ХАРАКТЕРНЫЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ФОРМ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА, ЕГО СТИЛИ И ЖАНРОВЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ Карпенко В.Н.,Карпенко И.А.,Татаринцев А.Ю.

Белгородский государственный институт искусств и культуры


Номер: 3-2
Год: 2015
Страницы: 233-237
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

русский народный танец, фольклорный танец, пляска, народная хореография, russian folk dance, folk dance, dance, folk choreography

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматриваются отличительные черты форм русского народного танца, его стили и жанровые разновидности на этапе развития современного хореографического искусства. Русский народный танец, как один из частей составляющих нашу традиционную культуру, поднимается в последние годы на качественно новый уровень в изучении и освоении его самобытности, раскрывающий душу и характер.

Текст научной статьи

Изучение развития русского народного танца, как известно, занимало многие умы известных деятелей искусства. Классифицируя русский народный танец, определяя его жанры, форму и виды, общепринято брать за основу не деление танцев по временам года (зима, лето и прочее), по месту их исполнения (изба, улица), не приуроченность танцев к определенным обрядам и праздникам (свадьба, праздник Ивана Купалы, святки и пр.). В основе лежит хореографическая структура, их общие устойчивые признаки и другие стороны танца. В научной литературе существует много подходов к классификации русского народного танца. Некоторые исследователи подразделяют их в зависимости от песен, под которые он исполняется. Например: «А я по лугу», «Камаринская», «Сени». Другие разделяют танцы по количеству исполнителей: «Шестера», «Напарочка», «Семера». Существует также деление в соотношении с рисунком танца: «Капустка», «Улитушка», «Плетень», «Круги», «Воротца», «Звездочка»; по движениям в танце: «Дробушечка», «Топотуха», «Перехватка»; по характеру исполнения: «Бешеная», «Шальная», «Метелица», «Сновуха». В основу классификации могут быть положены и трудовые процессы, отражающие в танце: «Ленок», «Костеля», «Косари», «Веретено». Интерес представляет и систематизация по названию персонажа, изображавшегося в танце: «Лебедушка», «Медведь», «Рыбка», «Журавель», «Гусачок». Одним из современных исследователей русской народной хореографии является Михаил Петрович Мурашко. Профессор кафедры народного танца МГУКИ, академик, заслуженный деятель искусств России и республики Марий Эл, лауреат Государственных премий, основоположник марийской народно-сценической хореографии. Автор книг: «Танцы Марий Эл», «Танцы Марийского края», «Марийские сюжетные танцы», «Формы русского танца», «Русская пляска» и других. Его издания - это результат многолетней балетмейстерской и педагогической деятельности, а также большой исследовательской работы. Опираясь на труды К.Я. Голейзовского, А.А. Климова, Т.А. Устиновой, В.И. Уральской, Н.И. Заикина и некоторых других деятелей искусства и мастеров в области изучения русского народного танца М.П. Мурашко выдвигает свои версии и гипотезы возникновения и развития русского танца, его жанрах, формах, видах, стилях. И со многими его предположениями и мотивированными выводами нельзя не согласиться. Результаты своих исследований Михаил Петрович излагает в своих книгах. Классификация русского танца, определение форм, типов, жанров и т.д. во многом противоречива и запутана. Одно и то же явление, к примеру, хоровод, в одном случае называется - вид, а в другом случае - жанр. В третьем - форма, в четвертом - тип и т.д. и т.п. К.Я. Голейзовский, чья книга «Образы русской народной хореографии» представляет кладезь русского народного танцевального творчества, делит все танцы на хороводы и пляски. Автор широко и подробно разбирает игрища, обряды, праздники, гуляния. В этих синкретических народных действах достаточно большую роль отводит танцу. Хороводы он разделяет по временам года. Это хороводы: весенние, летние, осенние, зимние. В разделе «О плясках и коленцах» приводит огромное количество плясок - деревенских, городских, приводит примеры плясок из сказок, былин, рассказывает о коленцах, наиболее характерных, с его точки зрения, в русском танце. При этом автор не дает, ни хороводам, ни пляскам, какого-либо определения - жанр, вид, форма и т.д. [3, 36-74]. Исследователь русского народного танца, организатор многочисленных фольклорных экспедиций, создатель школы русского танца, народный артист России, профессор А.