ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ НАРОДНОЙПЕДАГОГИКИ Отахонова З.М.

Ферганский государственный университет


Номер: 3-2
Год: 2015
Страницы: 133-136
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

традиция, обычаи, компетентность педагога, модернизация и развитие, трудовое воспитания, праздники и обряды, tradition, competence of the teacher, modernization and development, trudovoye parenting, celebrations and ceremonies

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Изучив теоретический материал и обобщив эмпирический опыт воспитания, автор выделяет семейно-бытовые, брачно-семейные, семейные трудовые традиции узбекского народа, касающиеся взаимоотношений в семье между родителями, отношенийродителей к детям и детей к родителям.

Текст научной статьи

Проблема теоретических подходов к изучению праздников и обрядов приобретает сегодня особую актуальность в связи с изменением общественно-политического строя в нашей стране. Это в свою очередь ставит перед нашим исследованием задачу изучения процесса возрождения традиций национальной культуры узбеков, установление творческих контактов с другими культурами, создание новой структуры образования и функционирования учреждений культуры, формирование современной цивилизации. Проблемы оценки педагогического наследия прошлых эпох, выявление его отношения к педагогической культуре настоящего и будущего продолжает оставаться одной из важнейших. Она касается самой сути современной педагогики,путей и методов ее развитая, имеет непосредственное отношение ж к созданию педагогики будущего. Изучение народной педагогики расширяет представления личности о богатстве культуры того или иного народа независимо от его численного состава, помогает лучше понять истоки народного воспитания, их сегодняшние особенности, пути органического впнсання идей народной педагогики в общую педагогическую науку я ее обогащения. В ходе изучения народной педагогики педагогическая наука познает свои корни и саму себя через сравнение научных и стихийно-эмпирических знаний. Эта мысль находит отражение в нашем исследовании: мы рассматриваем народную педагогику на основе анализа жизнедеятельности народа. Основу педагогических взглядов К.Д.Ушинского составляет его идея народности воспитания. Народность, по К.Д.Ушинскому, является единственным источником исторической жизни государства, но поскольку каждый народ имеет свою историю, свои традиции, общей системы народного воспитания для всех народов не существует не только на практике, но я в теория. У каждого народа есть своя, присущая только ему национальная система воспитания, поэтому заимствование одним народом у другого воспитательных средств является невозможным. Вместе с тем, К.Д.Ушинский неотрицает опыта других народов в деле воспитания, отводя емудостойное место в общей системе общечеловеческих ценностей. В научной деятельности М.Хайдаров для нас интересны несколько тем. Во-первых, этнография детства - закономерности развития и воспитания детей и подростков в зависимости от этнографических и социальных особенностей образа жизни народов. Во-вторых, проблемы пола, закономерности дифференциации мужских и социальных ролей, полового разделения труда. В-третьих, проблемы этнопсихологии, закономерности формирования и проявления национального характера, этнического самосознания и этнокультурные особенности психических процессов у разных народов. В научной литературе по народной педагогике в рассматриваемые годы наметились два подхода к пониманию ее содержания: как устного педагогического творчества и как педагогической практики народа. Термин "народная педагогика" прочно вошел в состав понятийно-терминологического аппарата педагогической науки, что было зафиксировано во втором издании "Педагогической энциклопеди". Резко возросло число работ по данной теме, широко раздвинулись их проблематика и география. Вместе с тем преобладающую часть этих работ составили локальные, конкретно-историческиеисследования, главным образом, описательного плана. Теоретическая разработка проблемы была не вполне достаточной для обеспечения должного уровня методологических основ народной педагогики. Обусловленность, является одним из предметов (или объектов) логико-исторического анализа социальной функции народной педагогики. Логико-исторический подход к изучению народной педагогики способствует выявлению различных социальных факторов, влияющих на ее функцию в обществе, на цели, задачи и результаты народного педагогического творчества, что обеспечивает оптимальную разработку путей, средств, меры и степени передачи народно-педагогической мудрости подрастающим поколениям по институциональным каналам информации. Рассматривая народную педагогику лишь в хронологически ограниченном периоде, невозможно понять причину изменений явлений народно-педагогического характера, общих для всех исторических периодов. Нам представляется, что данное положение имеет принципиальное значение для исследования народного воспитательного