МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ И ВЕДЕНИЯ УРОКА НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА, КАК ОСНОВА УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Карпенко В.Н.,Карпенко И.А.,Новикова А.В.

Белгородский государственный институт искусств и культуры


Номер: 5-2
Год: 2015
Страницы: 76-81
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

народно-сценический танец, учебно-педагогический процесс, техника исполнения, методика обучения, характер и манера исполнения, folk-stage dance, educational and pedagogical process, technique of execution, teaching methodology, character and manner of execution

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье авторы особое внимание уделяют методике построения и ведения урока народно-сценического танца, как основе учебно-педагогического процесса в учреждениях культуры и искусства Народный танец, как один из частей составляющих нашу традиционную культуру поднимается в последние годы на качественно новый уровень, в изучении и освоении его самобытности, раскрывающий душу и характер человека во всем многообразии его мыслей, чувств, переживаний.

Текст научной статьи

Народно-сценический танец, как один из основных видов хореографии имеет большое значение для танцевального искусства и занимает ведущее место в хореографическом образовании. Поэтому в работе преподавателя по народно-сценическому танцу большое значение уделяется правильному построению (планированию) урока. Каждый урок опирается на закономерности его развития и строится по принципу от простого к сложному, от малого к большому и является как бы очередным последовательно усложняющимся звеном в цепи всего курса обучения. Опытный преподаватель хорошо знает, что доброжелательный тон, лёгкость ведения занятий, улыбка педагога, юмор меняют микроклимат урока, освобождают от скованности и, в конечном счёте, повышают восприятие и выразительность исполнителей. Особое значение имеет образная подача хореографического материала. Иногда лишь удачно подобранное сравнение, характеризующее то или иное движение, заменяет часы однообразного повторения. В основе обучения упражнениям и движениям в любом виде хореографической культуры лежит способность человеческого организма овладевать целой системой разнообразных двигательных навыков, физиологический механизм которых открыт и обоснован великим русским учёным академиком И. П. Павловым. Образование двигательного навыка происходит путём многократного практического выполнения упражнения с постепенным уточнением последовательности определённых действий и конкретизацией деталей техники. В результате такого многократного повторения упражнения в коре больших полушарий головного мозга образуется последовательное чередование процессов возбуждения и торможения, определённый, согласованный характер их протекания, так называемый динамический стереотип, внешним проявлением которого является двигательный навык [4, с. 48-49]. Таким образом, все практические упражнения в любом виде танцевального искусства являются приобретённой формой двигательной деятельности организма, выработанной путём целенаправленного учебно-тренировочного процесса. Первоначальное выполнение любого, а в особенности сложного упражнения весьма затруднено как в координационном, так и в качественном отношении. Оно происходит при непосредственном участии сознания, направленного на осмысливание определённых деталей движения в каждом конкретном случае. Однако при дальнейшем повторении упражнение выполняется все более легко, правильно и быстро и, наконец, на определённой стадии тренированности достигается полная автоматизация движения. При выполнении автоматизированного движения создаются большие возможности для контроля мышления за упражнением в целом, и за теми конкретными условиями, в которых в данном случае проявляется автоматизированный двигательный навык. Следовательно, основы методики обучения состоят в последовательном разучивании упражнений в простейших формах и в дальнейшем многократном их выполнении в постепенно усложняющихся формах, в сочетании с другими элементами и движениями, с увеличением нагрузки, нарастанием темпа, усложнением и развитием ритма. Такая методика обучения обеспечивает наиболее успешное развитие и совершенствование основных исполнительских качеств и практических способностей во всех видах хореографии. Качество любого учебно-педагогического процесса зависит от того, в какой степени учитываются основные, руководящие положения теории обучения - дидактические принципы. Они являются научно-педагогической основой любого учебного процесса Важнейшими дидактическими принципами, принятыми в системе хореографического обучения и воспитания, являются систематичность, наглядность, сознательность, активность, доступность и прочность обучения. Принцип систематичности заключается в