О НЕКОТОРЫХ ПОДХОДАХ К ПРОБЛЕМЕ ТИПОЛОГИИ ОБЩЕСТВ Горохов В.Ф.

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»


Номер: 4-2
Год: 2015
Страницы: 272-283
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

тип общества, Запад, Восток, аграрное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, society type, West, East, agrarian society, industrial society, post-industrial society

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье исследуется одна из сложнейщих социологических проблем - типология обществ. Анализируются взгляды классиков социологии по этому вопросу и некоторые наработки современных учёных. Значительная часть результатов исследования представлена в виде сравнительных таблиц.

Текст научной статьи

Типологический анализ обществ является важным инструментом социологического познания. Он показывает, в каком обществе живут люди, и в каком они потенциально могут жить, или могли бы жить. Зная общие характеристики того или иного типа, мы можем распространить их на любое известное нам общество и более-менее объективно сравнить реальность с моделью. Разумеется, никакая типология не даст абсолютно достоверной картины социальной реальности и не ответит на все социально-гносеологические вопросы. Всё же, будем помнить, что типология, по большому счёту - не более чем схема. С реальностью она совпадает редко, но, в какой-то степени, позволяет исследователям к ней приблизиться. Сложность типологии как научной проблемы усугубляется как минимум двумя причинами. Во-первых, плюрализмом взглядов на неё. Известно, что имеется множество подходов к проблеме типологии. Разные исследователи трактуют ее своеобразно, используя для этого различные, нередко спорные, а то и вовсе неубедительные критерии (параметры). И, во-вторых, колоссальным разнообразием самих обществ, оригинальностью и уникальностью каждого из них. Есть немало социумов, которые однозначно нельзя отнести к какому-либо типу вообще. Они нетипичны (атипичны). Многие из них - весьма условно поддаются научной типологии. Цель настоящей статьи обозначить основные подходы к типологическому анализу общества, которые сформировались в социологической науке. 1. Первые попытки типологического анализа. Первые шаги в направлении типологического анализа обществ обнаруживаются у О. Конта, Г. Спенсера и К. Маркса. Причём не столь важно, делалось подобное целенаправленно или получилось случайно. Согласно представлению основоположника социологии Огюста Конта социальная эволюция породила два основных типа обществ: военный и индустриальный. Они различаются формой социальной организации и уровнем развитости знаний. Вместе с тем, у О. Конта явно просматривается и другая типология. В работе «Дух позитивной философии» О. Конт формулирует так называемый «Закон интеллектуальной эволюции человечества» или «Закон трёх стадий», в котором речь идёт о стадиях интеллектуального развития человечества - теологической, метафизической, позитивной [1, 7-21]. Их небезосновательно можно рассматривать в качестве особых типов обществ, характеризуемых определенным уровнем развития и роли знаний, состоянием интеллекта, категорией властвующих и пр. Через эти стадии, по твёрдому убеждению французского социолога, должны пройти все общества. Почти у всех эволюционистов стадии, этапы, ступени одновременно являются и типами обществ, перерастающих друг в друга путём развёртывания социальных универсалий. При всём том, отметим, что О. Конта больше интересует всеобщее, универсальное в развитии общества, нежели специфическое. У другого эволюциониста Герберта Спенсера, во всяком случае, в его «Основаниях социологии» также просматривается два типа обществ - военное и промышленное (традиционное и современное). Критерием подобной типологии являются способы борьбы за существование. В первом случае всё подчинено целям военной агрессии против других обществ; во втором - всё направлено на внутреннее развитие, прежде всего промышленную конкуренцию. В военном обществе военные институты охватывают все сферы жизнедеятельности. В промышленном обществе - имеет место