномен (значение) рассматривается с разных сторон (т.е. соответственно под углом зрения языкового и мыслительного процессов) и с различной степенью «глубины». Ближайшее и дальнейшее значения слова хорошо иллюстрируют принципиальную общность и отличительные особенности значения слова и понятия. Как отражение всех существенных признаков объекта и итог нашего знания о предмете понятие неизмеримо богаче по своему содержанию, чем то, что мы называем значением. В значение слово включаются не все, только те признаки, которые позволяют нам «опознать» обозначаемый предмет, дают возможность отграничить данное слово от других близких по семантике слов в процессе обычного, обиходного общения [215.]. Таким образом, основная функция языкового значения - отграничение, а основное содержание этого значения - набор необходимых дифференциальных признаков, взятых из признаков понятия.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.