ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЕГО РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Фролова Е.М.

Московский городской педагогический университет


Номер: 4-4
Год: 2015
Страницы: 144-146
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

вокальная подготовка, студенты, содержание обучения, вокальная техника, педагогическая установка, музыкальное мышление, vocal training, students, the content of training, vocal technique, educational setting, musical thinking

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Данная статья раскрывает содержание курса вокальной подготовки студентов музыкально-педагогического факультета вуза, выделяя одно из ее основных направлений - формирование педагогической установки.

Текст научной статьи

Безусловно, немаловажной профессиональной стороной работы педагога-вокалиста со студентами в классе вокальной подготовки является именно ее педагогическая функция, формирование у студента педагогической установки. Педагогическая направленность (В данном случае речь идет не о педагогической направленности личности, которую раскрывали С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина и др., а о педагогической направленности самого обучающего процесса, нацеленного на обучение методике преподавания предмета) процесса обучения пению представляется нам чрезвычайно важной. Поскольку в силу своей профессиональной работы учитель музыки все же не ставит основной целью концертную деятельность, хотя публичные выступления являются необходимым и очень важным компонентом музыкального воспитания. Основным направлением его работы является обучение пению, в процессе которого происходит формирование и развитие музыкальных способностей детей. Это «умение учить» требует не только знания возможностей голосового аппарата, в частности детского голоса, и, как мы отметили, навыков коррекционной работы с ним, но и специфических музыкально-педагогических умений работы на уроке. Например, сочетания показа голосом со словесным объяснением, знания приемов работы над артикуляцией и дыханием, умения чутко слушать и выделять главное, а не тратить лимитированное время урока на исправление случайных ошибок, недочетов и т.д. Этот сложный и необходимый компонент деятельности педагога-музыканта обычно начинает формироваться на последних курсах, к концу процесса обучения в вузе, а уже после его завершения оттачивается в практической деятельности, непосредственно в контакте с учениками и называется практическим опытом. Процесс накопления такого опыта носит индивидуальный характер и привязан, в том числе, к психологическим особенностям человека. Иногда он бывает значительно затруднен, результатом чего является смена педагогической стези и работа не по профилю полученной специальности. Однако одной из причин, приводящих к таким нежелательным результатам, на наш взгляд, может быть следующая. Получая хорошую подготовку как музыкант, студент не осваивает в должной мере искусство педагогического общения с другим человеком, предполагая именно себя в качестве будущего педагога, которому предстоит работа с учеником. Естественно, этот «пробел» в обучении вызывает затруднения, а иногда и невозможность ведения педагогической деятельности после окончания вуза. По нашему убеждению, причиной тому служат не только индивидуальные психологические особенности студентов, что не вызывает сомнений, но и в не меньшей степени тот факт, что эта проблемная сторона их профессиональной подготовки не находит достаточного отражения в структуре учебного процесса. Речь, естественно, не идет о достижении на уроках вокальной подготовки студентом-инструменталистом такого уровня вокальной подготовки, которое бы позволило ему в будущем работать с другими людьми, обучая их профессиональному пению (хотя, как показывает практика, именно это направление в дальнейшей преподавательской работе выбирает немалый процент выпускников). Это направление будущей профессиональной деятельности, состоящее из двух блоков - исполнительского и педагогического, - они осваивают в рамках специализации или переподготовки, уже после окончания основного курса обучения. Однако, учитывая специфику направленности факультета и педагогического вуза в целом, отдельные элементы этого процесса, по нашему глубокому убеждению, должны присутствовать в составе содержания рассматриваемой учебной дисциплины, иными словами, выступать в качестве еще одного компонента содержания курса. К сожалению, целесообразность включения указанного компонента - педагогической установки, - несмотря на свою очевидность и востребовательность в дальнейшей практике студента, остается в стороне от содержания курса вокальной подготовки в педагогических вузах, что подтверждается его отсутствием в научно-теоретических и методических работах исследуемой области. Этот вопрос рассматривается лишь в трудах, связанных с дирижерской практикой и нескольких экспериментальных работах по технике репетиционной работы с хором. Обоснование необходимости включения в содержание курса вокальной подготовки такого компонента как вокально-педагогическая установка предполагает способность студента к рефлексивной компетентности. Различные словари русского языка связывают слово «рефлексия» с группой семантически близких слов: размышление, анализ, отражение, самопознание. С.И. Ожегов, например, определяет рефлексию как «размышление о своем психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания». «Словарь иностранных слов» трактует понятие следующим образом: «Рефлексия (лат. reflexio - отражение) - фил. размышление; анализ собственных мыслей и переживаний; размышление, полное сомнений и колебаний». [1, c. 609] С точки зрения философии понятие рефлексии раскрывается в двух значениях: 1) размышление, самонаблюдение, самопознание; 2) форма теоретической деятельности человека, направленной на осмысление своих собственных действий и законов. Эти два значения согласуются друг с другом и, в отличие от других источников, более точно отражают нашу педагогическую сторону, так как, помимо объяснения самого понятия, содержат и сам механизм этого процесса. Рефлексивную компетентность как специальную профессиональную способность достаточно полно раскрывают отечественные ученые в ряде теоретических и прикладных работ (А.А. Бизяева, Б.А. Вяткин, Н.В. Кузьмина, В.А. Метаева, Т.М. Хрусталева и др.). Сущность профессиональной рефлексии заключается, как указывает В.А. Метаева, в ее данности, необходимости и даже неизбежности для огромного пласта человеческой жизни и деятельности, связанного с профессией. Эту особенность рефлексии и ее универсализм отмечает также О.С. Анисимов, подчеркивая, что профессионал не может избежать рефлексии. И чем более высок уровень профессионализма, тем в большей степени рефлексивная составляющая предопределяет успех деятельности [2]. Процедура рефлексии включает в себя три этапа: анализ предшествующей деятельности, вызывавшей затруднение, критика собственной деятельности на основе анализа и поиск нового пути, или нормы деятельности. Эти общие представления о процедуре рефлексии преломляются при описании профессиональной рефлексии, которая в исследованиях рассматривается в связи с понятием профессиональной компетентности, профессиональных способностей, профессионализмя, готовности и т.д. В зависимости от структуры названных понятий выстраивается механизм рефлексии и ее предметное содержание. Обобщенное определение рефлексивной компетентности на основе анализа имеющихся характеристик предложено С.Ю. Степановым, где она характеризуется как профессиональное качество личности, позволяющее наиболее эффективно и адекватно осуществлять рефлексивные процессы, реализацию рефлексивной способности, что обеспечивает развитие и саморазвитие, способствует творческому подходу к профессиональной деятельности, достижению ее максимальной эффективности и результативности [3]. Таким образом, один из основных компонентов содержания вокального развития студентов формирование педагогической установки является важнейшим условием развития рефлексивной компетентности.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.