ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Мироненко В.В.

Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище имени П.С. Нахимова


Номер: 3-3
Год: 2015
Страницы: 130-133
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

творчество, творческая личность, творческие способности, деятельность, creativity, creative personality, creative abilities, activity

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье раскрываются условия формирования творческих способностей студентов неязыковых вузов. Предложены методические приёмы формирования данных способностей.

Текст научной статьи

Стремительное социальное, политическое и экономическое развитие нашей страны, накопление и быстрое обновление информации предопределяют необходимость реформирования системы образования с целью совершенствования подготовки будущих специалистов. Ведущее значение в этом процессе имеют такие формы обучения, которые способствуют формированию и развитию творческого потенциала личности, ее самостоятельности, активности, инициативности, способности принимать решения. Обучение студента иностранному языку, формированию у него способности самостоятельно усваивать сложный лексический и грамматический материал, импровизировать, высказывать оригинальные идеи, логически ясно излагать свои мысли, раскрывая сущность вопроса - стартовая площадка, которая позволяет преподавателю формировать интеллектуальные способности и исследовательские навыки учащихся на занятиях по иностранному языку. Как показывают исследования и практика, в высших учебных заведениях недостаточно внимания уделяется применению новых технологий обучения, которые способствуют формированию и развитию умений видеть проблему, самостоятельно принимать решения, генерировать новые идеи. Именно это и обуславливает актуальность оптимизации формирования творческих умений студентов средствами нетрадиционных методов обучения иностранному языку. Изучение научного фонда позволяет утверждать, что проблема творчества и формирования творческих способностей студентов рассматривалась в следующих аспектах: осмысление интегральных параметров творчества (Н. Завалишина, А. Чаплыгин, М. Ярошевский); изучение характера связей мышления личности и творчества (А. Брушлинский, А. Лук, А. Матюшкин); рассмотрение психологической структуры одаренности и творчества (Ю. Гильбух, К. Текес, В. Чудновский); выявление механизма творческого мышления как деятельности (Ю. Кулюткин, Е. Телегина); освещение педагогических основ формирования творческой личности учителя (И. Зязюн, Н. Кичук). Впрочем, проблема разработки методических приемов при обучении иностранному языку, которые способствуют формированию творческих способностей студентов, остается вне поля зрения ученых. Целью статьи является выявить систему творческих способностей студентов, определить уровень их сформированности и осветить средства формирования этих способностей в процессе обучения иностранного языка. Исследование научных трудов позволяет утверждать, что понятие творчество определяется как продуктивная деятельность человека, в процессе которой создаются качественно новые материальные и духовные ценности (Л. Выготский, А. Клепиков, М. Овчинников, С. Рубинштейн); процесс развития личности, ее самореализации в процессе создания материальных и духовных ценностей (Я. Пономарев, А. Спиркин), путь познания неизвестного и процесс обогащения качественно новым знанием (О. Брушлинский, Ю. Фокин). Различают два типа творчества. Первый тип характеризуется применением известного решения для решения известной проблемы, то есть речь идет об отсутствии необходимости ломать привычные взгляды. Последствия такого типа творчества легко внедрить; к тому же они сразу дают очевидный результат. Что касается второго типа творчества, то ему свойственно применение известного или нового решения по не новой задаче. Этот тип творчества иногда провоцирует непонимание результатов со стороны окружающих людей. Р. Немов считает, что с понятием творчества неразрывно связано понятие интеллекта, которое определяется как совокупность общих умственных способностей, обеспечивающих человеку успех в решении разнообразных задач. Обобщенное определение творчества дает В. Глазырин, который рассматривает этот феномен как активное взаимодействие субъекта с объектом, в ходе которого субъект создает новое, социально значимое, целенаправленно меняет мир в соответствии с требованиями объективных закономерностей. В педагогике творческая личность определяется как особый тип личности, в которой сочетаются устойчивый