децентрализация, самоуправление, идеологический плюрализм, веротерпимость, новаторство, независимость и свобода личности. Структура военного типа общества сопротивляется всяким изменениям. Она жёсткая, малоподвижна, плохо приспособляема к новым условиям. Люди этого общества консервативны, малоинициативны. В таком обществе «запрещено всё, что не разрешено». Согласно мнению английского социолога военный тип общества олицетворяют Древний Египет, Спарта, Россия и др. Промышленный тип общества характеризуется гибкостью и подвижностью социальной организации. Индивиды свободно меняют свои позиции, они не прикованы к одному занятию или месту (осуществляется свободная игра индивидуальных интересов). Торжествует принцип: «разрешено всё, что не запрещено». Вместо культа власти имеет место культ прав человека. Идеал промышленного типа общества, по убеждению Г. Спенсера не достигнут пока нигде, но к нему приближаются англосаксонские страны [2]. В более усложнённом виде типология обществ представлена в социально-философском учении Карла Маркса. Эту проблему он разрабатывает в таких трудах как «Нищета философии», «К критике политической экономии», «Капитал», «Философско-экономические рукописи 1857-1859 годов», «Конспект книги Л. Г. Моргана «Древнее общество» и ряде других работ. Первый аспект типологии связан с его теорией общественно-экономической формации. Согласно воззрениям немецкого мыслителя человечеству известны, пять универсальных форм (типов) общественного устройства или общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и потенциально-будущая - коммунистическая [3]. Позже К. Маркс, видя ограниченность «пятичленки» и отвечая на критику В. Засулич, вводит понятие «азиатский способ производства» [4], который, по его убеждению, не вкладывается ни в один из названных выше типов общества, но сочетает в себе черты первобытного и рабовладельческого укладов. Следовательно, можно с некоторой натяжкой предположить, что это потенциально шестой тип общества. Впрочем, сам К. Маркс, деликатно уходит от детализации подобного вопроса. Критерий типологии у К. Маркса - социально-экономический. В нём определяющую роль играет способ производства материальных благ. Производственные же отношения (базис) выступают решающим признаком типа общества. Надстроечные элементы тоже значимы, но они вторичны, производны от базиса. Нельзя не заметить, что название формаций, данное немецким мыслителем, вызывает некоторые сомнения. Три из них (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая) названы по имени господствующего класса, а также доминирующей формы собственности. Две - весьма произвольно (первобытнообщинная и коммунистическая), хотя, соответственно логике исторического процесса, их следовало бы назвать доклассовой и бесклассовой. В данном вопросе позицию К. Маркса понять сложно. Вместе с тем, у К. Маркса просматривается и другая типология обществ. В частности, он рассуждает об обществе доформационном (первичном), формационном (вторичном) и послеформационном. Однако, эта, очень оригинальная идея, не нашла в его учении должного развития. Во всяком случае, перечитывая строки классика, автор ничего такого не обнаружил. Значительную известность в социологических кругах приобрела контрастная типология обществ, предпринятая другим немецким социологом Максом Вебером. Взяв за критерий типологии степень рациональности как общества в целом, так и отдельных его составляющих, он выделил два идеальных типа общества, принципиально отличающихся друг от друга - восточный (нерациональный, традиционный) и западный (рациональный, капиталистический) [5, 44-60]. 