ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ: ПОНЯТИЕ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ Момышева Ф.С.,Феткулов А.Х.,Сейтхожин Б.У.,Хакимов Р.Р.

Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза


Номер: 5-2
Год: 2015
Страницы: 29-33
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Нигилизм, правовое воспитание, судебная реформа, юридическая техника, общество, Nihilism, legal education, judicial reform, legal technology, society

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассмотрены вопросы правосознания граждан, правовой культуры, а также предупреждение и предотвращение правового нигилизма в обществе.

Текст научной статьи

Правовой нигилизм - это одна из проблем современного общества, которая требует всестороннего и комплексного исследования в силу того, что является социальным негативным феноменом. Возникновение и формирование правового нигилизма обусловлено целой амальгамой различных факторов, и каждый из этих факторов требует отдельного подхода в плане разработки методов снижения его негативного воздействия на общество. Проблема правового нигилизма была актуальна во все времена, но в настоящий период времени она достигла своего пика, так как пронизывает большую часть общества. Сегодня, в XXI в., правовой нигилизм стал «злокачественной опухолью» для всего общества, и в целом цивилизованного человечества. Нигилизм по своей сущности является собирательным понятием и в переводе с латинского «nihil» означает ничего, ничто. Он выражает негативное отношение субъекта к определенным ценностям, взглядам, идеям, нормам, а порой и всем сторонам человеческого бытия. Нигилизм как одна из форм мироощущения и социального поведения, сформировался и приобрел свое поистине глобальное значение в конце XIX - начале XX вв., преимущественным образом в Западной Европе и России. Нигилизм многолик, он может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим, религиозным и т. д., в зависимости от того, какие ценности отрицаются, о какой сфере знаний и социальной практики идет речь - культуре, науке, искусстве, этике, политике, экономике [1, 9]. Вопросы правового нигилизма исследовались многими философами и учеными-правоведами. В частности, о традиционности и специфике, непреодолимости и опасности правового нигилизма рассуждали многие зарубежные мыслители (Ш.Л. Монтескье, Г.В. Гегель, Ф.В. Ницше, М. Хайдеггер, М.Б. Смит, Ф.Г. Якоби, К. Левит, А. Токвиль, и др.), российские дореволюционные ученые и мыслители (Л.И. Петражицкий, Б.А. Кистяковский, Г.Ф. Шершеневич, М.Н. Сперанский, М.А. Бакунин, И.А. Ильин, Н.А. Бердяев, П.Н. Новгородцев, И.В. Михайловский, А.В. Новиков, В.С. Соловьев, С.Е. Десницкий и т.д.). Сегодня проблема правового нигилизма широко обсуждается в научных кругах, затрагивается в работах известных ученых и практиков. Многообразные аспекты правового нигилизма освещали и рассматривали в своих научных трудах известные российские юристы, такие как С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, П.П. Баранов, В.И. Гойман, В.А. Туманов, А.Н. Зрячкина, Н. И. Матузов, В.П. Сальников, и др., а также отечественные казахстанские ученые: А.С. Ибраева, Н.С. Ибраев, А.В. Гали, С. Малеев, А. Айтали и др. В настоящее время, существует, весьма сложная проблема, заключающаяся в том, что на современном этапе в юридической доктрине не сложилось единого подхода к пониманию правового нигилизма. В зависимости от объекта, правовой нигилизм рассматривается по-разному и потому наделяется разными смыслами. По нашему мнению, назрела необходимость, выделить четкий подход к пониманию правового нигилизма. В связи с этим, мы предлагаем исследовать правовой нигилизм на основе анализа его сущностных характеристик в рамках всех известных подходов. Во-первых, правовой нигилизм - это форма деформации правового сознания. Определение правового нигилизма именно через категорию деформация правосознания является едва ли не самым распространенным не только в учебной литературе, но и в монографических и диссертационных исследованиях. Так, например, по мнению В.Р. Петрова и П.П. Баранова правовой нигилизм - это форма деформации правового сознания, которая выражается в наличии носителей пренебрежительного, отрицательного либо равнодушного отношения к праву и правовой действительности при отсутствии умысла на совершение правонарушений [2], т.е правовой нигилизм, в данном понимании, является производным от правового сознания, правда, искаженного. Однако при таком подходе, по нашему мнению, он теряет свою самостоятельность, и в этом качестве правовой нигилизм остаётся типом искаженного общественного сознания. Однако, следует заметить, что такой подход является весьма спорным, так как сам термин деформация правосознания довольно дискуссионный. Само слова деформация от латинского языка означает «искажение». По мнению, Л.В. Смирнова: деформация правосознания - это дефекты, искажения правосознания, придающие ему негативную, антисоциальную направленность [3, 185]. Однако такое понимание деформации правосознания является тавтологическим и весьма неубедительным. На наш взгляд, вообще использование технического термина деформация, под которым, как правило, понимается изменение размеров, формы и конфигурации тела в результате действия внешних или внутренних сил, является некорректным и неуместным по отношению к правовому сознанию. Во-вторых, правовой нигилизм - это отрицание ценности права. Так, известный теоретик права С.