опыта. Народная педагогика понимается данным исследователем как совокупность народных взглядов на воспитание подрастающих поколений. В ее состав входят идеи и представления, описывающие действительность, а также выводимые из их идей, взглядов и представлений установки воспитательных действий. Выработка идей, взглядов и представлений воспитательного характера происходит на стихийной основе, в житейской практике и находитсяна уровне, так называемого, обыденного сознания. На данном уровне сознания эти идеи не выступают в качестве четко оформленной системы взглядов, а преломляются сквозь призму конкретных вопросов, больше всего затрагивающих интересы народных масс на том или ином этапе общественного развития. Особо интересной представляется вопрос о прогрессивном или непрогрессивном характере народных традиций тем не менее представляется нам довольно спорным. Известно, что народная педагогическая мысль - это многовековое, прошедшее апробацию многочисленными поколениями людей явление, созданное усилиями коллективного разума. Если всякую научную мысль, научный поиск можно подвергнуть критике, опровергнуть или направить в желаемое русло, то с феноменом народной педагогики дело обстоит гораздо сложнее. Ее единственный критик, судья, адресат - время. Время накладывает свой отпечаток на все проявления жизни, отбрасывая одно, добавляя другое. С высоты нашего сегодняшнего, относительно небольшого исторического прошлого мы не всегда можем однозначно определить - что прогрессивно, а что регрессивно. Если по отношению к достижению точных наук для такого четкого разграничения можно подобрать вполне приемлемый критерий, тодля подобных же дефиниций к явлениям гуманитарного характера, как подсказывает научный опыт последних десятилетий,к сожалению, не имеется четких и достаточных оснований. Определение того, что есть прогресс, а что регресс в духовной сфере - это одна из сложнейших философских проблем, актуальность которой еще острее выявилась в последнее время. Обращаясь к исследованию материала, принадлежащего народам, находящимся на ранних ступенях общественного развития, мы сталкиваемся не с народной педагогикой или народной философией и психологией конкретно, а с более сложными, синкретическими явлениями. Нам кажется, что лишь механистический подход позволяет однозначно заявить о подобном явлении как положительном или отрицательном. Обряды и традиции, в том числе и трудовые, являясь продуктом пройденного народом пути, прожитой истории, экономических и культурных условий жизни, природао-географической среды, воплощает мвжчеловеческие связи и взаимоотношения. Автор приходит к выводу, что труд в народной педагогике стоит в центре всего воспитательного процесса, а трудовая подготовка и трудовое воспитание выдвигаются на первый план. Условия и эффективные методы воздействия традиций и обычаев узбекского народа на подготовку старшеклассников к семейной жизни. Изучив теоретический материал и обобщив эмпирический опыт воспитания, автор выделяет семейно-бытовые, брачно-семейные, семейные трудовые традиции узбекского народа, касающиеся взаимоотношений в семье между родителями, отношенийродителей к детям и детей к родителям. Представителей третьего течения объединяло изучение педагогических идей и педагогического опыта народа. В данном направлении проводились исследования М.Э.Хайдаров и А.Рахматуллаев и другими. Автору удалось проанализировать все основные стороны узбекской народной педагогики, а именно: трудовую, нравственную, изучить проблему идеала на основе целостного, комплексного подхода к изучаемому объекту, рассматривал народное воспитание как систему всех влияний, содействующих выработке социально ценностных качеств у подрастающего поколения. Мы считаем, что данный подход является наиболее приемлемым применительно к сегодняшнему дню, когда народная педагогика, как и все остальные феномены жизнедеятельности народа, рассматривается в контексте всей культуры. Мы согласны с положениями исследования о том, что специфика народного воспитания определяется комплексом факторов: уровнем и характером материального производства, степенью выделения человека из природы, характером материального производства, характером социальных связей, мировосприятием, направленностью традиций вкусами, потребностями и т.д., среди которых объективной основой развития народной педагогики выступает процесс производства материальных благ. Для народной педагогики характерно комплексное рассмотрение развития личности, когда все стороны ее формирования находятся в тесном единстве и взаимодействии. Таким образом, исходя из концепции выше указанных авторов, рассматривающих народную педагогику как неотъемлемую часть культуры, мы берем народную педагогику как феномен, отражающий педагогический аспект всей жизнедеятельности человека в обществе, осмысление её (жизнедеятельности) причинных зависимостей, обусловливающих появление тех или иных педагогических явлений.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.