К ВОПРОСУ О ЛОГИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ ЛИЧНОСТИ Данилова Г.И.


Номер: 4-2
Год: 2015
Страницы: 232-235
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

индивидуальная религиозность, религиозные опыт, религиозная вера, религиозное сознание, религиозное поведение, individual religiosity, religious experience, religious faith, religious consciousness, religious behaviour

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Раскрывается логика процесса формирования индивидуальной религиозности личности на основе предложенной А.М. Двойниным схемы религиозности.

Текст научной статьи

Отечественный исследователь психологии религии А.М. Двойнин предложил следующую схему индивидуальной религиозности личности: Религиозный опыт → Религиозная вера → Религиозное сознание → Религиозное поведение. В этой схеме, по нашему мнению, отражена и логика формирования индивидуальной религиозности. 1. Религиозный опыт. В основе формирования религиозности, как считает А.М. Двойнин, лежит религиозный опыт. Это широкое понятие охватывает всю совокупность религиозных чувств, все психологические состояния верующего, поддерживающие его веру в сверхъестественное. У. Джемс писал, что религия это, прежде всего, совокупность чувств, действий и опыта отдельной личности. Истоки и причины религии следует искать именно в религиозном опыте человека [16]. В своей работе «Многообразие религиозного опыта» исследователь писал: «По крайней мере, в одном отношении личная религия оказывается, несомненно, первичнее, чем богословие и церковь; всякая церковь, однажды учрежденная, живет после этого, опираясь на традицию; но “основатели” каждой церкви всегда черпали свою силу из непосредственного личного общения с божеством». Таким образом, У. Джемс подчеркивал, что религиозный опыт является также индивидуальным, личностным. По мнению К.Г. Юнга, в основе религиозности человека лежит реакция психики, «установка человеческого ума» на нуминозное. Данная установка раскрывается через религиозный опыт. Именно опыт «души» определяет остальные элементы религиозности [18]. Большая часть религиозного опыта, по мнению К.Г. Юнга сосредоточена в коллективном бессознательном. Как пишет А.Ю. Григоренко, индивидуальный религиозный опыт верующего составляют эмоции и чувства, различные психические состояния, связанные с верой в сверхъестественное, с переживанием непосредственного общения с ним [3]. 2. Религиозная вера. На основе религиозного опыта формируется религиозная вера. Религиозная вера есть частный случай веры как таковой, или веры общепсихологической [7, 8]. В работах А.М. Двойнина детально анализируется проблема веры как феномена внутреннего мира личности [6, 11, 12, 13, 15], также выявляются психологические особенности православной молодежи, обусловленные их верой в сверхъестественное [5, 9, 10, 14]. Как считает ученый, предметом религиозной веры является существование сверхъестественного. А.М. Двойнин обосновывает диалогический характер религиозной веры, определяя ее как психологически реальные взаимоотношения верующего со сверхъественным [7, 8]. В психологии религии существуют две противоположные тенденции в понимании психологической сущности религиозной веры. Теологически ориентированные психологи стремятся всячески отделить нерелигиозную веру от религиозную, подчеркивая Божественность последней. Например, психолог V.C. Trillhaas говорит, что религиозная вера - это подарок Божий, ее источником является Бог, а не человек. Вера же, в обыденном смысле, целиком определяется человеком [23]. Е. O’Doherty, возражая против термина «религиозный опыт», говорит о существовании человеческого опыта. Человеческий опыт связан с пространственно-временными, естественными объектами. Религиозная вера, по мнению Е. O’Doherty, направлена на сверхъестественные объекты, находящиеся вне времени и пространства, недоступные человеческому опыту. Религиозная вера - это свободный выбор личностью определенного взгляда на мир, определенного мировоззрения. Религиозная вера - предпосылка познавательной деятельности человека, источником которой является «божественная благодать» [22]. В отечественной психологии подчеркивается «земной» характер веры. И.Н. Яблоковым религиозная вера понимается как вера в религиозные авторитеты: вера в религиозные авторитеты - «отцов», «учителей», «святых», «пророков» и др. существует наряду с верой, в существование сфантазированных существ, в истинность религиозных представлений и догматов и пр. [19]. По Д.М. Угриновичу, религиозная вера - это чисто психологический феномен, достояние субъективного мира личности, на формирование которой оказывают влияние различные социальные факторы: присутствие или отсутствие определенных мировоззренческих позиций, социальное окружение человека, условия воспитания и т.п. [17] Б.С. Братусь рассматривает понятие веры как таковой. Вера, по его мнению - предпосылка осуществления, необходимая поддержка, условие любой сколько-нибудь сложноорганизованной деятельности. Для успешного выполнения деятельности недостаточно принятия решения, сознания мотива, доводов разума, усилия воли и т.п. человеку необходимо наличие целостного образа будущего, который поддерживается и живет в нем, с которым у него эмоциональная связь, в который - иного слова не подобрать - он верит, часто, несмотря на колебания, ослабление воли или разумные доводы, призывающие повременить или вовсе прекратить деятельность [1]. По мнению А.