2. Сравнительный анализ западного и восточного типов обществ в рамках социологической теории М. Вебера № п/п Параметры сравнения Западное общество Восточное общество 1 Экономика Рациональность хозяйствования. Калькулируемость, рентабельность, бухгалтерская отчётность. Научные методы организации производства. Рациональность капиталистического предприятия, учёт капитала в денежной форме. Постоянное занятие одним и тем же делом. Отделение предприятия от домашнего хозяйства. Юридически оформленное разделение капитала. Коммерциализация капитала. Важная роль ценных бумаг и биржи, рационализировавших спекуляцию. Рынок, конкуренция, отсутствие моральных факторов в экономике. Промышленный капитализм. Новое хозяйственное мышление. Прибыльность Иррационально-спекулятивный характер экономики. Отсутствие точного расчёта и реальной оценки положения дел. Отсутствие рациональной бухгалтерии и отчётности. Калькуляция как отдельный случай. Безудержная алчность в делах наживы. «Прибыль любой ценой», любым путём. Предприниматель - заимодавец, спекулянт. «Домашняя» промышленность, то есть, предприятие, и домашнее хозяйство не разграничены. Отсутствие юридической оформленно-сти производства. Отсутствие биржи и ценных бумаг 2 Труд Рациональная организация формально свободного труда. Ориентация на товарный рынок. Разветвлённое разделение и специализация труда. Конкуренция на рынке труда. Профессия - форма существования индивида. Профессиональное обучение. Труд на одном предприятии - постоянное дело Несвободный труд. Стихийное производство. Ориентация на базар. Главный вид деятельности торговля. Профессия - бремя, обуза, всего лишь способ заработать на жизнь. Работа, как правило, от случая к случаю, и где придётся 3 Деньги Огромная роль денег и банковского капитала в экономике. «Деньги должны делать деньги». Постоянный рост прибыли. Исключение лишних трат. Богатство - как ощущение исполненного долга, а не безудержности и расточительности. «Деньги ради самих денег» - девиз жизни западного человека Сиюминутная денежная нажива. Деньги как средство выживания. Богатство любой ценой. Отсутствие цивилизованного банковского дела и ценных бумаг. Заимодавец - спекулянт. Иррационально-спекулятивный характер банковского дела 4 Власть, государство, политика Государство опирается на конституцию и правовые законы. Выборность власти. Её сменяемость, подчинённость законам. Легальность и легитимность. Рациональный способ легитимации власти. Открытость политики. Парламентаризм, народное представительство. Многопартийность, политическая конкуренция. Демократия, свобода. Отсутствие культа государства. Бюрократия - как форма рационализации власти. Специалист-чиновник; опора на формальные правила. Управление в интересах дела Власть и государство как формы насилия. Деспотизм. Традиционный и харизматический способы легитимации власти. Несменяемость власти. Отсутствие партий, открытой политической конкуренции. Регулярное применение насильственных методов властвования. Довлеющая роль государства над человеком. Бесконтрольная власть чиновника. Управление в интересах самого управленца или его господина 5 Право Право - регулятор общественной жизни между индивидами, индивидами и государством. Доминирование договорных юридических отношений. Формальное равенство, справедливость, взаимное согласие признавать права других. Рациональная структура права и управления. Юридическая законченность хозяйственной сферы. «Разрешено всё, что не запрещено» Отсутствие правовых законов. Сила как регулятор общественной жизни. Воля правителя, властвующего индивида 6 Классовая структура Наличие оформившихся классов - буржуазии и пролетариата. Противоположность между крупными промышленниками и свободными рабочими. Многочисленное бюргерство. Классовоя борьба Отсутствие чёткой классовой структуры. Преобладание деклассированных элементов. Отсутствие противоположности между крупными промышленниками и наёмными рабочими. Отсутствие классовой борьбы 7 Семья Рациональная семья. Брак по расчёту. Супруги - партнёры. Строгость в воспитании детей. Дети должны знать цену всем благам и стремиться самостоятельно, зарабатывать себе на жизнь Традиционная, патриархальная семья. Авторитет старейшин. Абсолютная власть мужа над женой и детьми 8 Образование и воспитание Рациональная система воспитания и образования. Воспитание самостоятельной личности, готовой к любым поворотам судьбы. Образование ориентируется на практику, на профессионализм Стихийная система образования и воспитания. Малограмотность большинства. Преклонение перед старшими 9 Наука, техника