А. Климов в своей книге «Основы русского народного танца», который является учебником по русскому танцу (и пока единственным), классифицирует русский народный танец по жанровому принципу. Русский народный танец делится на два основных жанра - хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов. Каждый вид объединяет танцы с одинаковыми признаками и структурой исполнения. В жанре хоровода различает два вида - орнаментальные и игровые хороводы. Жанр пляски более многообразен, он состоит как из наиболее древних, традиционных видов - одиночная пляска, перепляс, массовый пляс, групповая традиционная пляска и т.д. Так и из видов, сложившихся в русском танце и вошедших в быт русского человека в более позднее время, - кадриль, лансье, полька и другие. Г.Я Власенко в книге «Русский танец Поволжья» в своих определениях близок к классификации А.А. Климова. В русском танце два основных жанра - хоровод и пляска. Они в свою очередь подразделяются на различные виды. В жанре хоровода различаются два вида: орнаментальные и игровые. Жанр пляски наиболее многообразен. Здесь и древнейшие виды: одиночная пляска, парная, перепляс, массовая пляска, групповые пляски. Виды, которые сложились в более позднее время - это кадрили, польки и другие [2, 5]. Н.И. Заикин, Н.А. Заикина в книге «Областные особенности русского народного танца» так же близки к классификации А.А. Климова, хотя четко выстроенной системы не наблюдается. Русский народный танец отличается богатством хороводов (орнаментальные, игровые), кадрилей (линейные - двухрядные, квадратные - угловые), импровизированных плясок (мужская, женская, парная, парно-массовая) [4, 16]. Т.А Устинова в своих книгах не дает определений, но есть отдельные выражения, которые позволяют сделать следующие предположения. Хороводы - это один из основных видов русского танца. Пляски - это другой вид русского народного танца. Перепляс - создан па основе русской народной пляски. Пляска состоит из двух частей [8, 284]. Кадриль тоже можно отнести к пляскам, но их своеобразное построение - четкое деление на фигуры, что отличает кадриль от традиционных русских народных плясок. Поэтому кадриль - самостоятельный вид русской народной пляски [8, 112]. Из сказанного можно сделать вывод - танец делится на два вида: хоровод и пляску. Пляска, в свою очередь, также делится на виды, перепляс и кадриль. В.М. Захаров в книге «Поэтика русского танца» нередко смешивает понятия: жанр, вид, форма. В Кировской области наблюдается разнообразие жанров хореографии: хороводы, кадрили, пляски. Среди плясовых форм Костромского фольклора известны сольные мужские и женские пляски, а так же парные, групповые и массовые [5, 210-274]. Пляска - наиболее распространенный и любимый сейчас жанр народного танца, бытует в народе как живой родник многообразного народного хореографического творчества. Виды русской пляски, одиночная (сольная), парная, перепляс, массовый пляс, групповая пляска [5, 36-37]. О.Н. Князева в книге «Танцы Урала» пишет: «Формы уральских танцев: кадрили, кадрильные пляски, переплясы и игровые хороводы». Вывод, сделанный М.П. Мурашко. Рассматривая каждую форму русского танца и исходя из понимания слова форма как способ (метод) изложения хореографического материала, мы можем сказать, что русский народный танец имеет следующие формы: • пляска, • перепляс, • хоровод, • кадриль, лансье (разновидность кадрили), • кадрильная пляска, • сюита, • картина. Нужно отметить, что на практике, формы не всегда существуют, так сказать, в «чистом» виде. Иногда одна форма включает в себя элементы других форм. Так, например, пляска нередко включает элементы перепляса, хоровода, кадрили. Кадриль, в качестве фигуры, включает сольные выступления пар - элементы перепляса. Медленный, лирический хоровод может перерасти в бурную пляску и т.д. В то же время танец не должен терять своей формы, т.е. перейти из формы в бесформенность. Где, как не в песне и танце, выражаются душа народа, его самобытность. Танец передает мысли, чувства и переживания человека в своеобразной для каждого народа национальной форме. Эта форма рождается конкретным содержанием, на которое накладывают свой отпечаток политические, экономические, географические условия жизни в той или иной стране. Так у каждого народа складывается свой стиль танца, отражающий особенности определенной эпохи. Русский народ сохранял свои песни, танцы, свою национальную культуру. Сколько разнообразных настроений выражают русские народные танцы! Здесь и буйная удаль, и плавная лебединая поступь, и веселый, неудержимый, искрящийся