ГАРМОНИЯ ГЛАСНЫХ ТЕРЕКЕМЕЙСКОГО ГОВОРА АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ЯЗЫКА Тахмезова Э.Б.

Дагестанский государственный педагогический университет


Номер: 3-1
Год: 2015
Страницы: 319-321
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Текст научной статьи

Статья представляет первый опыт всестороннего исследования фонетической системы терекемейского говора азербайджанского языка. Говор азербайджанского языка совершенно не изучен ни в плане синхронии, ни в плане диахронии, поэтому исследование его особенностей представляется весьма своевременным и важным. Необходимо создать целостную картину современного терекемейского говора, функционирующего на территории Республики Дагестан. Актуальность статьи обусловлена еще лингводидактическим аспектом проблемы, требующей на основании сравнительного исследования азербайджанского литературного языка, изучающего в школе, и родного терекемейского говора, выявить в них идентичные, частично сходные и контрастные явления. Именно они и связаны с интерференционными явлениями транспозиции и трансференции в процессе обучения русскому и иностранным языкам. В области фонетики многочисленные фонетические явления вызваны, с одной стороны, общетюркской системой соответствий, с другой стороны, взаимодействием с языками других семей, в данном случае взаимодействием терекемейской языковой единицы с дагестанскими горскими языками (даргинским, табасаранским, лезгинским) и кумыкским языком, с которыми терекемейцы находятся в постоянном контакте. Гласные фонемы первого слога более устойчивые и самостоятельные, чем гласные непервых слогов, поэтому гласные непередних слогов являются зависимыми и эта зависимость получила выражение в тюркских языках, как гармония гласных или сингармонизм. Гармония гласных является одной из характерных особенностей тюркских языков. Все тюркологи различают два вида гармонии гласных: нёбную и губную. В исследуемом говоре можно отметить 3 вида гармонии: 1. Гармония гласных переднего ряда. Условно их называем «мягкими». 2.Гармония гласных заднего ряда. Такие гласные называются «твердыми». 3. Губная гармония. Рассмотрим каждый вид гармонии в отдельности. Сущность гармонии гласных переднего ряда состоит в том, что к слову, в корне которого имеется гласная фонема переднего ряда, в порядке оформления слова могут прибавляться словоизменяющие аффиксы только с гласными переднего ряда, каковыми являются гласные э, и, е, уь. Например: сущ. йер «земля, место», -йерэ «в землю» (э аффикс дат. п.), йери «его земля» (и аффикс принадлежности II лица), йеримиз «наша земля, наше место» (миз аффикс принадлежности I лица мн. ч.) и т.д Возьмем глагол тоък. Корень слова имеет гласную переднего ряда, следовательно, должны прибавляться аффиксы с гласными переднего ряда. Форма инфинитива от данного глагола: тоькмек «наливать» (афф. изъяв, н. наст, вр., II лица), тоькэ «наливает» (афф. наст, вр., I л, ед.ч.), тоькэдэм «наливаю» (форма условного наклонения гл.), тоъкуъм? «наливать?» (форма прош. вр. ед числа), тоькмишэм «налила» и т.д. Гармония гласных переднего ряда в исследуемом говоре настолько развита, что иногда целое предложение может иметь гласные только переднего ряда: Оьлэдди эшитиб гэлмисуьз? «Услышав, что умирает, пришли?». Гиоьв нуькэрэр гидитди «Дружки жениха ушли». Вторым видом гармонии является гармония гласных заднего ряда. При этом виде гармонии, наоборот, если корень слова имеет гласную заднего ряда, то все словообразующие аффиксы тоже должны иметь гласные заднего ряда. Например: къыз «девушка», къызлар «девушки», къызлары «его дочери», къызларын «его дочерей», къызыв, къызларыв «твои дочери», къызларында «у его дочерей» и т.д. Или же: бошгьаб (-лар афф. мн.ч.), бошгъаблар «тарелки» (-ым аффикс категории принадлежности I лица, мн. ч.), бошгъабларым «мои тарелки» (-ув афф. категории принадлежности II л. мн. ч.), бошгъабларув «твои тарелки» и т.д. Несмотря на такую последовательную гармонию гласных переднего ряда и гласных заднего ряда в говоре не мало случаев нарушения гармонии гласных. Так, например, мы имеем случаи нарушения гармонии гласных в основе слова: гидай «козленок», ср. в речи населения Татляр и Великент нарушается гармония гласных гадай; чахыр. По закону сингармонизма после гласной а должна была быть гласная ы, а этого не случилось, и мы сталкиваемся с нарушением гармонии гласных: чахир - вино. Приведем еще примеры. Бичан «сено», гьабир «могила», мишар «пила», дирнагъ «ноготь», Шер-пэт «женское собственное имя», гъырмизи «красный», гъыппи «алчный», алэтдэр «муз. инструменты», бейнова «несчастный» и др. Немало случаев нарушения