Общественная ценность знаний. Наука - сфера профессиональной деятельности. Огромная роль науки вообще и в производстве, в частности. Ориентация на технику, на вторжение во внешний мир. Техническое применение научного знания. Эксперимент. Активное технико-технологическое преобразование мира. Опора капиталиста на технику. Наука как техника овладения жизнью. Большая значимость математики и гуманитарных знаний. Ориентация, как на сиюминутный успех, так и на отдалённые перспективы. Этический нейтралитет науки, беспристрастность. Прогностическая роль науки. Беспрестанный поиск истины. Фаустовский дух. Динамизм. Расколдовывание мира Научная деятельность, научные достижения - частное дело. Медитация. Мистика. Наука сама по себе, производство и техника сами по себе. Роль техники минимальна. Преобладание ручного труда. Консерватизм. Мир продолжает оставаться заколдованным 10 Религия Протестантизм как рациональная религия. Протестантская этика - этика хозяйствования, призывающая трудиться, зарабатывать, не запрещающая вторгаться в природу Магические и религиозные идеи и вытекающие из них представления о долге 11 Ценности Рациональность, индивидуализм, автономия, свобода, права человека. Материальное благополучие, экономическое поощрение, деньги Абсолютизация традиционных ценностей. Внеличностные ценности. Консерватизм. Аллегоричность, созерцательность 12 Социальные действия Доминирование целерациональных действий. Преобладание рационального поведения индивида во всех сферах жизни Преобладание традиционных и ценностно-рациональных действий. Абсолютизация традиционных аспектов жизни 13 Человек Рациональный человек. Автономная личность, индивидуалист. Огромная роль личностного начала. Человек - труженик, производящая сила, непоседа. Честность - главная гарантия. Человек живёт, чтобы работать, быть трудолюбивым, инициативным. Любовь к знанию. Человек сам творец собственной судьбы Иррациональный человек. Аскет. Абсолютный коллективист. Анонимность, углублённость внутрь себя. Человек - торговец. Обман как инструмент торговли. «Не обманешь - не продашь». Человек живёт, чтобы выживать 14 Социальная динамика Динамизм общественных процессов. Недовольство имеющимся положением дел. Развитие всех сфер общества. Модернизация. Инновативность. «Будущее - лучше прошлого». Непредсказуемость Стабильность, неподвижность, традиционность, ритуализм. Вживание в мир. «Прошлое - лучше будущего». Предсказуемость, предопределённость 15 Этос (образ жизни) Активная жизненная позиция. Сдержанный образ жизни. Аскеза. «Деньги ради самих денег» Достижение гармонии с естественной средой обитания. Аскетизм Сопоставления, приведённые в данной таблице, говорят о явных приоритетах европейцев по отношению к азиатам. При этом не будем забывать, что М. Вебер объективный исследователь и никакой предвзятости по отношению к восточному обществу у него почти нет. М. Вебер, как и подобает настоящему учёному, практически всегда стремился быть «голосом фактов». Некоторые исследователи (К. Ясперс, Й. Шумпетер) вообще полагали, что труды немецкого социолога являются образцом научности, а сам он близок к идеалу учёного. Интересно то, что примерно в одно и то же время, проблему соотношения Запад - Восток или точнее Восток - Запад изучали и восточные исследователи. Известный индийский учёный Свами Вивекананда (1863-1902) в таких трудах как «Восток и Запад» и «Современная Индия» [6,418-439; 459-510] предпринимает попытку сравнительного анализа восточной и западной цивилизаций. Если у М. Вебера различия между двумя этими типами обществ весьма существенны, но потенциально преодолимы, то у С. Вивекананды они более радикальны и охватывают все стороны человеческого бытия. Но главное состоит в контроле человека над природой. Запад, согласно его мнению, преуспевает в контроле над внешней природой, а Восток в контроле над внутренней природой. Западный человек покоряет внешний мир, а восточный человек занят самопокорением. Рассмотрим идеи С. Вивекананды в виде систематизированной таблицы. Напомним, что основной критерий типологии, предпринятой восточным учёным - духовность. 