задор, и смелость, и отвага, и чувство национальной гордости. Все многообразие характера русского человека, глубина его души - в народном танце. Танец - зеркало души русского человека, в нем проявляется и мужество, и задор, и лиризм, и веселье - целая гамма чувств и эмоций, свойственных всем русским людям: Возьмем, к примеру, такие танцы, как «Трепак» или «Камаринская», «Барыня». При первых звуках этих искрометных, лихих, зажигательных мотивов что-то неописуемое происходит в душе каждого русского человека - и ноги не могут устоять на месте. Танцы, созданные народом, полюбились и широко распространились по всей России, проявляя собой яркое эмоциональное выражение. В общерусской хореографической традиции выделяется несколько оригинальных региональных исполнительских стилей, которые отличаются танцевальной лексикой, манерой исполнения и жанрово-репертуарным составом. Именно это своеобразие различных регионов и составляет богатство русского традиционного танца. Стиль в русском танце истолковывают по-разному и часто, совершенно в разных значениях. Стиль в переводе с латинского - острая палочка для письма, манера письма, склад речи. Стиль в русском танце необходимо разделить на две части: • стиль русского танца • стиль хореографа-художника, творца русского танца, как произведения хореографического искусства. Говоря о стиле русского танца, следует отметить, что русский танец, имея общую пластическую и содержательную основу, удивительно разнообразен, также как разнообразен русский язык с его диалектными говорами, также как разнообразны костюмы, песни, музыка, проведение одних и тех же обрядов, праздников. Каждый регион отличается от других своей особенной манерой (стилем) одеваться, говорить, петь, танцевать. Эти различия идут из глубины веков, когда каждое русское племя имело свои, достаточно устойчивые эстетические и художественные традиции, и часто эти традиции сильно отличались от традиций соседей. Примером, на сегодняшний день, может служить Курская область, где жители сумели сохранить свой древний стиль в костюмах, музыке, песнях, танцах. И сегодня, глядя на выступлении фольклорных ансамблей Курской области, мы никогда не спутаем их с коллективами других областей. Наоборот, мы скажем - это куряне, они имеют свой собственный, ярко выраженный фольклорный стиль. Свои стилевые особенности в фольклорном искусстве сохраняют и жители Орловской, Тульской, Тамбовской, Рязанской, Смоленской, Тверской, Воронежской и других областей. Есть регионы, которые в силу разных исторических причин, подразделяются на две, три и более стилевые группы. Так Белгородская область представляет собой менее монолитную фольклорную территорию, чем соседняя Курская область. И.И. Веретенников в книге «Южнорусские карагоды» делит всю танцевально-певческую культуру на три группы: Белгородско-Воронежская, Белгородско-Курская и Белгородско-Оскольская. Так же на три группы делится и Белгородский костюм. Каждая группа имеет свои стилевые особенности. Четвертый регион - Ровеньки. Граничит с Украиной. Имеет тоже свои стилевые особенности. Брянская область, которая граничит с Украиной и Белоруссией, со Смоленской, Калужской, Орловской областями России, и где проживают потомки разных русских племен, просто не может не иметь разные стилевые группы. Обширный русский Север состоит из множества стилевых групп, которые в то же время можно объединить в северорусский стиль, где главными объединяющими чертами следует назвать сдержанность, степенность, неторопливость, большое чувство собственного достоинства и особо строгие отношения между юношами и девушками. Все это ярко выражено в танцах русского Севера. Такая территория как Урал, где прожинают переселенцы из разных регионов России, в результате смешивания между собой и местными аборигенными народами, выработали свой неповторимый фольклорный стиль. Итак, подводя итог о первой половине понятия стиль - стиль русского танца можно сказать: русский танец, имея общую пластическую и содержательную основу, удивительно разнообразен. Каждый регион имеет свой собственный стиль с присущими чертами и особенностями манеры для этого региона. