МИФ - ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА Нурмонов Ф.И.

Навоийский государственный педагогический институт


Номер: 5-1
Год: 2015
Страницы: 276-278
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

миф, ритуал, язык, концепция, myth, ritual, language, concept

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Данная статья посвящена изучению мифа как когнитивной структуры, отражающей этнической специфической содержание картины мира, и исследованию воздействия мифологических представлений на языковую картину мира.

Текст научной статьи

Проблема сущности мифа как одной из стереотипных форм хранения и представления знания стала интенсивно изучаться в рамках философии, логики, психологии и лингвистики. Определяя место мифа в моделях сознания, ученье все чаще говорят о том, что именно он является ключевым феноменом понимания таких подсистем сознания, как научное, философское знание, эстетическое чувство, совокупность нравственных, политических, религиозных, правовых и других знаний. Вместе с тем, вопрос об этнопсихологическом содержании мифа до сих пор остается нерешенным, хотя рефлексия над природой мифа имеет долгую историю в европейской традиции. Основные направления его интерпретации (символизм, аллегоризм) возникли в классической древности. Настоящее время выявлены сущностные характеристики мифа, концентрируют внимание на проблеме его происхождения. В рамках генезисного рассмотрения выделяются две основных тенденции: эмпирическая, ориентированная на внешние факторы происхождения текстов в глубокой древности и психологическая, в рамках который, фактор времени становится иррелевантным, т.к. миф рассматривается, прежде всего, как конструкция сознания, а мифотворчество как сущностная ментальная характеристика человека. Исходя из этого, признается факт возможности создания мифов в любую историческую эпоху. Эмпирический дискурс, ритуал, язык и миф возникают последовательно. В филогенезе ритуальное действие считается первым социально значимым семиотическим процессом, на основе которого формируются язык и мифологические представления. Словесный язык возникает на основе языка символических действий, а миф является описательной формой ритуала, древнейшей вербальной структурой и одним из способов хранения внутриэтнической информации. Наибольшее количество последователей имеет направление, рассматривающее миф в контексте познавательной деятельности человека как когнитивно- семантическую универсалию, специфический антропологический феномен, лежащий в основу индивидуального сознания. Таким образом, актуальность исследование продиктована необходимостью выявления закономерностей взаимодействия информационного пространства мифа с системой языка и обнаружения механизмов воздействия мифа как социально обусловленного ментального феномена на психологию этноса. Малая степень изученности вопроса об архаическом ядре восточной языковой картины мира; неослабевающей интерес к проблеме выявления соотношения общечеловеческого и этнически специфичного в миропонимании индивида; необходимость дальнейшего исследования категоризирующего потенциала мифа и рассмотрения механизмов влияния мифологем на характер структурования языковой картины мира делают подобные исследования чрезвычайно актуальными. Когнитивные категории, схемы и модели, лежащие в основе человеческого мышления и отображающие специфику культуры, так или иначе, репрезентируются в языке. Поэтому миф рассматривается нами как вербальная структура. Исследование сущности картины мира ведется в различных областях научного знания. Так, философские модели представляют картину мира как интериоризированную в результате отражательной деятельности действительность. Логика исследует механизм образования и функционирования картины мира, отражающей познавательный опыт носителя языка, как на языковом, так и на доязыковом этапах и уровнях. Интерес культурологических наук сфокусирован на национально-культурной вариантности картины мира. Лингвистика исследует соотношения картины мира и языка, его функции в механизме отражения действительности и фиксации мыслительного содержания. Однако, в рамках концепции, развиваемой в работе, наиболее продуктивной представителя психолингвистическая парадигма, осуществляющая интегративный подход к выявлению сущности картины мира как к сфере функционирования мифа, соотносящая феномены картины мира и концептуальной системы, репрезентантом которой является текст. Требуются изучения эволюционной динамики дискретного означивания континуальных смыслов. Антропоцентрический экскурс в начальном историю формирования человеческого познания является необходимым условием анализа структуры модели мира. Выявление национальной специфики картины мира целесообразно и продуктивно проводить в процессе хотя бы фрагментарной реконструкции свободного от специфических культурных наслоений последующих эпох архаического состояния картины мира. При этом учитывается, что моделирование историко-эволюционных этапов конструирования языковой картины мира во взаимозависимых связях с социальным и физическим окружением требует рассмотрения развития объема и содержания значений, в которых обязательно отражается объективность понятийного содержания, основанная, прежде всего, на принципах общечеловеческой перцепции. Основным ресурсом реконструкции переосмысления значения является текстовая актуализация внутренней формы лексем, которая выявляет синтагматической (метонимический) и парадигматический (метафорический) способы познания мира. Архаическому мышлению свойственно оперировать метафорами. При этом известно, что необходимость в абстрактных рассуждениях и когнитивных метафорах, возникает только на определенном уровне - будь то онтогенез или филогенез. Кроме того, понимание метафоры требует высокой степени развития ассоциативного мышления и владения техникой метафорических переносов. С точки зрения формальной логики, различая между когнитивной метафорой и когнитивной метонимией также представляются существенными. В основу метонимии лежит анализ когнитивно - логический прием, результатом которого может быть выделение реалий и их наблюдаемых свойств; вычленение противоречащих сторон; подклассов из классов, содержимого и содержащего, частей целого и пр. Степень близости смысловых связей дутор, танбур, доира (восточные музыкальные инструменты) подтверждается более отчетливыми специфическими сосудистыми реакциями. А это подчеркивается образно-ситуативную логику конвенциальной метонимии. Анализ - процесс не изолированный, и интеграция когнитивных приемов приводит к образованию новых познавательных схем. Однако, человек уже на ранней стадии и развития способен совершать логические операции обобщения, классификации и анализа, оперируя чувственными образами, благодаря пониманию всеобщей взаимосвязи предметов, явлений и процессов в природе. Следовательно, метонимические структуры, репрезентирующие рефлексию многообразия форм отношений в мире (основание и следствие, причина и следствие, часть и целое, отношения между частями внутри целого, подчинение и соподчинение, аргумент и функция, следование во времени и др), входя в состав метафорических структур в качестве знания о прототипе, могут рассматриваться как элементы базового уровня концептуализации. В попытках выявить динамику соотношений архаических концептов и соответствующих языковых значений, концептуальная метонимия может справедливо рассматриваться как индикатор архаичности когнитивных структур. Для выявления объективных концептуальных отношений и преодоления гипотичности в ходе реконструкции фрагментов древних состояний картины мира, важно учитывать соотнесенность речевой актуализации смысла с конвенциональным значением, т.к. в их реальном взаимодействии происходят все вероятные модификации и смысла, и значения. Конструирования инвариантной картины мира и выявления модификаций архаических концептов, реализованных в национально специфичных чертах языковой картины мира. Когнитивное пространство концепта можно моделировать с учетом взаимодействия множества семантических и смысловых полей, не разделяя их контуров, но обязательно выделяя инвариантный понятийный компонент в качестве интегративного признака и привлекая вербальной мифологический контекст.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.