3. Типология обществ (цивилизаций) по С. Вивекананде № п/п Параметры сравнения Европейское общество Восточное общество 1 Территория Огромная гористая страна с умеренным климатом на морском побережье Огромная тёплая равнинная страна, пересечённая широкими судоходными реками 2 Раса людей, населяющих данную территорию Сильная воинственная смешанная раса, образовавшаяся в результате смешения нескольких рас Высокоцивилизованные, полуцивилизованные и варварские племена, преимущественно арийского происхождения 3 Основное занятие Коммерция Преодоление вражды и соревнование 4 Цель жизни Богатство, свобода, наслаждение, деньги, создание комфорта Духовная независимость, религиозность, самосовершенствование, нравственность 5 Главное средство достижения жизненных целей Война в защиту собственных интересов или интересов религии Варнашрамадхарма (институт четырёх варн для Индии, или, проще говоря, кастовый строй) 6 Соотношение духовного и телесного начал в человеке У европейца тело подчиняет душу У азиата душа подчиняет тело 7 Отношение к миру Сверхактивность, коварство. Западный человек стремится быть властелином и господин всего. Старается подчинить и подавить природу Восточный человек меланхоличен, отрешён от мира, живёт в единстве с природой 8 Религия Религия средство разъединения индивидов. Западные люди не чтят своего Бога, не верят в потустороннюю жизнь. Веруют только в материальное Религия средство объединения индивидов. В ней находят своё единство разум и мысль людей. Истинная вера. Приоритет духовного начала над материальным 9 Власть Имеет место борьба за власть, упоение ею, закулисная борьба. Власть контролируется толстосумами. Она обманывает народ, высасывание из него кровь. Повсеместен шабаш взяточничества, предательство интересов простых граждан. Восточный человек не рвётся к власти, не оказывает на неё давления. Власть придерживается религиозных авторитетов 10 Внешняя политика Запад следует только своим интересам. Он ведёт жестокие войны против других народов и их культур. Он уничтожает аборигенов, сеет среди них раздоры, обман, предательство Восток (прежде всего индусы) не уничтожает других, а стремится возвысить их до собственного уровня 11 Право Западное право имеет целью защитить богатого, сильного. В нём больше деклараций, чем реального воздействия Цель восточного права (напр. у индусов) - защитить слабого, сделать человека лучшим 12 Труд Западный человек унывает перед трудностями. Он ориентируется на машинное производство. Настоящий труженик еле сводит концы с концами. Уличная девка ходит в бриллиантах Человек всё производит собственными руками, работает с энтузиазмом. Он не боится трудностей, готов к их преодолению 13 Деньги Ради денег и славы на Западе готовы на всё. Деньги и слава делают человека. Богатство является смыслом жизни Человек делает деньги, а не деньги его. Деньги не являются смыслом, а средством к жизни 14 Знания На Западе стремятся познать внешнюю природу. Чтобы контролировать и использовать её. В познании человека интересуются, главным образом, его телом Преобладает знание внутреннего мира, человеческой души, с тем, чтобы влиять на них и контролировать их 15 Быт Внешне богатые, роскошные жилища. Красивая мебель, дорогая посуда. Преобладает внешняя чистота. Неумеренность в питании, неразборчивость в пище. Пьянство Простые жилища. Предельно простая мебель и посуда. Господствует внутренняя чистота дома. Умеренность в питании. Вегетарианство 16 Одежда, украшения, мода Дорогая, неудобная одежда. Одежда не для себя, а для общественного признания. Западная мода сконцентрирована в одежде Простая удобная одежда. Простые украшения. Искреннее любование ими. Восточная мода в украшениях 17 Язык, общение Европеец не любит общения. Он предпочитает уединение. Его речи длинные, запутанные, политизированные, изящные, лукавые. Он суетлив, но пунктуален и элегантен Простота в общении. Восточный человек любит общаться. Он говорит коротко, внятно, искренне, не лукавит, не суетится 18 Моральные ценности Не различают добро и зло. Господствует жестокость и похотливость. Нет