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод. Русский танец имеет общую пластическую и содержательную основу, что дает право сказать - русский народный танец имеет свой собственный, оригинальный стиль. Региональные стили русского танца не разрушают целостный стиль русского народного танца. Наоборот, имея общую пластическую и содержательную основу, региональные особенности придают русскому танцу широту и глубину, делают его более богатым, более красочным и более многогранным. Теперь несколько слов и о второй части - стиль хореографа-художника, творца русского танца, как произведения хореографического искусства. Для хореографа, художника танца, стиль - это уникальность, непохожесть, единственность. Стиль хореографа определяется множеством разных компонентов - происхождение, воспитание, образование, особенность характера, склад психики, нравственные идеалы, жизненная позиция и пр., и пр. В русском танце достаточно мною хореографов имеющих свой стиль, свое лицо. Каждый из них оригинален и не похож на других. Т.А Устинова, Н.С. Надеждина, И.А. Моисеев, О.Н. Князева, М.С. Годенко, И.З. Меркулов, М.Х. Чернышов, и многие, многие другие. Своим творчеством они показали, на сколько богат русский танец, какие огромнейшие возможности он дает хореографам при создании сценических форм. Будь-то пляска или хоровод, перепляс или кадриль, лансье или кадрильная пляска, сюита или картина. Русский народный танец - это настоящий кладезь для творчества хореографа, для создания своего собственного стиля [7, 93-105]. Жанры в хореографических произведениях являются обязательной необходимостью. Они придают каждому произведению определенную тональность, непохожесть, оригинальность. Если проанализировать творчество скоморохов, то и там мы увидим присутствие жанров. Особенной популярностью пользовались комический и сатирический жанры, но присутствовали и другие. В русском фольклоре каждый танец также имел свой жанр. Среди хороводов, плясок, переплясов можно встретить лирические и комедийные, драматические и сатирические, эпические и трагедийные жанры. Жанры не придумывались. Сама жизнь способствовала их рождению. Любовь и ревность, жизненные успехи и неудачи, воинские победы и поражения, исторические события и природные катаклизмы - все отражалось в творчестве народа и непременно в определенном жанре. В научной литературе существует много подходов к классификации русского народного танца. Некоторые исследователи подразделяют их в зависимости от песен, под которые он исполняется. Другие, определяя его жанры, форму и виды берут за основу хореографическую структуру, их общие устойчивые признаки и другие стороны танца. Классификация русского танца, определение форм, типов, жанров и т.д. во многом противоречива и запутана. Одно и то же явление, к примеру, хоровод, в одном случае называется - вид, а в другом случае - жанр. В третьем - форма, в четвертом - тип и т.д. и т.п. Рассматривая каждую форму русского танца и, исходя из понимания слова форма как метод изложения хореографического материала, мы, придерживаясь мнения М.П. Мурашко, можем сказать, что сегодня русский народный танец имеет следующие формы: пляска, перепляс, хоровод, кадриль, лансье (разновидность кадрили), кадрильная пляска, сюита, картина. Нужно отметить, что на практике, формы не всегда существуют, так сказать, в «чистом» виде. Иногда одна форма включает в себя элементы других форм. Танец не должен терять своей формы, т.е. перейти из формы в бесформенность. Где, как не в песне и танце, выражаются душа народа, его самобытность. Танец передает мысли, чувства и переживания человека в своеобразной для каждого народа национальной форме. Эта форма рождается конкретным содержанием, на которое накладывают свой отпечаток политические, экономические, географические условия жизни в той или иной стране. В заключении мы можем сказать о том, что, русский танец, имея общую пластическую и содержательную основу, удивительно разнообразен. В общерусской хореографической традиции выделяется несколько оригинальных региональных исполнительских стилей, которые отличаются танцевальной лексикой, манерой исполнения и жанрово-репертуарным составом. Именно это своеобразие различных регионов и составляет богатство русского традиционного танца. Для хореографа, художника танца, стиль - это уникальность, непохожесть, единственность. Стиль хореографа определяется множеством разных компонентов - происхождение, воспитание, образование, особенность характера, склад психики, нравственные идеалы, жизненная позиция и пр., и пр. Жанры в хореографических произведениях являются обязательной необходимостью. Они придают каждому произведению определенную тональность, непохожесть, оригинальность. Любовь и ревность, жизненные успехи и неудачи, воинские победы и поражения, исторические события и природные катаклизмы - все отражалось в творчестве народа и непременно в определенном жанре.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.