обеспечении непрерывности и строгой последовательности процесса обучения. Только при постепенном усложнении педагогических задач можно добиться прочных навыков и умений. Значение принципа наглядности в обучении и воспитании исполнителя имеет определенное значение. Любое познание и изучение нового элемента, упражнения или движения начинается с живого созерцания. Чем оно качественнее, тем полнее формируется у исполнителей представление об изучаемом материале. Эффективнее его дальнейшее усвоение. Отсюда становится понятной та роль, которую играет четкий, ясный и правильный показ изучаемого материала. Однако было бы неправильным считать, что только образцовый показ создает необходимое представление об упражнении. Эта задача решается комплексным воздействием - путём показа, объяснения, демонстрации фильмов, фотографий и других наглядных пособий [4, с. 50]. Таким образом, в понятие наглядности входят не только те восприятия, которые обучаемый исполнитель получает при показе. В создании образа изучаемого действия принимают участие все органы чувств человека (анализаторы). Чем больше сигналов поступает в центральную нервную систему из различных анализаторов, и чем разнообразнее они, тем конкретнее и полнее создается необходимое представление и тем быстрее формируется исполнительский навык. Характерную особенность принцип наглядности имеет в условиях самостоятельных занятий. В этом случае особое значение приобретает анализ своих действий в сравнении с техникой исполнения того или иного движения более квалифицированными специалистами, определение ошибок и их устранение. При этом необходимо учитывать свои индивидуальные особенности: возраст, степень физической и технической подготовленности и др. Эталоном может служить выполнение этого движения лучшими мастерами - исполнителями данного вида танца. Требование наглядности в обучении относится не только к начальной стадии обучения; наглядность должна пронизывать весь учебно-воспитательный процесс и оказывать существенное влияние на его качество. Наглядность необходима еще и потому, что знания и умения, основанные на наблюдениях, являются более глубокими и прочными. Поэтому строгое соблюдение требований принципа наглядности в обучении является одним из необходимых условий научности педагогического процесса. Сознательное и активное отношение к учебному процессу - важнейшее условие обучения. Принцип сознательности предполагает осмысленное отношение занимающихся к усвоению техники исполнения, присущих тому или иному виду хореографии, а также и к развитию и совершенствованию необходимых для этого качеств. Сознательное отношение способствует более быстрому и прочному формированию исполнительских качеств и обеспечивает наиболее целесообразное применение приобретенных навыков, знаний и умений в исполнительской деятельности хореографа. Очень важным элементом принципа сознательности в обучении является разъяснение сущности изучаемых приёмов для достижения необходимых качеств исполнительского мастерства и их влияния на организм исполнителя. Ясное понимание элементов выполнения позволяет более качественно усваивать все упражнения, что, естественно, повышает и его физиологическое воздействие. В свою очередь, знание физиологического влияния упражнения на организм занимающегося, позволяет ему правильно осуществлять коррекцию, как техничного исполнения, так и физической нагрузки в процессе занятий. Для успешного и глубокого усвоения необходимых знаний, умений и навыков важна также активность на занятиях. Особую значимость этот метод приобретает в условиях высокой насыщенности и значительной физической нагрузки в процессе занятия. Умение включать индивидуальный подход в общий ход обучения позволяет добиться большой эффективности и определяет высокое педагогическое мастерство преподавателя. Принцип доступности заключается в соответствии изучаемого учебного материала реальным возможностям исполнителей. Он осуществляется путём подбора и дозировки упражнений в зависимости от подготовленности занимающихся, возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей [4, с. 51]. Характерной особенностью проявления принципа доступности в обучении упражнениям, является необходимость соблюдения посильности не только в совершенствовании навыка, т. е. техники исполнения, но, что не менее важно, в последовательном и постепенном наращивании физической нагрузки на занятиях. Обе эти стороны учебного процесса должны развиваться параллельно и гармонично. Принцип прочности заключается в том, чтобы в процессе занятий обеспечить твердое закрепление приобретенных навыков. Основой прочности овладения исполнительскими навыками является многократность повторения их обучаемыми и их постепенное усложнение. При этом повторение изученного материала должно проводиться на новом качественном уровне с уточнением и совершенствованием