представления о целомудрии и чистоте, о благородных и честных поступках Уважают человеческое достоинство, поддерживают близких, не причиняют зла и не противятся злу. Не имеют врагов. А если они появляются, то мощно разят их 19 Взаимоотношения полов Мужчины поклоняются женщинам, находятся под каблуком у жён. Любовь завоёвывается с помощью угроз, силы и выгоды Доминирующую роль играют мужчины. Абсолютная покорность женщины 20 Искусство На Западе преимущественно развиты живопись и скульптура. Красота часто создаётся штамповкой и шлифовкой На Востоке сильно развито прикладное искусство. Больших достижений в живописи и скульптуре нет. Искусство создаётся искренне, с любовью 21 Личность Возвеличение собственного «Я» и «Моё» Неуважение к «Мы». Личное наслаждение возведено в ранг науки Свобода от собственного «Я» и «Моё». Предпочтение «Мы». Отсутствие малодушия. Восточный человек - это мирный человек, который совершенствует душу, любит семью. Постоянно размышляет, упражняется духовно, отрекается от физических удовольствий, трудится, постигает дхарму - защитницу всех 22 Антропологические черты У европейца черты лица смешанные. Тело толстое и ожиревшее. Он его даже стесняется Тело восточного человека изящное, правильное. Он, не стесняясь, демонстрирует его. Казалось бы, индийский учёный, подобно Редъярду Киплингу твердит о непреодолимой пропасти между этими двумя цивилизациями. Однако он всё-таки уверен, что даже при столь глубоких различиях возможно сближение и взаимное обогащение и Востока и Запада. Того требует продвижение к высшим идеалам человечества 4. Современные подходы к типологии обществ. Типологическим анализом общества занимался крупнейший американский социолог Талкотт Парсонс. В его понимании все существовавшие и существующие общества делятся на три типа - примитивные, переходные, современные, являющихся одновременно фазами всеобщей эволюции общества, как это принято у большинства эволюционистов [7, 777-787]. Критерием типологии у Т. Парсонса выступает степень дифференциации социальных институтов. В примитивном обществе она отсутствует. В переходном обществе происходит социальная стратификация, зарождается письменность, осуществляется культурная легитимация. Переход к современному обществу связан с отделением правовой системы от религиозной, формированием и легитимацией всех необходимых социальных институтов, формированием рыночной экономики, бюрократии, избирательной системы и т. п., то есть колоссальной дифференциацией. Английский социолог Энтони Гидденс в типологическую картину включает следующие общества: охотников и собирателей, земледельческие общества, общества скотоводов, традиционные государства или цивилизации, общества первого мира, общества второго мира, общества третьего мира [8, 53-66]. Типология, с нашей точки зрения, весьма спорная; её убедительные критерии чётко не просматриваются. Пожалуй, наиболее распространённой в социологических кругах типологией обществ является та, которая сформировалась в рамках так называемой теории постиндустриального общества. Существуют многие, к тому же весьма противоречивые её варианты. Наиболее известными представителями концепции постиндустриализма являются американские исследователи Даниел Белл и Элвин Тоффлер, французские учёные Раймон Арон, Жан Фурастье, Ален Турен, чешский социолог Радован Рихта [9]. Названные выше и многие другие мыслители считают, что все общества, несмотря на их огромное разнообразие, можно свести к трём типам, одновременно являющимися и ступенями внутреннего поступательного развития - доиндустриальному (традиционному, аграрному), индустриальному и постиндустриальному. Приверженцы такой типологии в её основу и, в целом, в членение всемирной истории, кладут такие критерии как господство определённых технологий, технический уровень развития производства, профессиональное и отраслевое разделение труда, а также деление всего общественного производства на секторы: первичный (сельское хозяйство и добывающие отрасли), вторичный (обрабатывающая промышленность) и третичный (сфера услуг). 