ОРГАНИЗАЦИЯ СУБСИДИАРНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФОРТЕПИАНО ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ ИСКУССТВ Лизанец И.А.

Московский Городской Педагогический Университет


Номер: 4-4
Год: 2015
Страницы: 118-121
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

вспомогательное обучение, функции вспомогательного обучения, синтез искусств, организация обучения, дидактический материал, искусствообъединяющие факторы, взаимовлияние музыки и живописи, Supporting teaching method, functions of supporting teaching method, synthesis of arts, organization of teaching, didactic literature, arts-uniting factors, mutual influence of music and painting

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье представлены функции субсидиарного обучения, их место и значение в организации музыкальных занятий в классе рояля. Рассматривается, каким образом связь музыки и живописи воздействует на эстетическое развитие студента, визуализацию музыкального образа и способствует более глубокой и эффективной организации учебной работы студента как одной из вспомогательной форм обучения.

Текст научной статьи

В конце ХХ - начале ХХI века одним из наиболее востребованных, привлекающих внимание исследователей процессов стал процесс интеграции. Философский словарь определяет понятие интеграция (лат. integratio - восстановление, восполнение), как одну из сторон «процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Процессы интеграции могут иметь место как в рамках уже сложившейся системы - в этом случае они ведут к повышению уровня её целостности и организованности, так и при возникновении новой системы из ранее несвязанных элементов. Отдельные части интегрированного целого могут обладать различной степенью автономии. В ходе процессов интеграции в системе увеличивается объём и интенсивность взаимосвязей и взаимодействий между элементами» [ 8, с. 210]. В искусстве разграничены различные характеры: пространственные, временные, изобразительные и выразительные искусства и т.д. У музыки своя художественная материя, свои средства выразительности, выражения и свои пределы возможностей в воплощении образа. Самостоятельность музыки позволяет ей в самых разных сочетаниях и взаимосвязях с другими искусствами не потерять свою характерность и самобытность. Взаимосвязь музыки с живописью является объектом глубокого изучения, поскольку путь к их синтезу наиболее короткий и интенсивный. В особенности воздействию на эстетическое развитие человека в полной мере помогает визуализация образа, а также полное взаимодействие визуального и слухового впечатлений. Музыка создает четкие визуальные образы, а их аналогии можно найти в полотнах художников. Музыка была пристрастной спутницей в жизни и творчестве многих художников. Принципиальное место занимала тема музицирования, которая была отражена в западноевропейской живописи. Так, в конце 19 века во Франции в любой уважающей себя семье неотъемлемой частью воспитания ребенка было обучение музыке. Таким образом, появляется особый жанр «у рояля», который стал распространенным мотивом европейской живописи 19 столетия. К этому жанру обращаются Э.Мане, Э Дега, О.Ренуар, П.Сезанн, П.Гоген, В. Ван Гог. Индивидуальный стиль художника определяется музыкальной темой, отраженной каждым по-своему. Европейская живопись основывалась на системе, в основе которой лежал принцип «вижу-изображаю». Традиционно для французской культуры взаимосвязь живописцев и музыкантов приобрела в конце 19 столетия особенно благоприятный и продуктивный характер. Она способствовала взаимообмену новыми идеями и вела к обогащению выразительных средств. Музыка, в зависимости от тем и мыслей, затронутых художником, преломлялась и отражалась все в более новом жанре и характере. Музыка часто служила вдохновляющим импульсом для создания картин. Художественные и музыкальные творения 19 столетия обогатили культуру и выявили многогранности личностей каждого из создателей шедевров. В современном искусствоведении вопросам художественного синтеза уделяется также огромное внимание. Оставаясь важнейшим направлением в искусстве и в двадцатом веке, синтез искусств требует дальнейшего развития своего теоретического осмысления и осознания идей таких выдающихся представителей культурного мира 20 века как В.Кандинский, А.Скрябин, С.Дягилев. Попытки признанных художников и музыкантов овладеть разнообразными творческими сферами, можно расценивать, как желание создать последовательную систему мировоззрения, в основе которой заложена идея о стиле и слиянии искусств как о высшей цели художественной культуры. В области педагогики феномен интеграции интересует, прежде всего, педагогов искусства. Именно в их среде возникли идеи объединения разрозненных элементов образовательного процесса в единое целое. Обращение к педагогическому потенциалу разных видов искусства в области образования определяется сейчас как полихудожественный подход и педагоги-музыканты нередко обращаются к его разнообразным возможностям. «Полихудожественный подход в музыкальном образовании уже имеет свою историю развития и ряд интерпретаций, базирующихся на тех или иных составляющих данного направления педагогики искусства…» [9, стр.185] Перед педагогом индивидуального инструментального класса стоит ряд принципиальных проблем и задач организационного и методического характера. Противопоставление двух видов искусств - музыки и живописи - ведет за собой использование различных форм работы, которые обогащаются многообразием чувств и представлений, происходит перекрещивание искусствообъединяющих факторов и приемов, наполняющих конечный творческий результат идейно-образным смыслом. К искусствообъединяющим функциям и приемам можно отнести приемы, способы и пути, которые в каждом виде искусства проявляются и оформляются в соответствующем материале и постигаются присущими каждому виду творчества средствами выразительности, но имеют общую смысловую нагрузку - воздействовать на человека эмоционально, разбудить чувственность, духовно наполнить, побудить к интеллектуальному действию, подтолкнуть к воображению. Например, в музыке для усиления и побуждения эмоционального волнения, используются такие средства выразительности как: музыкальная интонация (мелодия), ритм, динамика, звуковой колорит, темп и т.