М. Двойнина, религиозная вера как взаимоотношения с Богом имеют двойную локализацию: они существуют одновременно внутри человека и вне его. Данная особенность религиозной веры проистекает из двойного способа существования Бога - Бог всегда внутри человека, но Он же и Тот, Кто существует независимо от человека, в «ином» мире [7, 8]. Далее А.М. Двойнин выделяет еще одну особенность этих взаимоотношений, а именно - их открытый характер со стороны человека и таинственный со стороны Бога. По мнению психолога, это свойство заключается в предельной открытости человека перед Богом. Бог видит сердца людей и знает самые сокровенные помыслы человека. При этом Бог для человека всегда заключает в Себе тайну. Он Неведомый и до конца непознаваем даже в те моменты, когда открывается человеку [7, 8]. По мнению ученого религиозная вера проявляется в трех основных формах: в общении - молитве, в познании - в форме откровения, в деятельности - служении. На наш взгляд одним из основных моментов в понимании религиозной веры является наличие сакральных отношений между человеком и Богом, осуществление диалога. Для верующего эти отношения вполне реальны, они переживаются им. То, насколько верующий погружен в эти отношения, обусловливает его религиозность. 3. Религиозное сознание. Религиозная вера служит основой для развития религиозного сознания, содержание которого составляют религиозные идеи и чувства. Религиозное сознание понимается нами, вслед за А.М. Двойниным, как процесс наделения мира сверхъестественными значениями и смыслами. Наделяя мир новыми сверхъестественными смыслами, верующий расширяет и углубляет свое сознание, укрепляет веру и взаимоотношения с Богом. Религиозные идеи представляют собой содержание вероучения, представленное в сознании верующего в форме понятий и представлений. Религиозные чувства - переживания людей, вызванные религиозными представлениями [4]. К религиозным чувствам можно отнести: любовь к Богу, надежда попасть в рай, ненависть к дьяволу и др. Датский философ Г. Геффдинг в книге «Философия религии» писал о том, что чувство является существенной особенностью всех религий. По сравнению с ним все представления являются подчиненными и обусловленными [2]. В психологии религии выделяют два направления в исследовании религиозных переживаний. Представители первого направления доказывают наличие особых религиозных эмоций, чувств, переживаний, тем самым трактуют религиозное чувство исходя из специфического психологического его содержания. Так Р. Отто охарактеризовал религиозное чувство как специфическое единство «священного ужаса и восхищения» [См. в 17]. Г. Воббермин в своей работе писал, что религии в первую очередь присущи чувства безопасности и страстных ожиданий [См. в 17]. Представители второго направления, в противовес первому, утверждают, что у разных верующих можно обнаружить самые разнообразные по содержанию эмоциональные процессы. У. Джемс говорил о том, что термин «религиозное чувство» нельзя использовать как собирательное имя для всех чувств. Религиозное чувство порождается разными объектами, за каждым их которых есть своя специфическая психологическая природа [16]. В этом отношении A.H. Maslow полемизировал с У. Джемсом. По мнению A.H. Maslow, вершинные переживания являются объединяющим основанием для людей любого типа убеждений. Критерием к разделению людей на два лагеря является присутствие ли отсутствие внутреннего основного переживания: «Человечество имеет две религиозных тенденции вершинных переживаний, то есть одни легко постоянно ощущают, принимают и используют индивидуально-личностные, трансцендентальные, естественно-религиозные переживания и, с другой стороны, те, кто никогда не имел их, подавляют их поэтому, не могут использовать их для личной терапии, личностного роста, или личного совершенствования» [21]. Религиозные чувства верующего зависят от индивидуальных психологических особенностей, от социально-культурных условий его жизни, от специфики той религиозной традиции, к которой он принадлежит. Помимо этого, религиозные эмоции, которые переживает человек, зависят в значительной степени от того, какое личностное психологическое значение имеют для него религиозные образы, идеи, представления. Лишь соединяясь с верой в трансцендентное, эмоции и чувства человека приобретают религиозный характер. 4. Религиозное поведение. Религиозное поведение - то поведение, которое регулируется религиозными нормами и обусловливается религиозным сознанием. M. Argyle выделяет следующие критерии религиозного поведения: членство в церкви, частота посещения церкви, произнесение личных молитв и других форм личного религиозного поведения, отношение к религии, убеждения, профессиональная принадлежность (как церковного ребенка, студента-теолога и др.), религиозный опыт, вклад в церковные фонды, публикации статей о религии [20]. Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что психологически религиозность человека появляется тогда, когда он впервые ощущает присутствие сверхъестественного в своей жизни. Он словно «впускает» в себя трансцендентный мир, посредством которого пытается понять и объяснить для себя мир земной. Предпосылками к появлению религиозности могут быть воспитание в религиозной семье, трагическая жизненная ситуация, внутренний духовный поиск и др. Важным в становлении религиозности личности является обращение к этому сверхъестественному миру с просьбой о помощи, поддержке, или с выражением благодарности, а не только ощущение присутствия сверхъестественного человеком.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.