деталей техники исполнения. Исходя из требований данного принципа, каждому занимающемуся самостоятельно необходимо так строить процесс работы над техникой, чтобы новый материал включался в занятие только после того, как предшествующий материал прочно и качественно усвоен и нет сомнений в том, что выработанный двигательный навык может быть нарушен. В этом случае при нарушении принципа прочности в усвоении учебного материала не только не повышается уровень исполнительских качеств, но, что еще более нежелательно, происходит снижение уровня профессионального исполнения, а подчас имеет место и травмирование организма. Необходимо подчеркнуть, что в учебном процессе требования всех дидактических принципов должны быть тесно связаны между собой и только в этом случае достигается нужный уровень подготовки специалиста. Исключение хотя бы одного из них в значительной степени снижает качество обучения. Для повышения активности на занятиях преподавателю следует создавать больше условий для самостоятельной работы. Активность занимающихся самостоятельно, полностью зависит от степени личного самосознания и твёрдого убеждения в высокой значимости и необходимости регулярных и качественных занятий. Во всех случаях следует обращаться к необходимой учебно-методической литературе [4, с. 51-52]. Обучение народно-сценическому танцу начинается с экзерсиса или тренажа. Тренажом называется группа элементов или движений, которые служат для обучения, разогрева, для усовершенствования техники исполнения и развития актёрского мастерства. Где разносторонне развивается мускулатура ног, выворотность, шаг, постановка корпуса и головы, координация движения. В результате ежедневной тренировки фигура приобретает подтянутость, вырабатывается устойчивость, правильное распределение тяжести тела на двух и одной ноге. Некоторые движения у станка по мере усвоения переносятся на середину зала, выполняются движения в различных национальных характерах, как в простом виде, так и в комбинациях. Народный экзерсис у станка развивает и укрепляет весь суставно-мышечный аппарат, дает правильную постановку головы, рук, ног, вырабатывает точность, свободу, танцевальность, чёткость, эластичность и координацию движений. Выразительность - одна из основ и важнейших достижений народно-сценического танца. Все движения народно-сценического танца должны ярко и пластично раскрывать характерные черты исполнения изучаемой народности. Выразительными должны быть не только танцевальные движения, но и учебно-тренировочные упражнения. В народном экзерсисе участвуют основные компоненты танцевальной выразительности: руки, корпус, голова, ноги, поэтому в упражнениях следует добиваться эмоциональности, гармоничности и координации движения, их соответствие с содержанием музыки, характеру упражнения, манере исполнения. Урок народного танца, также как и классического, строится таким образом, чтобы движения чередовались правильно и гармонично, переключая нагрузку с одних групп мышц и связок на другие. Преподаватель должен выстраивать урок, рационально распределяя нагрузки, не утомляя и не перегружая суставно-мышечный аппарат исполнителей. Особое внимание следует обратить на необходимость чередования движений, которые выполняются на согнутых и вытянутых ногах. Порядок упражнений у палки устанавливаются по принципу чередования движений, тренирующих различные группы мышц. Урок начинается с группы упражнений (состоящих из)пяти разделов: полуприседания и глубокие приседания, поскольку они постепенно вводят в работу мышцы и суставно-связочный аппарат; (дальше даются упражнения, тренирующие различные группы мышц); упражнения на вытянутых ногах; упражнения на присогнутых ногах; мягкие плавные движения; движения резкие, отрывистые. Следует вначале разогреть исполнителей, выучить основные положения и позиции ног, основные положения и позиции рук, головы, а также поклон, с которого начинается и заканчивается любой урок. Последовательность экзерсиса не должна быть случайной. В зависимости от степени трудности, следует учитывать полезное и логическое сочетание, не соединять их в комбинации только ради рисунка упражнения. Движения должны исполняться как с одной ноги, так и с другой ноги, что в равной степени укрепляет и развивает двигательный аппарат исполнителя. Каждое новое упражнение следует разучивать лицом к станку, исполняя вначале одной, затем другой ногой. После освоения движения, можно переходить к исполнению, держась одной рукой за станок. Постепенно усложняя и развивая упражнения за счет координирования движений головы, рук и корпуса с движениями ног. Тем самым способствовать развитию танцевальности и танцевальной координации. Рекомендуется усложнять и аккомпанемент, развивать музыкальный материал. Если исполнитель держится за станок одной или двумя руками, он в какой-то степени скован, а значит, ему не