п. Для того чтобы усилить художественное (визуальное) чувствование и представление, художник использует следующие средства выразительности: красочность (яркость) полотна, динамика мазка, цветовой колорит образа, насыщенность тона и т.п. При субсидиарном обучении с использованием интеграции искусств на занятиях фортепиано возникает потребность в создании специальных дидактических материалов, предназначенных для самостоятельной работы учащегося в реализации конечного результата. Использование дидактического материала в самостоятельных работах студента включает потребность в самоконтроле в работе при любых творческих затруднениях в ориентации музыкального исполнения. Субсидиарные функции организации учебной работы разнообразят, дополняют и углубляют совместные занятия с педагогом. К вспомогательным функциям обучения можно отнести: факультативы, кружки, семинары, конференции и прочее. Однако организацию учебного процесса на основе синтеза музыки и живописи можно смело отнести к нестандартным вспомогательным функциям, поскольку изучение и прохождение материала по Мировому художественному искусству претендует на обеспечение богатым книжным материалом, владение фундаментальными знаниями об искусстве и обстоятельным отношением к мировому искусству от преподавателя, а также нахождение дополнительного времени на организацию совместной и самостоятельной формы учебной работы. Домашняя самостоятельная работа студента строится с учетом требований педагога, заявленной программы и общих интересов лиц, задействованных в учебном процессе и опирается на самосознание, инициативу, глубину и серьезность по отношению к своему делу. Самостоятельная работа включает некие дидактические функции, особенно необходимые для стабильной и эффективной работы в классе: · Закрепление материала, полученного на уроке; · углубление учебного материала, пройденного в классе; · развитие самостоятельности учащегося, путем внедрения дополнительного объема знаний, не заданного учебной программой, но перекликающегося с возрастными и учебными возможностями студента; · посещение художественных выставок, концертов классической музыки с использованием художественных инсталляций, тематических семинаров, конференций, дающее новый предметный импульс для дальнейшего профессионального образования и развития. В структуре целостного педагогического процесса такие дидактические формы вспомогательного обучения как дискуссии, обзор художественной и музыкальной литературы, обсуждения, споры наряду с постоянно действующими формами организации учебной деятельности играют весомое значение. Система данного дидактического материала обусловливает поэтапное обучение и понимание учащимся учебной деятельности, в которой используются репродуктивные, творческие, преобразующие и синтезирующие задания. Невербальные средства данного дидактического материала позволяют создавать творческую проблему, тем самым повышать мотивацию и познавательный интерес учащихся, активизирует мышление и стимулирует учащегося к углубленному изучению того или иного вопроса. В обязанности педагога входит помощь и поддержка студенту при овладении новым музыкальным материалом и новыми художественными знаниями для синтезируемого музыкального образа. Существуют явные принципы субсидиарного обучения при разработке дидактических материалов: - принцип доступности (обеспечение педагогом наглядного материала) - принцип поэтапной самостоятельной деятельности; - принцип личностной направленности; - принцип наглядности и закрепительности, когда наглядно-образные компоненты содействуют лучшему запоминанию и крайне эффективны в обучении; - принцип познавательной мотивации; - принцип поисковой деятельности, когда учащийся формирует проблему, через которую развивает свой интеллект, волю и углубляет эмоциональную сферу. Использование дидактических наработок выстраивает у студента умение работать не только с музыкальным материалом, но и расширяет область работы с иными источниками информации, например, с шедеврами Мирового Художественного искусства. Основные требования к вспомогательно-дидактическому материалу выражаются в следующем: оснащение педагогом студента материалом художественного характера; поэтапность знакомства с новой информацией; первоначальный контроль с последующим внедрением самоконтроля учащегося; структурирование зрительной наглядности и вербальной слышимости. Дидактические наработки основаны на сопоставлении двух видов искусств - живописи и музыки, которые взаимодействуя, аккумулируют друг в друге звукоцветовые эффекты, подчеркивают друг в друге главные стилевые особенности и наполняют друг друга энергией исполненного (пространственное искусство) и исполняемого (временное). Таким образом, деятельность ученика, основанная на принципах вспомогательного обучения, являет собой некий творческий процесс, в котором учащийся творит новый, вымышленный мир, добиваясь максимальной выразительности музыкально-художественного, образного воплощения своих представлений.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.