С. Алексеев, отмечает, что правовой нигилизм есть «отрицательное отношение ко всему праву, закону, а также правовым формам организации общественных отношений» [4, 234]. В.И. Гойман подчёркивает, что правовой нигилизм, есть «в общественном или индивидуальном сознании устойчиво пренебрежительное или иное негативное отношение к праву. Наличие у должностных лиц и граждан установки на достижение социально значимых результатов не правовыми средствами или предельно минимальное их использование в практической деятельности, и характеризующееся отсутствием солидарности с правовыми предписаниями или исполнением (соблюдением) их исключительно под угрозой принуждения, либо вследствие корыстных побуждений» [5, 3]. Если рассматривать данный вопрос с позиции философии, то мы увидим, что понятие нигилизм всегда определялось именно через «ценность», а точнее «утрату ценности». Немецкий философ Ф. Ницше в своих работах отмечал: «Что означает нигилизм?- То, что высшие ценности утрачивают свою ценность» [6, 12]. М. Хайдеггер объяснял эту мысль так: «сущность нигилизма - обесценивание высших ценностей, а главное - утрата высшей цели существования» [7, 54]. Таким образом, исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что утрата (отрицание, непринятие) или недооценка (умаление, занижение) ценности права является главным сущностным признаком правового нигилизма в целом. В-третьих, правовой нигилизм - социальное явление, подрывающее существующую стабильность общества и государства. М.В. Бондаренко считает, что правовой нигилизм - это «есть определенная форма общественного состояния, отражающая политические и национально-исторические особенности общества. Степень правового нигилизма является своего рода показателем здоровья общества и государства, в которых он проявляется» Поэтому, правовой нигилизм рассматривается не только как правовая категория, но и как социально-психологическое явление, возникающее в результате оценки права или отдельных его норм людьми, социальными группами или даже всем обществом [8, 36]. Для А.Н. Зрячкина правовой нигилизм- это «порожденное социальной средой активное или пассивное отрицание установленных государством правовых норм, которое препятствует прогрессивному развитию общества и может стать живительной средой для совершения противозаконных действий» [9, 14]. В-четвертых, правовой нигилизм есть идейно-психологическое явление, представляющее собой один из типов общественного сознания со своей структурой, носителями, уровнями, видами, формами выражения. Такой подход к пониманию сущности правового нигилизма отражен в работах Н.Л. Гранат, рассматривающего это явление как свойство, черту общественного сознания и национальной психологии, проявляющегося не только в определенных оценочных установках в отношении всех элементов правовой действительности, всего «правового», но и в поведении (деятельности), т.к. мотивирует поступки, определяет традиции, образ жизни [10, 35]. Таким образом, анализ существующих в научной литературе подходов к правовому нигилизму позволяет сделать вывод о том, что сегодня существуют много точек зрения на понятие, сущность, содержание, признаки этого явления. Резюмируя сказанное, можно определить, что правовой нигилизм это, прежде всего, социальный феномен, представляющий собой форму деформации правового сознания, имеющий свою структуру, носителей, уровни, характеризующийся совокупностью чувств, представлений, настроений, переживаний, эмоций по поводу непризнания, либо отрицания установленных государством правовых норм, который препятствует прогрессивному развитию общества и государства. С другой стороны, необходимо понять не только, что такое правовой нигилизм, но и пути его преодоления. Преодоление правового нигилизма - это сложный и кропотливый процесс, который состоит из двух стадий: предупреждение и предотвращение данного негативного явления. Предупреждение состоит из мер, направленных на выявление и устранение причин и условий возникновения правового нигилизма, а предотвращение - из мер, которые применяются для недопущения фактов искажения правового сознания и их преодоления. Справедливости ради следует отметить, что для преодоления правового нигилизма, необходимо обеспечить мерами, направленными на укрепление экономики, обеспечение населения рабочими местами, подавление таких связанных с преступностью явлений, как алкоголизм и наркомания, бродяжничество, межнациональные и прочие конфликты, бедность и обнищание и прочее. Важным является стимулирование духовной сферы жизни общества. Речь идет, прежде всего, о повышении общего образования граждан и на его основе - формировании системы центральных ценностей, объединяющей и укрепляющей общество. Это создает благоприятные условия для развития самого государства и общества: чем большее количество людей раскроют свои способности и возможности, тем крепче станет государство и сплоченнее общество [11, 148]. Фактически, именно представления членов общества о путях и конечных целях своего развития, о базовых ценностях идеального общества так или иначе постепенно трансформируются в предельно четкие и конкретные правовые нормы, установленные и охраняемые государством, а также значительно влияют на действие этих норм в обществе. В данном контексте представляется правильным утверждение В.