всегда удается передать характер данной народности, а самое главное - манеру исполнения. И часто приходиться видеть, когда в тренажном классе, сочиненных только из одних элементов какого-нибудь народного танца, в погоне за эффектом большинство упражнений настолько теряют национальные черты, что о них можно догадываться лишь по мелодии, сопровождающей то или иное движение [4. с. 52-57]. Следующая часть урока - упражнения на середине зала, танцевальные движения и комбинации, в которые входят комбинации с использованием и развитием основных движений народно-сценического танца: • движения по структуре и характеру исполнения идентичные движению русского народного танца: • «моталочка»; • «верёвочка»; • дробные выстукивания, к которым наиболее ярко подбирается характер, выражающий темперамент, манеру исполнения основных ударов присущих той или иной народности; • сложные элементы народного танца. В женском классе - верчение, в мужском классе - прыжки и верчение, «трюки». Для исполнения «трюков» нужна хорошая физическая подготовка и хороший разогрев. На первоначальном этапе «трюки» разучиваются лицом к станку. Одним из таких движений или «трюков», которые встречаются в украинском, венгерском и других танцах, являются: присядка, «ползунок», «волчок» или мельница, «мячик», подсечка, кабриоль, «голубец» и другие движения. Каждому народу свойственны определенные движения в их национальных танцах, поэтому не нужно сочинять и составлять комбинации с чуждыми для них элементами. К примеру, возьмём танцы Эстонии или Латвии. Для этих танцев совершено, не характерны такие движения, как «верёвочка» и дробные выстукивания. Вот, и не следует напрягать свои «серые клеточки», чтобы сочинить комбинации для этих движений на материале прибалтийских танцев. Это, по меньшей мере, просто не уместно и не грамотно. А, по большому счету - это неуважение к национальным танцевальным традициям всех народов. Заключительная часть урока - изучение национальных особенностей народного танца. Этюдная форма работы, где обучающиеся учатся передавать манеру и характер исполнения. Основой этюдов являются национальные особенности народного танца. Основные положения рук; положения в паре. Основные ходы и движения. Характер и манера исполнения. Этюды развивают сочинительский дар, заставляют работать воображение. В своих работах студенты могут проявить фантазию, выдумку и изобретательность. В этой заключительной части урока изучаются факторы, повлиявшие на манеру и характер исполнения, композицию и музыкальное сопровождение тех танцев, которые бытуют в конкретно взятой для изучения стране. Так же, как и русский танец, танцы других народностей вбирают в себя образное начало, суть характера того или иного народа, выражают его дух, углубляют черты характера. Каждый регион, каждая страна и входящие в нее округи отличаются друг от друга географическим положением, а отсюда, следовательно, климатом, экономикой, бытом, культурой, составной частью которой является народное художественное творчество. Вся работа над этюдами проводится под постоянным контролем преподавателя, направляющего этот процесс от замысла до его конечного воплощения - актёрского исполнения. Работа эта ведётся от простого к сложному - от простых физических действий до построения сюжетных этюдов, с фабулой, выраженной в мизансцене, с чёткой графикой пластического текста. Вначале мы выполняем простые учебные этюды, затем постепенно они обретают танцевальную форму, всё более усложнённую. Этюд отличается от танца тем, что это незаконченная форма хореографического произведения, и по длительности должна идти не больше трех минут. Но не только хореографическое произведение, танец, фрагмент сочиняются на основе единого закона драматургии, каждая комбинация в танце также должна иметь свое начало, развитие и конец. Таким образом, комбинация состоит из отдельных, но связанных между собой движений, и каждое такое движение имеет своё начало, развитие и конец. Умение пользоваться законами композиции и правильно применять их - один из самых трудных, сложных этапов в творчестве балетмейстера. Ведь ни один танец не может строиться по какому-то стандарту, каждая тема подсказывает сочинителю свою особую форму воплощения. От таланта, изобретательности, опыта мастерства хореографа, от его знания непреложных законов зависит содержание яркой, неповторимой формы танцевального сочинения [4, с. 57-58]. В заключении мы можем сказать о том, что, жизнь и условия быта, безусловно, наложили отпечаток на структуру движения в танцах и сформировали определённую исполнительскую манеру. В сценическом варианте профессиональные постановщики и исполнители, бережно сохраняя особенности бытовой народной хореографии, обрабатывают танцевальный фольклор в соответствии с законами сценического действия.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.