РОЛЬ МАССОВОЙ ПЕСНИ В ВОСПИТАНИИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ НОВОЙ РОССИИ Новиков С.Б.

Московский городской педагогический университет


Номер: 4-4
Год: 2015
Страницы: 124-127
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Текст научной статьи

Музыкальное воспитание школьников в новейшей истории России приобретает большее значение, чем оно имело раньше и это обусловлено рядом причин, связанных с одной стороны с агрессивным влиянием массовой культуры, а с другой - внедрением интернета в жизнь детей особенно в части социальных сайтов. О том, что «дружба» в интернете - это форма одиночества, все чаще говорят педагоги социологи и психологи. Cайты социальных сетей изолируют людей, как от реального мира, так и друг от друга, и что особенно странно, под предлогом общения. Целью данной статьи является показать эффективный путь активизации живого общения и взаимодействия молодых людей посредством коллективного вокального музицирования, а также обосновать значение песенного наследия России в процессе воспитания молодёжи. Проблема поиска общих интересов в процессе живого общения и взаимодействия молодых людей актуальна. В этом контексте показательны публичные мероприятия с участием многих тысяч студентов. Так в городе Москве ежегодно проводится Парад Московских студентов, который с одной стороны показывает количественный состав московского студенчества, а с другой - отражает круг общих ценностей современной молодёжной среды. Парадное шествие представляет собой довольно продолжительное по времени мероприятие, во время которого студенты разных Вузов ранее совершенно незнакомые друг с другом могут проявлять свои коммуникативные способности. Формы проявления самые многообразные: от плакатов с различными лозунгами до совместных игр или коллективных декламаций («речёвок»). Очень скромное место среди форм коммуникации занимает массовая песня. После совместного исполнения песни М. Блантера на стихи М. Исаковского «Катюша» студенческая среда не может больше найти песни, которую они, студенты, знают и могут исполнить вместе. Между тем, коллективное вокальное музицирование является частью общей культуры нации. Этот тезис, по нашему мнению, является универсальным и касается всех без исключения наций и народов нашей планеты. Для России он несомненно актуален в связи с огромной её территорией и присутствием большого числа народностей и этносов, и необходимостью внутринациональной культурной интеграции их как части главной национальной идеи России - единства. Массовое совместное пение людей в современной многонациональной России могло бы стать мощным объединяющим фактором. Такое пение должно стать неотъемлемым компонентом и национальных праздников и семейных торжеств. Спонтанное совместное пение людей, которое не предполагает предварительных репетиций и специальной музыкальной подготовленности можно обозначить как простое коллективное пение. Значимость такого вида коллективного музицирования в общем культурном контексте трудно переоценить. Одним из условий возрождения такой музыкальной коммуникации является формирование «общего песенного пространства». Для того, чтобы такое «пространство» сформировалось, требуется активная просветительская работа образовательных учреждений и средств массовой информации. Материал для такой просветительской деятельности в России накоплен обширный и разнообразный. Если попытаться классифицировать этот материал, то можно выделить следующие основные направления: · Народные песни разных регионов России · Песни выдающихся композиторов, завоевавшие всенародное признание в разные периоды истории · Авторские песни самодеятельного творчества бардов, получившие всенародное признание. · Песни для детей и юношества Народная песня является бесценным достоянием народа и нации, если речь идёт о многонациональной стране. Мелодии народных песен, как правило, красивые и притягательные для совместного пения, кроме того несут в себе познавательный импульс. Тексты многих песен комментируют исторические события, а мелодии дают представление о музыкальной эстетике общества в разные исторические эпохи и таким образом воссоздают некий духовно-эмоциональный «портрет» человеческого общества прошедших эпох. Таким образом, реализуется духовно-историческая связь поколений. Узнать и полюбить народную песню каждый гражданин России должен с детства. Главная роль в этом принадлежит образовательным учреждениям школьного и дошкольного звена. После того, как на заседании Совета по культуре и искусству в 2012 году, которое проводил Президент Российской Федерации В.В. Путин, было продекларировано, что широкомасштабное развитие хорового движения в России приведёт к повышению престижа её на международной арене, роль предмета музыка в школе значительно возросла. Для того, чтобы школьные учителя по музыке смогли прививать ученикам любовь к народной песне, они должны сами знать её и любить. Эти знания они получают в период обучения в ГБОУ ВО Московском городском педагогическом университете в его структурном подразделении Институт культуры и искусства на кафедре вокала и хорового дирижирования. В программы подготовки по сольному пению обязательно включаются народные песни. Студенты не только исполняют их на зачётах и экзаменах, но и включают в программы шефских концертов, которые они устраивают в общеобразовательных учреждениях. Другое перспективное песенное направление - это песни выдающихся композиторов. В России в постперестроечный период в части сохранения песенных традиций произошли потери, во многом объяснимые сложностью социально-экономических преобразований в стране и переменой культурно-ценностных ориентиров общества. Коммерциализация телевидения привела к существенному преобладанию музыкальных шоу-программ, в которых главная цель - развлекательность. «Применительно к музыке огромную важность приобретает проблема воспитания, а не «развлечения» масс, на что