П. Сальникова, о том, что идеология государства, установленные государством основные пути развития общества, методы и средства его существования, утверждение желаемого наивысшего этапа формирования общества, поддерживаемого самим обществом (по крайней мере, - его большинством), освящают власть и его законы, придают им особую значимость, глубинный смысл существования и функционирования в глазах граждан [12, 115]. Внятная социально позитивная правовая идеология государства, а также общий высокий уровень образования граждан во многом поддерживают политическую власть и правовую систему, являются их предтечей, предпосылкой и условием их стойкого существования. Указанное возможно прежде всего путем проведения реформы образования и воспитания в гражданах патриотических чувств, любви к культуре своего народа, пропаганды необходимости следования важнейшим социальным ценностям. Перспективным путем преодоления правового нигилизма думается, может стать правовое воспитание. Правовое воспитание играет важную роль в борьбе с правовым нигилизмом, поскольку правовое воспитание формирует уважительное отношения к закону, сознание и чувство ответственности, непримиримость к произволу, коррупции. И это вполне естественно, поскольку правовое воспитание является основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности. При этом правосознание рассматривается как ускоренное в культуре, духовности отношение к обществу и собственному месту в нем, связанное с оценкой действующих законов [13, 232]. А правовая культура - это прогрессивно ценностная часть актуального и исторического бытия правовой системы [14, 258] Необходима постоянная работа по профилактике правонарушений, массовое просвещение и правовое воспитание населения путем всеобщей пропаганды права средствами массовой информации (журналы, радио, телевидение, интернет), правового всеобуча граждан, реформирование профессионального правового образования, а также путем издания и распространения литературы по юридической проблематике (популярные брошюры, комментарии законов и правовой практики) и т.д. [15, 72]. Следующим важным шагом по преодолению правового нигилизма может стать судебная реформа, поскольку современный правовой нигилизм связан с неверием граждан в независимость, беспристрастность и объективность судебной власти [16, 162]. Еще одной причиной является нежелание людей обращаться в суд, в связи с нарушениями избирательных, трудовых и социальных прав, да и сами суды не вполне адекватно готовы отвечать на правовые вызовы. Сама судебная процедура является чересчур затянутой, выносимые в результате судебные решения часто не являются правовыми, а компенсации за нарушения государственными органами прав человека являются неадекватными. Суды не рассматриваются общественным сознанием как действенные и надежные защитники интересов и требований «простых граждан». Гораздо чаще суды становятся на защиту чиновников и сотрудников правоохранительных органов. Надо сказать, что такое восприятие можно назвать вполне адекватным, если учесть привилегированную касту «неприкасаемых» чиновников и сотрудников правоохранительных органов, которые практически неподсудны, если только нет политического решения высших органов власти на показательное уголовное преследование того или иного чиновника. Граждане до сих пор не осознают всей законности своих требований к судебным органам с вытекающими из этого обязанностями государственных органов по созданию независимой судебной власти. Поэтому, одной из главных причин низкой активности граждан в плане реализации своего конституционного права на доступ к правосудию является сомнение в том, что в полиции им будет оказана действенная помощь. Большинство их не верят, что совершенное в отношении них преступление будет раскрыто, преступников задержат и привлекут к уголовной ответственности [17, 85-93]. Также принципиально важным шагом в борьбе с правовым нигилизмом является повышение юридической техники, постоянное совершенствование законодательства и механизма его применения в общественной жизни, то есть увеличение качественных характеристик источников права, устранение противоречий в нормативно-правовой базе, формирование его адекватной связи с социально-экономическими условиями страны. Только при реализации указанных мероприятий в комплексе можно говорить о возможности постепенного снижения уровня правового нигилизма. Необходимо расширять объемы и повышать качество правовой пропаганды среди населения через средства массовой информации, включая Интернет-ресурсы, активизировать научные исследования по актуальным проблемам законодательства и правоприменения, особенно в тех отраслях права, которые наиболее востребованы в повседневной жизни граждан [18]. Таким образом, правовой нигилизм - это самостоятельный, автономно существующий и развивающийся компонент бытия права. Право первично, правовой нигилизм вторичен. Право порождает правовой нигилизм. Правовой нигилизм можно представить как отторжение трех следующих составляющих правового государства. Во-первых, действующее законодательство. При этом господствует негативное отношение к законам и оправдывается противозаконное поведение. Во-вторых, правопорядок, когда люди считают реально существующий правопорядок (который далеко не всегда совпадает с предписаниями законом) неправильным и несправедливым. В-третьих, базовые идеи и принципы законодательного регулирования. Это проявляется как невосприятие массовым сознанием существа и значения свободы и формального равенства участников социального взаимодействия [19, 238].

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.