гармонии гласных переднего ряда и гласных заднего ряда в заимствованных словах, особенно из арабского и персидского языков. Нарушение гармонии гласных переднего ряда в основе слова: гьэйван «животное», гьейсаб «счет», гъикмат «мудрость, тайна», бичагъ «нож», инсан «человек», ипму «знание». Нарушение гармонии гласных заднего ряда в основе слова: талигъ «судьба», тайфэ «род, племя», табийэт «природа», аджайип «правительство», аджиз «слабый», тахсир «вина», алим «ученый». Необходимо отметить еще нарушение закона гармонии гласных между основой слова и аффиксами. Аффикс глагола инфинитивной формы на -магъ и аффикс глагола прошедшего времени на -миш в речи носителей говора всего участка Терекеме, кроме Джемикент, где строго соблюдается закон гармонии гласных в этих формах, совершенно не подчиняются законам гармонии гласных: Джемикент - чихмег «выйти», ср. во всех других пунктах чихмагъ; биитег «вариться, печься», бишмагъ; итирмег «терять», итирмагъ; чоьвуьрмег «переворачивать», чевуьрмагъ; йихилмег «падать, валиться», йшилмагь. Наблюдаются случаи, когда в речи населения Джемикент нарушается закон сингармонизма гласных заднего ряда, т.е. к основе с гласными заднего ряда присоединяется гласный переднего ряда, а в речи других населенных пунктов сохраняется закон гармонии гласных заднего ряда: Джемикент - гъутармек(г) «кончать, заканчивать», гъутармагъ; овламек (г) «охотиться» овламагъ. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что в терекемейском говоре существует два варианта аффиксов глагола: в речи населения Джемикент, несмотря на наличие гласных основы, аффикс инфинитивной формы глагола имеет гласную переднего ряда -мег. Во всех других пунктах участка Терекеме, независимо от гласной основы слова, аффикс инфинитивной формы глагола имеет гласную заднего ряда -магь. В речи всего населения участка Терекеме аффикс глагола прошедшего времени имеет гласные переднего ряда независимо от гласных основы слова: чуьммишэм «купался, купалась», имишэм «ела, ел, поел, поела», ишлэмишэм «работала, работал», бахмышэм «посмотрел, посмотрела», охумишэм «читал, читала». Нарушение гармонии гласных заднего ряда в речи сел. Великент наблюдается и в аффиксах образования прилагательных: азаплы «мучительный», Вел. азаплы азы диш «коренной зуб» ази диш; аиры «отделенный», Вел. айри и т.д. Нарушение гармонии гласных прослеживается в области сложных слов, которые восходят к синтаксическим сочетаниям: йуьзбаши «сотник», делибаши «взбалмошный», мангъабашчиси «звеньевой или глава группы». В исследуемом говоре, кроме перечисленных гармонии гласных переднего ряда и гармонии гласных заднего ряда, есть еще и губная гармония гласных. Сущность губной гармонии состоит в том, что за губными гласными переднего слога следует губные гласные последующих слогов: бурун «нос», узун «длинный», будут «облако», туькуъ «лиса», умуд «надежда», дуъзгуън «справедливый», олду «был, стал», пуллу «денежный». Необходимо отметить, что губная гармония гласных в данном говоре, как и во многих других тюркских языках, не является устойчивой, В речи населения Великент можно привести множество примеров, где наблюдается нарушение гармонии губного сингармонизма: Великент - чутгъи «чохто», во всех населенных пунктах чутгъу; туълки «лиса» туълкуъ и т.д. Отсюда вытекает вывод о том, что в речи населения Великент, в отличие от речи всех остальных населенных пунктов участка Терекеме, совершенно не соблюдается гармония губных гласных. Наблюдаются и такие случаи, когда после губных гласных переднего слога не подвергаются огублению широкие гласные последующих слогов: ушагъ «ребенок», булар «эти», дурды «встал», гъулбагъа «лягушка», новурчэ «желоб»; зогъал «кизил», сач узатан «сухожилие»; гомушаримимиз «наши буйволы»; догърудан «действительно», сохуджан гъурт «глист». Такое явление наблюдается и при образовании инфинитивной формы глагола: тутмагъ «держать, задержать»; чумдугъламагъ «щипать»; чуммагъ «купаться, мыться», хорузланмагъ «петушиться», вурмагъ «бить, ударить», дурмагъ «встать». Совершенно не поддается подчинению закона гармонии гласных по всем трем параметрам вопросительная частица ми: разысамми? «согласен ли ты, согласна ли ты?», йатасамми? «ляжешь ли ты?», вурдун ми? «ударил ли?», гъутарди ми? «завершил ли?», овчуми? «охотник ли?» и т.д. Таким образом, на основе анализа гармонии гласных терекемейского говора предлагается опыт демонстрации того, что исследуемый говор во многих случаях по-разному организовывает фонетические процессы, значительно отличающиеся от аналогичных явлений азербайджанского литературного языка.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.