уровень направленности на творчество, мотивационно-креативная активность, которая нацелена на удовлетворение потребностей и высокий уровень творческих задатков. Творческие способности определяются как индивидуально-психологические особенности личности, которые не могут возникнуть вне конкретной деятельности человека, а является результатом развития, которое происходит в процессе воспитания и обучения [1, 137]. Анализ психологических и педагогических литературных источников дает возможность выявить систему творческих способностей личности: - способность видеть проблему. Большинство авторов считает, что труднее увидеть проблему, чем найти ее решение, потому что постановка проблемы сама по себе в определенной степени ведет к ответу; - самостоятельность суждения; - оригинальность мышления, то есть способность увидеть предмет в новом свете; - легкость ассоциирования, или сближение понятий; - использование фантазии и воображения; - способность оценивать и выбирать; - легкость генерирования идей. Следует отметить, что существуют дополнительные возможности, присущие творческой личности, которые упоминаются в научных источниках: скорость речи, способность к переносу опыта, критичность, изобретательность, инициативность, настойчивость ума, решительность, энергичность, смелость, способность к доработке деталей. Как свидетельствует анализ теоретических источников, барьерами творчества, то есть факторами, тормозящими этот процесс, являются: психологическая инерция мышления, функциональная ограниченность мышления (использование знаний в установленных лимитах), незаинтересованность в работе, плохой психическое состояние. Организационными и психолого-педагогическими условиями формирования творческих умений являются: - высокий уровень мотивации обучения студентов; - глубокий интерес к обучению, который возникает на основе внутренней мотивации; - взаимоотношения между студентом и преподавателем, которые должны строиться на принципах взаимодействия. Преподаватель выполняет функции консультанта, организатора, координатора. При таких условиях студент переходит с позиции пассивного потребителя знаний в их активного творца, повышается уровень его самостоятельности; - эмоциональная атмосфера обучения; - использование нетрадиционных методов профессиональной подготовки специалистов [3]. В процессе обучения иностранному языку можно выявить систему методических приемов, которые способствуют продуктивной умственной деятельности студентов, активизируют развитие их возможностей работать творчески: - метод взаимной критической оценки творческих работ: рецензирование произведений размышлений, взаимное рецензирование работ; по материалам полученной рецензии готовится ответ-дополнение, ответ-доработка; - метод «мозгового штурма» - быстрый поиск решения проблемного вопроса; - метод новых вариантов - студент должен найти новые варианты решения задачи, когда уже есть несколько; - метод информационной недостаточности - решение задач, в которых не хватает данных; - метод информационной насыщенности - выполнение задач, в которых есть лишние данные; - написание проектов различных видов (информационных, исследовательских, творческих) [2]. Эффективность функционирования любой экспериментальной технологии определяется своевременной диагностикой формирования отдельного феномена. В эксперименте на подготовительном этапе приняли участие студенты второго и третьего курса Севастопольского экономико-гуманитарного института (направление подготовки «Туризм»). С помощью анкетирования выявлялась самооценка будущими специалистами уровня сформированности у них творческих способностей. Мы предложили вопрос: «Оцените по пятибалльной шкале уровень сформированности у Вас определенных ниже способностей: стремление к оригинальности в решениях, легкость генерирования идей, самостоятельность мышления, инициативность, решительность». По результатам анкетирования оказалось, что самооценка студентами уровня сформированности у них творческих способностей является достаточно высокой. Почти половина респондентов (44%) оценили уровень сформированности у них такого творческого умения, как стремление к оригинальности в решениях на «5» баллов, 23% - «4», 22% - «3», 7% - «1», 4% - «2». Более половины респондентов (51%) оценили уровень сформированности у них такого творческого умения, как легкость «генерирования идей» на «4» балла, по 21% - на»5» и на «3», только 7% - на «2». Собственный уровень сформированности самостоятельности мышления почти половина респондентов (49%) оценили на «5» баллов, 36% - «4», 8% - «3», 