РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРАКТИК В СФОРМИРОВАННОСТИ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ Хлыстун В.Г.

СКГУ им. М.Козыбаева


Номер: 4-2
Год: 2015
Страницы: 178-180
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

межпредметная компетентность, профессиональная практика, interdisciplinary competence, professional practice

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматривается роль межпредметной компетентности в готовности к прохождению профессиональных практик студентов специальности «Музыкальное образование», особенности и отличия этих практик от других специальностей.

Текст научной статьи

Практики являются обязательной составляющей образовательной программы студентов по специальности 5В010600 «Музыкальное образование». Количество практик и их продолжительность определены рабочим учебным планом специальности и направлены на обеспечение последовательности овладения студентами профессиональной деятельности в соответствии с требованиями, предъявляемыми к уровню квалификации и подготовки бакалавра. Цели и задачи практик определяются общими требованиями, сформулированными образовательной программой подготовки бакалавра, объектами и видами его профессиональной деятельности и возможностями его профессиональной адаптации. Профессиональные практики студентов специальности «Музыкальное образование» имеют некоторые особенности и отличия от практик других специальностей. Эти особенности определяются учебным планом, направленностью учебно-воспитательной работы на кафедре и специфической структурой деятельности учителя музыки общеобразовательных учреждений. Структура деятельности учителя музыки включает в себя сложный комплекс различных форм учебно-воспитательной работы со школьниками. В этот комплекс входит проведение уроков музыки, состоящих из вокально-хоровой работы, слушания музыки, музыкальной грамоты, организации исполнительской деятельности учащихся на музыкальных инструментах, импровизации, пластического интонирования музыки, руководства школьными музыкальными кружками, а также организация других видов внеурочной работы по музыкально-эстетическому воспитанию школьников. В процессе работы с детьми студенты-практиканты должны воспитывать у школьников средствами музыки эстетические вкусы и взгляды, любовь к музыкальному искусству, развивать музыкальные способности учащихся, обучать их элементарным навыкам музыкального исполнительства, расширять музыкальный кругозор, развивать индивидуальные творческие способности. Практические наблюдения за студентами-музыкантами в рамках профессиональной деятельности в период прохождения практик свидетельствуют о том, что они зачастую обнаруживают свою беспомощность при выходе из тех или иных ситуаций, неспособность к принятию нестандартных, творческих решений, неумение адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях учебного процесса. Тем самым причиной всех этих и подобных неурядиц является отсутствие компетентности, профессионализма, неумение использовать свои знания, отсутствие способности к творчеству, постоянному самосовершенствованию. Успешность реализации данной проблемы составляет одно из важнейших условий - это поиск новых эффективных путей выявления научно-теоретических и методологических основ межпредметной компетентности в музыкально-педагогической деятельности студента - музыканта при освоении базовых и элективных дисциплин, при взаимопроникновении профессиональных знаний. Взаимопроникновение знаний, получаемых в результате изучения отдельных дисциплин, их межпредметная направленность представляются довольно сложным системным образованием и поэтому требуют поддержки в виде постоянной оценочно-ориентировочной практической деятельности студента в период прохождения всех видов профессиональных практик. Лишь при этих условиях интегрированный результат сможет осознаваться студентами как необходимая органическая часть действия дидактической системы. Межпредметная компетентность в деятельности студентов может быть реализована через межпредметные связи базовых и элективных дисциплин, отраженных в учебных планах и программах. Определение форм, методов работы и проверка поэтапного развития навыка, как показывает практика, нуждаются в серьезной переработке. Новая кредитная система музыкального обучения, способствующая расширению учебно-познавательных задач, вместе с тем значительно обогащает арсенал педагогических средств, стимулирующих музыкальное развитие студентов-музыкантов. Здесь есть существенные отличия от ряда традиционных музыкально-образовательных методик. Принципиальное отличие обнаруживается в самом подходе к развитию музыкальных способностей на основе реализации межпредметных связей. Умение вычленять учебно-воспитательные задачи, объединять их для достижения поставленных целей и реализовать их на практике характеризует уровень сформированности межпредметной компетентности