К ПРОБЛЕМЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ Ахмедпашаева К.А.,Алиева М.Б.

Дагестанский государственный педагогический университет


Номер: 4-2
Год: 2015
Страницы: 225-227
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

толерантность, толерантное сознание, толерантные отношения, толерантное поведение, интолерантность, tolerance, tolerant consciousness, tolerance, tolerant behaviour, intolerance

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье проведен теоретический анализ проблемы толерантности как самых противоречивых ценностей современного общества. Понятие «Толерантность» раскрывается как в современной отечественной и зарубежной социально-политической, культурологической и правоведческой так и в психологической литературе.

Текст научной статьи

Толерантность остается одной из самых противоречивых ценностей современного общества. Однако эта противоречивость не снижает ее значения, а скорее отражает крайнюю сложность того мира, в котором обречен жить современный человек. Проблема толерантности в последние десятилетия стало одной из широко востребованных во всем мире. Она обсуждается на различных уровнях, в разных аспектах, включает пласт разных проблем, связанных с отношениями людей. Толерантность запускает механизмы сближения разнохарактерных социокультурных образований, однако терпимое, «толерантное отношение к новому не может возникнуть естественным порядком»[3] Методологической основой терпимости и толерантности является гуманистическая психология и философия. Прежде всего, это работы М. Бубера, А. Маслоу, К. Рождерса, В. Франкла, Дж. Олпорт, психология прощения, психология и педагогика ненасилия. Для М.Бубера терпимость являет с собой неотъемлемую часть диалога между «Я» и «ТЫ», при которой происходит подлинная встреча в отношениях, позициях, возможностях и т.д. В контексте теории «здравой личности» А. Маслоу терпимость выступает как один из ведущих принципов, дающий ключ к пониманию сути человека, объясняющий специфику взаимодействия людей.[6]. Принцип терпимости достаточно ярко выражен в русле в концепции «полноценно функционирующей личности» и недирективной терапии К. Рождерса. Оказать помощь другому человеку, в частности в решении возникающих у него проблем, можно не длительно, а опираясь на стремление человека к свободе и к позитивным изменениям. Немецкий ученный О. Хеффе связывает толерантность с идеей религиозной свободы. По его мнению, «толерантность означает действенность и гарантии свободы других, точнее уважение к другому мировоззрению и способам поведения, свободным в своей инаковости». Более того, он констатирует, что всеобщий принцип свободы и конкретизирующий его принцип толерантности обрели признание благодаря конфессиональной толерантности (религиозной свободе) в результате продолжительного духовного и общественно-политического прогресса[6]. «Толерантность» - один из самых популярных терминов в современной отечественной и зарубежной социально-политической, культурологической и правоведческой литературе. Существует множество гуманитарных подходов к определению и исследованию толерантности, однако при этом ее собственно психологические трактовки фактически отсутствуют. Психологическая проблематика толерантности находится на самых ранних этапах исследования. С психологической точки зрения проблема терпимости и толерантности представляют особый интерес, вопроса определения функций терпимости и толерантности, их особенностей, видов, форм, дифференциации терпимого, толерантного и нетерпимого отношения, этапов развития терпимости и толерантности, психологической структуры, конкретных механизмов формирования. Проблема толерантности, впервые возникла в западной цивилизации на религиозной почве и положила начало всем другим видам терпимости. В религиозных учениях толерантность трактуется в форме проявления любви к ближнему, прощения, терпения. В идеологическом ракурсе толерантность является системой ценностей и норм, которые присутствуют во многих современных цивилизационных концепциях, таких как «Глобальная этика», «Права человека», «Декларация Культуры Мира» и т.д.[5]. В связи с этим встает большой вопрос об общественно допустимой выраженности такого отношения. М.С. Мацковский рассматривая такой уровень толерантности и интолерантности, выделил следующие уровни: 1. Протекционистская толерантность. Это отношение субъекта толерантности к объекту. Суть такого отношения состоит в том, что субъект толерантности (институт, организация или индивид) не только абсолютно непредвзято относится к объекту, но делает все возможное, чтобы помогать тем организациям или группам людей, которые, по его мнению, подвергаются интолерантному отношению со стороны общества в целом или его отдельных сегментов; 2. Ценностная толерантность. Это система ценностей и образцов поведения, связанная, с неукоснительно жестким, следованиям принципам толерантности. Здесь очень важно, чтобы каждый человек, проявляя толерантное отношение, терпимость соответствовал этому и внутренне. Чтобы при определенном поступке у него не осталось внутреннего противоречия; 3. Скрытая интолерантность. Это когда субъект понимает важность, опасность или моральную неадекватность интолерантности, но в силу внутренних симпатий и антипатий, собственных установок и взглядов относится предвзято к представителям различных социально демографических групп. 4. Вербальная интолерантность. Это публичные высказывания по отношению к представителям тех или иных социально демографических групп; 5. Агрессивная поведенческая интолерантность. Проявляется, когда субъект интолерантности считает оправданным подготовку и совершение определенных действий, направленных на запрет, ограничение деятельности или насилие по отношению к объекту интолерантности. Нередко такое поведение связано с низким уровнем правовой культуры, с уровнем социализации и даже установками на девиантное или криминальное поведение.[5]. Как отмечает Степанова Н.Г. толерантность рассматривается как норма взаимоотношений (А.Г. Асмолов, В.К. Малькова), как метод или инструмент разрешения межэтнических конфликтов (А.О. Бызова), как право другого на существование (Й. Подгорецкий, О. Хёффе), как свойство личности (Е.А. Клепцова, Г.У. Солдатова), как нравственная ценность (Д.В. Зиновьев, В.С. Нургалеев). [1,4]. Сравнение толерантности и терпимости показывает, что эти понятия не тождественны. Терпимость - это смиренное терпение, она дает возможность приспособиться к неблагоприятным факторам, имеет адаптивный характер, характеризует в большей степени психофизиологическое состояние и может ограничиться внешней реакцией, а для толерантности требуется более глубокий, осознанный, духовный план. Терпимость в нашей отечественной культуре ассоциируется с пассивным реагированием на окружающую действительность. Для современной России характерен процесс деформации толерантности в общественном сознании, когда в содержание данного понятия вносятся нехарактерные для него особенности, в результате в обществе формируются установки ложной толерантности.[4]. Толерантность имеет существенные черты. Важной для нее является позитивная установка, которая задает направленность формирования толерантного сознания. В результате у общества осознанно формируется убежденность в приоритете толерантной позиции, имеющей характер не пассивной терпимости, а активной деятельности, основанной на уважении, понимании и принятии человека другой культуры. Таким образом, толерантное сознание, толерантные отношения, толерантное поведение - толерантность во всем большей степени выходит на передний план решаемых сегодня проблем, что обусловлено многими особенностями развития современного общества. Толерантность в отличие от терпимости созидательна, подразумевает активную позицию человека, активное отношение к «другому», она относится к усилиям духа.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.