5% - «1», 2% - «2». Собственный уровень решимости 39% респондентов оценили на «4» балла, 26% -«5», 23% - «3», 5% - «2», 7% - «1». По уровню проявления студентами творческой активности можно предложить следующие этапы организации начально-познавательного процесса: подготовительный, репродуктивный и креативный. На подготовительном этапе студенты усваивают теоретический материал по теме и выполняют следующие задачи: - проанализировать текст и составить конспект по заданной теме; - выписать новые слова и словосочетания, дать определение на английском языке; - составить вопросы к тексту, используя новые слова и словосочетания. Предложить товарищу ответить на них. На репродуктивном этапе студенты закрепляют теоретические знания, полученные на этапе подготовки. Вариантами задач этого этапа являются: - проанализировать высказывания знаменитых людей; - аргументировать свое мнение; - составьте диалог, используя новый лексический материал, по одной из предложенных ситуаций. Предложенные задания способствуют достижению полноты, прочности знаний, формированию творческой индивидуальности студентов, совершенствованию умения видеть проблему. Заключительным этапом организации начально-познавательного процесса, целью которого является формирование творческих способностей, является креативный. Этот этап представляет собой самый высокий уровень самостоятельной деятельности студентов, предусматривает создание новой информации, направленный на разработку самостоятельных проектов. Он требует от студентов актуализации знаний и умений, которые позволяют им принимать новые решения в проблемных ситуациях, обосновывать свои позиции. Студентам предлагается выполнить следующие задачи: - продумать и составить список проблем по заданной теме; - разработать и предложить собственные варианты решения то или иной проблемы; - организовать заседание дискуссионного клуба, где ставится главный проблемный вопрос, а участники дискутируют. В ходе дискуссии студенты учатся отстаивать собственное мнение, обосновывать свои суждения, выводы и предложения, а это приводит к актуализации их знаний, активной умственной деятельности. Начально-познавательная деятельность студентов носит творческий характер, включает в себя элементы анализа и обобщения. Надо отметить, что метод дискуссии способствует формированию умений сравнивать, анализировать, формулировать проблемы, предлагать пути их решения, аргументировать свою точку зрения [4]. В процессе формирования интеллектуальных компонентов творческих способностей студентов на занятиях по иностранному языку необходимо использовать принципы педагогики сотрудничества: целенаправленности педагогического процесса, развития мотивации к творческой и интеллектуальной деятельности, систематичности, приоритета творческой деятельности учащихся. Формируя интеллектуальные, творческие способности личности студента на занятиях по иностранному языку необходимо опираться на следующие методические основы: студент как субъект деятельности, игровая деятельность, обучение в сотрудничестве, обучение как свободное раскрытие личности, интенсификация обучения; педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, информационные технологии, проектные технологии. Творческую активность, мотивацию к научно-исследовательской работе повышает создание на занятии благоприятной атмосферы, доброжелательности преподавателя. Проведенные наблюдения показали, что поощрения оригинальных высказываний студентов, являются хорошим средством для развития творческой активности и формирования их интеллектуальных способностей. Можно сделать вывод, что систему творческих способностей личности составляют способность к видению проблемы, самостоятельность, оригинальность мышления, инициативность, решительность, легкость ассоциирования, способность генерировать идеи, использование фантазии и воображения, критичность, готовность памяти. Организационными и психолого-педагогическими условиями формирования этих способностей являются: повышение уровня мотивации студентов, переход от формально-ролевого к межличностному взаимодействию в системе «студент - преподаватель»; создание эмоциональной атмосферы обучения; использование нетрадиционных методов (технология проблемного обучения, метод дискуссии, метод «мозгового штурма»). Перспективы дальнейших исследований в данном направлении заключаются в разработке новых методов и технологий обучения как средства формирования профессиональных умений и навыков, исследовательского потенциала студентов.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.