АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО КЛАССА Кулжанова Ж.Ж.

СКГУ им. М.Козыбаева


Номер: 4-2
Год: 2015
Страницы: 109-111
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

самостоятельность, образовательная инициатива, самостоятельная образованность, творческая самостоятельность, инструментальный класс, independence, educational initiative, independent form, creative independence, instrumental class

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Статья посвящена проблеме овладения будущими педагогами-музыкантами навыками самостоятельности в учебном процессе инструментального класса, так как она является одной из актуальных в музыкальной педагогике.

Текст научной статьи

На социально-педагогическом уровне признание определяющей роли творческой и образованной личности сопровождается сегодня неудовлетворенностью современной системой образования, необходимостью самообразования будущего учителя в связи с быстро меняющимися условиями жизнедеятельности, оказывающими влияние на профессиональную самореализацию. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Происходящая в настоящее время реформа высшего образования связана по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане следует признать, что образовательная самостоятельность студентов должна стать основой образовательного процесса. Самостоятельность проявляется в поступках человека, который ориентируется не на посторонние случайные влияния, а на свои знания и убеждения. В системе развивающего обучения А.В. Петров рассматривает самостоятельность как способность личности сознательно без какой-либо помощи ставить перед собой те или иные задачи, цели, планировать свою деятельность и осуществлять ее [3,с.18]. Понятие образовательной самостоятельности является недостаточно разработанным в педагогической науке. За последние десять лет исследователями было предпринято несколько попыток раскрыть сущность данного понятия и определить его суть. Впервые термин «образовательная самостоятельность» встречается в работах С.М. Абрамова [1]. Под образовательной самостоятельностью автор понимает наличие цели, активизирующей познавательную деятельность человека, нравственный долг и моральную ответственность, жизненный и духовный опыт, определенный комплекс знаний, умений, навыков, а также совокупность действий, программирующих его образовательную деятельность. Е.А. Таранчук в своем диссертационном исследовании «Организационно-педагогические условия формирования образовательной самостоятельности студентов педагогического вуза» продолжает развивать идеи образовательной самостоятельности, выделяет ее компоненты и поясняет, что процесс формирования образовательной самостоятельности состоит в изменении характера самообразовательной деятельности - от осознанного усвоения знаний к пониманию значимости способов их освоения для осуществления непрерывного процесса самообразования и затем, к управлению самообразовательной деятельностью [5]. Все авторы сходятся во мнении, что образовательная самостоятельность является интегральным качеством личности, не дается человеку от рождения, а формируется по мере взросления и развития и предполагает наличие определенной степени интеллектуальной и поведенческой автономии. Рассматривая образовательную самостоятельность как образовательный результат, следует отметить, что структура образовательного результата иерархична и представляет собой своеобразную рамку, помогающую ориентироваться на предельные достижения в своей образовательной деятельности, а также на появление новых качественных личностных и когнитивных изменений. Проблема воспитания самостоятельности будущих педагогов-музыкантов является одной из наиболее актуальных в музыкальной педагогике. Ее значимость, прежде всего, определяется специфичностью подходов к овладению музыкальным мастерством как разновидностью художественного творчества. Основной предпосылкой сформированности структуры самостоятельности в исполнительском классе выступает развитие самостоятельности мышления личности и, соответственно, воспитание умения инициативно и творчески созидательно заниматься на музыкальном инструменте. В период обучения в инструментальном классе должна выдвигаться цель развития у студента способности самостоятельного и творческого решения той или иной проблемы в условиях самостоятельной профессиональной деятельности. Б.Л. Кременштейн подчеркивала: «Выходя на самостоятельную дорогу, молодой музыкант должен уметь ставить перед собой определенные творческие задачи и разрешать их с большей или меньшей степенью мастерства, в зависимости от таланта и уровня культурно-художественного развития» [4,с.3]. Развитие самостоятельности студентов в ходе их обучения игре на музыкальном инструменте рассматривается как одно из ключевых направлений педагогической работы и формулируется в виде важнейшего методического принципа данного процесса. В современной музыкально-педагогической науке самостоятельность исследуется в нескольких аспектах: в качестве характеристики личности («самостоятельность личности»); в качестве интеллектуальной деятельности обучаемого («интеллектуальная самостоятельность», «самостоятельность мышления») и в качестве наиболее общего показателя - «творческая самостоятельность». В целом ряде работ музыкантов-исследователей России и Казахстана (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, Р.Р. Джердималиева, А.А. Калыбекова, Т.А. Кишкашбаев, Г.А. Колесникова, И.Н. Немыкина, Л.А. Рахимбаева, Г.М. Цыпин и др.) самостоятельность обучающихся связывается с творческим характером процесса овладения музыкальным мастерством, его сущностью и направленностью. Поскольку становление самостоятельности будущего музыканта происходит в условиях творческой деятельности и своею целью имеет творческие достижения, в музыкальной педагогике утвердилась точка зрения, определяющая самостоятельность как «творческую самостоятельность». Применительно к процессу инструментального исполнительства, творческая самостоятельность, как правило, трактуется как способность самостоятельно осуществлять весь цикл работы над произведением, создавать свой образ музыкального текста, а также характер исполнения музыкального произведения. Л.А. Рахимбаева указывала, что творческая самостоятельность «включает, прежде всего, умение поставить и решать исполнительскую задачу, выбрать для ее воплощения необходимые средства выразительности, анализ и оценку собственного исполнительского опыта и исполнения товарищей, умение словесно-логически охарактеризовать исполняемое» [2,с.29]. Самостоятельная деятельность студентов предполагает введение в нее формирующихся операций и перенос ранее сформированных операций, навыков и умений в новые условия (например, при освоении нового музыкального стиля, произведения и т.д.). Основой развития самостоятельности в учебно-исполнительской деятельности является воспитание творческого мышления, важными условиями формирования которого являются активизация восприятия и музыкально-теоретических обобщений, основанных на взаимодействии в музыке логического и эмоционального начал. Мы думаем, что указанные параметры и являются основой для воспитания самостоятельности обучаемого. Основой учебного процесса в инструментальном классе является непосредственный контакт с музыкой, изучение и постижение эмоционально-художественного образа сочинения, заключающееся для исполнителя в последовательном приближении к возможно более высокому качеству воплощения творческого замысла. Принципиально можно говорить о двух важнейших направлениях работы инструменталиста: одно ведет к накоплению исполнительских навыков и умению заниматься, другое - к пониманию музыки, а оба они - к развитию самостоятельности личности. Итак, работа студента над произведениями заданными для самостоятельного изучения, является высшим и наиболее трудным этапом овладения навыками самостоятельности в учебно-исполнительской деятельности. По сути дела, она представляет собой микромодель его будущей профессиональной деятельности, так как все стадии работы (выбор - разбор - исполнение) студент проходит самостоятельно, без помощи педагога. Поэтому умение самостоятельно выучивать музыкальное произведение - один из показателей владения и определенными педагогическими навыками. В условиях подобной «независимой» деятельности от студента потребуется не только применение всего арсенала соответствующих знаний, умений и навыков, но и значительная творческая отдача.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.