5. Сравнительные характеристики обществ в рамках постиндустриальной теории № п/п Параметры сравнения Доиндустриальное (аграрное, традиционное) общество Индустриальное общество Постиндустриальное общество 1 Главная проблема общества Самосохранение, воспроизводство человеческого рода. Обеспечение элементарными средствами существования Массовое производство товаров и накопление материальных благ Существенное повышение качества жизни абсолютного большинства людей 2 Основные технологии Трудоёмкие, примитивные, ручные (сельскохозяйственные, ремесленные) Машинные, капиталоёмкие. Частично ручные Наукоёмкие, компьютерные, интеллектуальные 3 Техника Ручная Полуавтоматическая Автоматическая 4 Доминирующий сектор Первичный (сельское хозяйство). Агрокультура Вторичный (обрабатывающая промышленность). Индустриализм Третичный (сфера услуг) 5 Главный производственный ресурс Сырьё Энергия Информация 6 Экономическая основа Скотоводство, пашенное земледелие, заготовка леса Промышленное производство Информационные услуги 7 Источники энергии Грубая физическая сила человека и животных Вода, ветер, пар, нефть, уголь, электричество (частично физическая сила человека и животных) Уран, солнце, биотопливо, нефть, уголь, электричество (частично физическая сила человека) 8 Характер экономики Мелкое натуральное производство. Носит распределительный характер. Дефицит продуктов Крупномасштабное производство. Фермерство. Производство материальных благ. Рыночный характер. Избыточность продуктов Производство услуг и информации. Сервисная экономика. Рыночный характер. Перенасыщенность продуктов. Глобальная экономика 9 Базовые продукты Продовольствие, одежда Товары широкого ассортимента Знания, информация, гуманитарные и технические услуги 10 Доминирующие формы собственности Групповая (общинная, семейная, родовая, племенная), частная Частная, акционерная Частная, интеллектуальная, корпоративная 11 Специфика труда Неквалифицированный, часто принудительный, подневольный труд («игра» между человеком и природой) Полуквалифицированный и квалифицированный труд. Рыночный характер и разделение труда («игра» человека с искусственной средой) Высококвалифицированный, творческая активность, специализация труда («игра» человека с человеком) 12 Основные профессии Землепашец, скотовод, рыбак, лесоруб, ремесленник Рабочий, инженер, машинист, техник, наладчик, фермер Учёный, преподаватель, оператор, инженер, компьютерщик, менеджер 13 Производительность труда Крайне низкая Высокая Сверхвысокая 14 Мотивация труда Труд - жизненная необходимость, средство существования, моральный долг Труд - источник благосостояния, инструмент статусного восхождения Труд - разновидность творческой деятельности, средство самореализации личности 15 Разделение труда Минимальное, примитивное Классовое. Собственники и не собственники. Умственное и физическое. Профессиональная специализация труда Профессиональное и отраслевое 16 Социально-классовая структура Простая. Неразвитые касты, сословия, ранги. Высокий уровень социального неравенства Сложная. Классы. Уменьшение социального неравенства Страты. Стратификация носит профессионально-технический характер 17 Базовый социальный слой Крестьяне Квалифицированные и полуквалифицированные рабочие Профессионалы (учёные, преподаватели, менеджеры, инженеры) 18 Главные социальные институты Семья, церковь, государство Промышленные и финансовые корпорации. Государство, партии Наука, образование, информационные институты. Институты гражданского общества 19 Основные социальные организации Религиозные, военные Экономические и политические организации. Профсоюзы Университеты, НИИ, партии, общественные организации 20 Семья Патриархальная, многочисленная. Является основой социальной жизни, обучения, воспитания и производства Полунуальная, многодетная. Рост числа неполных семей, разведённых индивидов и одиноких людей Кризис семейных отношений. Огромное количество разводов. Малодетность. Гомосексуальные формы брака 21 Власть, политика, государство Авторитарный и деспотический характер власти. Империи. Полисы. Республики. Закрытый характер политики. Насильственные