неоднократно указывал Д. Б. Кабалевский. Подчеркнём, что, апеллируя к личности, ищущей развлечений, СМИ, по сути, сами же её и создают. Спекулируя на потребности людей в развлекательности, средства массовой информации абсолютизируют эту потребность, доводя её до абсурда, психофизической неуправляемости, неконтролируемости сознанием» [1 с. 145-146]. Песни таких музыкальных шоу-программ мало пригодны для совместного пения. В то время как песенное наследие России велико и многообразно. В исторической ретроспективе Россия всегда была страной, где коллективное песенное творчество и исполнительство было востребовано. В Российской Империи IX и начала XX века, во всех крупных городах были хоровые общества и любительские хоры. Жанр городского романса был популярен, и исполняем во всех слоях русского общества. На рубеже IX и XX столетий именно городской романс являлся "выразителем" настроений широких его кругов. Выдающийся вклад внесли его основоположники А.А. Алябьев А.Л. Гурилёв, А.Е. Варламов и достойно продолжали Я.Л. Фельдман, Н.И. Харито, Б.А. Прозоровский и другие. Социально-политические катаклизмы поставили городской романс вне закона. На смену пришла советская песня, которая в обновлённом обществе играла в первую очередь идеологическую роль, но, благодаря таланту создателей, композиторов и поэтов советская песня получила широкое распространение и любовь всего народа. Коллективное пение в советский период отечественной истории было необычайно популярно. Имена композиторов - это длинный список, в котором такие равновеликие фигуры как И.О. Дунаевский, В.П. Соловьёв-Седой, М.И. Блантер, А.И. Островский, Э.С. Колмановский, О.Б. Фельцман, А. Н. Пахмутова и многие другие. Среди поэтов можно назвать такие имена, как М.В. Исаковский, Е.А. Долматовский, В. П. Лебедев-Кумач, Н.Н. Добронравов и многие другие. Коллективное пение советских песен сопровождало все социально значимые мероприятия: праздничные шествия, коллективные субботники, комсомольские и партийные съезды, работу в студенческих строительных отрядах и многое другое. Особое место занимала советская песня в годы Великой Отечественной войны. Патриотизм, вера в победу, оптимизм в условиях суровой реальности - неполный перечень духовно-нравственных характеристик, которые содержатся в этих песнях. По нашему мнению в Советский период истории России создана богатая коллекция разнообразных по содержанию песен, у которых есть одно бесценное свойство: они пригодны для коллективного пения. Программы вокальной подготовки наших студентов содержат в себе достаточное количество разнохарактерных песен Советского периода истории России для того, чтобы они могли использовать их в своей будущей педагогической деятельности. Бардовская песня возникла тоже в Советский период истории России как продукт творчества студенческой молодёжи. В отличие от профессиональной советской песни поэзия бардов больше отражала лирические личные переживания авторов, или их представления о романтике труда и отдыха молодёжи. Мелодии просты и сопровождаются игрой на гитаре, а это позволяет исполнять их широкому кругу людей, профессионально не связанных с музыкой. По мере своего развития этот жанр выдвинул по-настоящему талантливых авторов-исполнителей. К таким относятся Б. Ш. Окуджава, Ю. И. Визбор, А. М. Городницкий, Е. И. Клячкин, А. А. Галич и многие другие. Их песни многие десятилетия владеют сердцами всё новых поколений молодёжи. Кафедра вокала и хорового дирижирования Института культуры и искусства вносит эти песни в методические сборники по сольному пению. Наши студенты исполняют их на концертных площадках в общеобразовательных школах. Песни для детей и юношества являются сокровищницей отечественной песенной культуры. Их авторы композиторы В. Я. Шаинский, Е. П. Крылатов, М. Л. Старокадомский, Ю. М. Чичков, Б. И. Савельев, Г. И. Гладков и многие другие, поэты-песенники М. Л. Матусовский, Ю. С. Энтин, С. В. Михалков, М. И. Танич и другие. В советский период истории России в школах в рамках обязательной учебной программы пение советских песен на уроках музыки было обязательным. Обязательное хоровое пение, в советских школах, незаметно делало свое дело: развивало умение слышать себя и соседа, создавать гармонию. Все ведущие композиторы страны писали песни для детей и школьников. Д. Б. Кабалевский неоднократно подчёркивал значение традиционного для России хорового пения. «Каждый класс - хор» - лозунг автора и своеобразный идеал, к которому должен стремиться каждый школьный учитель музыки. Д. Б. Кабалевский писал: «Значение музыки в школе далеко выходит за пределы искусства. Так же как литература и изобразительное искусство, музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира» [3]. Песенный репертуар, отвечающий высоким эстетическим требованиям, и соответствующий по содержанию возрастным категориям школьников будет играть воспитательную роль. Утраченные традиции нужно восстанавливать. Институт культуры и искусства ГБОУ ВО Московского городского педагогического университета готовит школьных учителей музыки. Музыкальное воспитание в школе - начальный и важный этап накопления репертуара для коллективного пения. Особенная значимость этого этапа в том, что он определяет эстетический эталон, по которому человек в дальнейшей жизни будет формировать свою песенную среду. Эта среда должна стать высокохудожественной и общей для всего поколения. Тогда у молодых людей появится ещё один повод для взаимного общения - совместное пение любимых песен. Учебные программы кафедры вокала и хорового дирижирования построены на таком учебно-методическом материале, который гарантирует высокий уровень музыкального воспитания школьников [3,4,5]. Формирование общего для нового поколения граждан Российской Федерации высокохудожественного песенного пространства становится приоритетной задачей школьного музыкального образования.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.