КОНЦЕПТЫ АРХАИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА Нурмонов Ф.И.

Навоийский государственный педагогический институт


Номер: 5-1
Год: 2015
Страницы: 278-280
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

концепт, миф, архаический, фрагмент, concept, myth, archaic, fragment

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Архаический миф, в значительной степени обусловливающий успешные действия индивида и этноса во взаимодействии с природой и социальной средой в течение длительного отрезка времени.

Текст научной статьи

Полезный результат действия выделяются в качестве основного сущностного признака стереотипа. И в этом смысле архаический миф, в значительной степени обусловливавший успешные действия индивида и этноса во взаимодействии с природой и социальной средой в течение длительного отрезка времени и продолжающий оказывать влияние на когнитивные процессы, можно рассматривать как специфический тип конвенциональных стереотипов, характеризующихся особой степенью устойчивости универсального содержания. Для понимания архаического мифа как реально функционирующего явления на фоне всей истории развития человечество, необходимо обращение к синергетический парадигме. Так как именно синергетика, предлагающая интегрирующую перспективу познания человеком самого себя в эволюционирующей самореференнтной Вселенной., позволяет рассматривать когнитивные процессы в соотнесении с архаическим мифом. Функционирующий в эволюционной проекции миф может рассматриваться как коллективная долгоживущая переменная высокого иерархического уровня. Являясь на определенном этапе параметром порядка (управляющим параметром), архаический миф способен детерминировать структуру и функционирование короткоживущих элементов. Следовательно, именно вербальная репрезентация архаического мифа, может выявить механизмы конструирования и языкового воплощения, актуализировать связи между разрозненными фрагментами архаического ядра картины мира, путем выявления интерпретативной основы преобразования значений языковых единиц. Реконструкция фрагментов прасостояния восточной языковой картины мира производится с использованием мусульманских мифологических данных, которые рассматриваются как продукт генетически родственного этноса. Это положение аргументируются рядом антропо - генетических, лингвистических, социально- цивилизационных и культурологических обоснований. Кроме того, установлено, что формирование и развитие восточного и арабского народов, в основном, подчинено общим типологическим закономерностям, которые легко обнаруживают себя при сравнении. Таким образом, совпадения по номенклатуре персонажей, характеру их действий и основным сюжетным мотивам могут свидетельствовать о психологической, социальной, культурной и историко-эволюционной обусловленности сходства мифологического осмысления внешнего мира. А зафиксированная в процессе их продукции мифологическая апперцепция может способствовать выявлению механизмов обработки языковых и внеязыковых знаний. Вопрос о репрезентантах архаического мыслительного содержания также решается посредством анализа мифологических текстов. Частотность упоминания в этиологическом контексте позволяет предположить, что ядром картины мира могли быть концепты, объективирующие наиболее значительные объекты явления природы, воспринимаемые органами зрения, слуха и осязания, такие, как солнце, луна, звезды, небо, земля, вода, огонь и пр. Содержащийся в них значительный объем межкультурного знания служит доказательством включенности в инвариантную часть картины мира, и, следовательно, занимаемого ими центрального положения в архаической картине мира, что позволяет определить их. Выделенный нами в качестве базового, концепт ёруқ - (светло) в узбекской языковой картины мира репрезентирован лексемой, идентичной по звуковой форме с лексемой ёруқ со значением разбытий. Предположив, что идентичность плана репрезентации соответствующих концептов может свидетельствовать об их мыслительной корреляции, мы обнаруживаем ситуацию, описанную в мифе тюрков, в которой оба репрезентируюмых концепта сходятся в единой смысловой точке. “...Женщина разбивает небесную твердь, и свет из верхнего мира попадает в нижний”. Мифологический контекст выявляет основания метонимический интерпретации первичного значения, которыми являются отношения причины и следствия, существующие между действием и его результатом. Подтверждением корреляции значений разбивать - светло служитдовольно распространенный у восточных народов мифологический мотив о том, что звезды - это трещены в небесном пологе, через которые свет идет из верхнего мира падает в нижный. Процедуры верификации и установления связей соответствующих концептов в структуре концептуальной картины мира, требующие привличения словарных дефиниций и других вербальных контекстов, выявили, что в древнетюркской языковой картины мира лексемы ёруқ (разбытий) - ёруқ (светлый) также имеют абсолютно идентичную фонетическую форму; примечательно, что и английские лексемы “break”(ломать) -“break”(рассвет) также совпадают. Это позволяет нам предположить, что в древних космогонических мифах вербально зафиксирован образ, обусловленный универсальным перцептивным паттерном восприятия восхода солнца как разлома линии горизонта. В силу сущностных свойств концептуальной системы, понятийное ядро концепта ёруқ (светло) развивает ассоциативные отношения, репрезентируемые следующими лексемами: уруғ тонг(утро); куннинг ёруғлиги(солнечный свет); ёритиб турар(светить); ёруғ(поляна, место,, освощенное солнцем), которые репрезентируют метонимическое расширение значения в направлении свет - солнечный - небесный. А так как небо в первобытном сознании является эталоном красоты, у концепта ёруқ формируются новое значение, которое закрепляется в лексемах, означающих внешнюю привлекательность. Взаимодействия с концептом ак (белый), концепт ёруқ приобретает значение земная поверхность.Ак- ёруқ- также служит для обозначения мира живых. Описываемый концепт через образный компонент обнаруживает перцептивно-ассоциативные отношения с речью и её понимание. Метафорическая аналогия между светом и ясностью изложения репрезентируется лексемами объяснить, говорит отчетливо, объявление. Универсальная метонимическая схема “действие - результат” лежить в основе соотнесенности концепта ёруқ с мифологическим концептом мирового яйца как исходного состояния мироиздания. Так, паучиха разбивает яйцо буревестника, давая начало миру. Можно предположить, что именно входящий состав лексемы юмуртқа (яйцо) компонент - юм(зажмуриваться), закрывать глаза), репрезентирует связьдоминантных концептов архаическойкартины мира ёруқ (свет) - юмуртқа(мировое яйцо) на основании их смежности. Таким образом, анализ вербальной репрезентации космогонических мифов позволил установить, что универсальными принципами организации архаичного образа мироздания являются целостность; системность многоуровневых отношений; глубинное взаимодействие и строгая иерархичность конситуентов, обусловленная последовательностью происхождения объектов; динамичность как последовательность пространственных изменений; сакральность и имплицитный антропоцентризм. Указанные универсальные принципы получают этноспецифичное воплощение в узбекской языковой картины мира, которой присуще уникальные комбинации универсальных и специфичных дериваций исходных значений; многчленные агглютинативные конструкции, объективирующие реально существующие связи и отношения между элементами действительности; атрибутивные глагольные проекции, репрезентирующие сущностные свойства реалий и интерпретирующие значения табуированных единиц; синтагматические отношения принадлежности и специфичные предикативные отношения, манифестирующие синкретичность восприятия объектов реальности, их сущностных признаков и свойств.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.