методы осуществления. политики Демократический характер власти. Возможен авторитаризм и тоталитаризм. Национальные государства. Конкурентная политика Демократия. Меритократия. Крупные государственные объединения. Открытый характер политики. Глобализация политической сферы 22 Человек Личностное начало минимально. Это - групповой человек. За него всё решают семья, род, племя, государство Самостоятельная личность, выбирающая, где жить, работать, учиться, как одеваться, к чему стремиться. Развитой индивидуализм Многомерный человек. Разносторонне развитая, свободная, высокообразованная личность. Сверхиндивидуализм 23 Преимущественный характер социальных действий Традиционные. Носят характер имитации. Воспроизводятся от поколения к поколению Целерациональные. Частично традиционные Целерациональные и ценностно-рациональные 24 Характер культуры Традиционная Массовая. Повседневная Частично массовая, частично элитарная. Технокультура 25 Основные жизненные ценности Мифы, религия, традици, ритуалы, общинность, коллективизм, покорность, хлеб, земля, дом, семья Инивидуализм, права человека, частная собственность, частная жизнь. Свободная конкуренция, потребительство, накопительство, демократия, техника, знания, богатство Знания, образованность, полезная информация, глубокий профессионализм. Высокий статус, успешная карьера, права человека, демократия, достойное качество жизни. Высшая степень свободы, приоритет личного над общественным 26 Состояние человеческого духа Пессимистическое, фаталистическое. Религиозное мировоззрение Нарождающийся оптимизм. Критицизм. На пути к светскому и научному мировоззрению Оптимизм. Творческий критицизм. Научное мировоззрение. Глубокий кризис религии 27 Население Преимущественно сельское Премущественно городское. Сосредоточено в крупных городах Городское. Проживает премущественно в крупных городах-мегаполисах 28 Главные символы общества Мотыга, плуг Завод, фабрика Компьтер 29 Стратегия жизни Эра природы. Природа господствует над человеком. Противостояние с природой Эра вещей. Человек изменяет баланс сил в свою пользу в противостоянии с природой, однако сталкивается с техникой и другими людьми Эра человека. Конец эры природы Противостояние человека с человеком. Полная зависимость индивида от техники 30 Негативные явления Агрессивность, жестокость, стремление к разрушительной деятельности, неприятие чужой культуры Вещизм, жестокая конкуренция, разрушение природной среды, массовизация всех сторон жизни. Стремление к богатству любой ценой Утрата духовности, сверх - индивидуализация. Уход в себя. Угроза окружающей природной среде В социологической и политологической литературе получило довольно широкое признание типологическое деление обществ на открытые и закрытые, предложенное Карлом Поппером. Критериями подобной типологии является степень свободы индивида и её соотношение с мерой социального контроля, а также характер господствующей идеологии, восприимчивость к инновациям, степень коллективизма, возможности свободного перемещения людей и пр. Можно сказать, что К. Поппер ведёт речь о демократическом (открытом) и тоталитарном (закрытом) обществах [10]. Разумеется, имеют место и некоторые другие типологии обществ. В одной статье обо всех не напишешь. Таким образом, становится очевидным, сколь сложен и многообразен мир социальных отношений, в которые включены индивиды и социальные группы. Благодаря типологическому анализу просматривается как родство, так и фундаментальные различия, даже глубокие противоречия между разными обществами, которые нередко приводят к далекоидущим последствиям. Становится более цельной и понятной картина мировой истории. Типология обществ даёт нам возможность лучше понять природу и специфику каждого из них и делать верные теоретические и практические шаги. Вместе с тем, события последнего времени показывают, что нынешние общества в определённой степени выходят за рамки обозначенных типологий, что, несомненно, побуждает социологов к поиску новых, более утончённых типологических изысканий.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.