студентов вуза. Профессиональные практики предполагают выявление высокого уровня профессиональной компетентности и личностной подготовки к продуктивному решению поставленных педагогических задач, ведущим признаком которого является готовность к творческой реализации новых задач по овладению комплексом педагогических способностей, выработке элементов профессионального мышления, приобретению опыта, мастерства в практической деятельности. Следовательно, дальнейшее реформирование системы образования и развитие межпредметной компетентности, в частности, немыслимы без перехода к непрерывному образовательному процессу, с предоставлением выбора самой личности направлений и уровней обучения, выявления и развития индивидуальных склонностей и способностей студента-музыканта в системе высшей школы. Немалым подспорьем в осознании преобразовательного характера музыкально-педагогической деятельности является принцип выборности как предметов и преподавателей, так и специализаций в рамках основной специальности. Межпредметная компетентность личностей студентов-музыкантов приобретает особую актуальность тогда, когда они, изучая проблемы в теории музыкально-педагогического образования, творчески конструируют приемы музыкальной работы с учащимися общеобразовательных школ на практике. При этом отбор учебной информации в зависимости от содержания аспектов изучаемого материала и планирование собственных практических действий студента-музыканта зависят от распределения учебно-педагогических задач в рамках музыкального обучения, от программирования структуры образовательной деятельности, от соответствия ее целям, видам и формам работы в период прохождения профессиональных практик. Реализация взаимосвязи музыкальных дисциплин может быть осуществлена на базе традиционного учебного плана путем анализа Госстандартов, типовых программ, учебных программ и установления интеграции базовых и элективных дисциплин. Анализ планов позволит выбрать оптимальное количество видов практик, продолжительность и время их проведения. В зависимости от требуемых программами практик уровня и глубины профессиональных знаний, необходимо корректировать тематику занятий элективных дисциплин и поэтапно проводить интегрированные практические работы. В структурировании дисциплины следует вычленить взаимосвязанные составляющие, которые должны осуществляться, основываясь на положениях системного анализа, через интеграцию. С этой целью при интегрировании базовых и элективных дисциплин необходимо: - установить взаимосвязи между общими принципами и законами базовых и элективных дисциплин, раскрывающие суть и содержание включения интегрированных знаний; - создать основы для получения синтеза интегрированных знаний в результате учета законов и закономерностей; - реализовать интеграцию связи в цикле этих дисциплин как основу для формирования компетентности личности студента в подготовке к прохождению всех видов практик. Цикл музыкальных дисциплин, в силу разнообразия целей и задач, требует интеграции всех музыкальных и педагогических знаний и умений и, соответственно, является благодатной средой для формирования межпредметной компетентности студентов вуза. Благодаря специфике музыкальных дисциплин, непосредственно связанных с процессом коллективной деятельности, значение реализации межпредметных связей возрастает как личностно-образующий и системо-образующий фактор в целостном педагогическом процессе вуза. Единый подход и требования к освоению и разбору музыкального материала и глубокое проникновение в интонационную сущность произведения школьного репертуара способствуют использованию поэтапной методики по реализации межпредметных связей в целостном педагогическом процессе вуза. При рассмотрении возможных вариантов установления межпредметных связей между дисциплинами необходимо обратить внимание на обеспечение комплексного использования знаний и формирований умения и навыков при решении практических задач. Преподаватель должен помочь студенту увидеть один и тот же факт, исполнительский прием с разных точек зрения, установить взаимосвязь, существующую между знаниями, получаемыми при изучении разных дисциплин, и постичь их внутреннее родство, логическую связь и показать приёмы их реализации в практической деятельности. Уровень компетентности в музыкальном образовании студентов напрямую зависит от того, насколько эффективна степень овладения, в стенах вуза, умениями и навыками в различных видах музыкальной деятельности. Сегодня очевидно: чтобы воспитать конкурентоспособного, современного педагога, Вуз должен не только дать студенту определённую сумму знаний, умений и навыков, но и обеспечить его набором ключевых компетентностей, способностей совершать свою дальнейшую деятельность. А сделать это можно только при правильно выстроенной системе организации прохождения профессиональных практик.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.