НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ Гарбар С.В.

МБОУ ДОД «ДМШ №20» п.Савинский


Номер: 5-3
Год: 2015
Страницы: 140-143
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

музыкальное образование, сравнительный анализ, «Метод Судзуки», musical education, comparative analysis, "Method of Судзуки"

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье дан сравнительный анализ музыкального образования Норвегии и России

Текст научной статьи

1. Характеристика Норвегии. 2. Отличие музыкального воспитания в России от Норвегии. 3. Становление системы музыкального образования Норвегии. 4. Педагог в системе Норвежского музыкального образования. 5. Высшие учебные заведения Норвегии. 6. Анализ российской системы музыкального образования. 7. «Метод Судзуки». 8. Виктор Ряхин о сравнительном анализе российской и норвежской музыкальных системах. 9. Сравнительный анализ музыкального образования Норвегии и России. 1.За несколько десятков лет из скромной, довольно бедной страны с крестьянским и рыболовецким укладом жизни, Норвегия стала одной из самых богатых стран мира. Норвежцы многие годы жили изолированно, селение от селения отделялось горами и фьордами. В связи с этим в норвежском языке несколько сильно разнящихся диалектов. Отсюда и различие народных традиций, начиная от костюмов и национальных блюд, кончая множеством народных песен. 2.Исторически так сложилось, что в Норвегии никогда не было дворянского сословия, хотя есть своя королевская династия. В России благодаря дворянскому сословию в семьях большое внимание уделялось музыкальному воспитанию, поэтому традиции так называемой «академической» или «классической» музыки, в Норвегии отсутствуют. 3. В становлении системы музыкального образования Норвегии серьезное влияние оказали древние народные и церковные традиции, развиваемые веками. Народные танцы и музыка по-прежнему имеют большую популярность. Хардангерфеле - норвежская скрипка - один из самых красивых музыкальных инструментов на планете: она сплошь покрыта орнаментами, инкрустирована серебром и перламутром, и к тому же ее венчает голова какого-нибудь сказочного существа или мифического зверя. На протяжении почти двух веков XVIII и XIX скрипка хардангерфеле считалась дьявольским инструментом. Лютеранской церковью были организованы ее массовые поджоги. Музыкантов играющих на хардангерфеле не пускали в церковь, их считали посланцами дьявола, а их творчество было окутано мрачными легендами и мифами. Традиционным песнопением в Норвегии считается йойк. Это особый песенный ритм с горловыми переливами и красиво звучащими попевками. Норвежская народная музыка, сохраняющая обертональные, аутентические элементы, составляет трудность в отношении фиксации нотного текста. Это же можно отнести и к народному песенному творчеству архангельских поморов. В XX столетии норвежская музыка продолжала развиваться в русле различных стилей и направлений современного искусства: джаз, блэк-металл, электронная музыка. Норвежская группа A-Ha - один из ведущих коллективов стиля электро-поп, появившегося на излете “новой волны”. Музыке A-Ha присущи графичный, несколько холодноватый (“скандинавский”) синтезаторно-гитарный саунд, выразительная балладная мелодика вкупе с ненавязчивой танцевальностью, романтичное, исполненное (порой) лёгкой грусти настроение. Для многих песни A-Ha являются ностальгическим символом юности и нежных отношений. К началу 1990-х годов Норвегия стала известна как родина блэк-металла, в буквальном переводе “чёрный металл”. 4.Многими педагогами в системе норвежского музыкального образования была подхвачена идея свободного воспитания. Процесс воспитания казался хаотичным и стихийным. Это выражалось во всём, начиная со свободного хождения детей по классу, возможности задать любой вопрос, высказать любое мнение - до отсутствия наказаний. Дети часто занимались не за партами, а сидели на полу. В школе ученики ходили без обуви, в носках. Учитель должен быть скорее другом и массовиком-затейником, чем учителем в российском понимании этого слова. Педагог не должен жаловаться ни на учёбу, ни на поведение. Детей можно только хвалить, и не ругать. В музыкальных школах оценочная система отсутствует, экзамены отменены. 5.Норвежская академия музыки - высшее учебное заведение Норвегии, в которой учится около 600 студентов. Обучение включает в себя широкий спектр инструментов и жанров от классической, народной и современной музыки до джаза, импровизационной и экспериментальной музыки. Академия также предлагает программы развития талантов для юных музыкантов. По обеспеченности учебного процесса классами и аудиториями Норвежская академия музыки имеет лучший показатель в Европе. В Норвегии в настоящее время работает шесть консерваторий, несколько симфонических оркестров мирового уровня, очень много любительских коллективов разных жанров и направлений. Задача государства выявлять особо одаренных детей и создавать условия для их обучения. Музыкальный институт Баррат-Дюе был учрежден в 1927 году и стал одним из ведущих учебных заведений в области развития музыкальных талантов Норвегии. Юные музыканты из Баррат-Дюе блестяще выступают в различных конкурсах, фестивалях и концертах. Школа “для одарённых детей” при музыкальном институте Баррат Дюе (Осло), была открыта по инициативе нашего соотечественника, главного дирижёра норвежского филармонического оркестра Мариса Янсонса. За время работы с коллективом (с 1979 по 2000 годы) значительно поднял его исполнительский уровень, доведя его до мировых стандартов. Институт подготовил достаточно большое количество профессионалов высокого уровня, многие из которых сегодня солисты мировой сцены. Одним из ярких представителей этого учебного заведения стал его выпускник Александр Рыбак - победитель конкурса “Евровидение-2009”. В 2012 году завершил обучение по классу скрипки в музыкальном институте Баррат-Дюе (Осло) и получил диплом бакалавра. 6.Марина Плясова - преподаватель Норвежского Института музыки Барратт - Дюе (г. Осло), более 20 лет работает в институте на отделении для особо одарённых детей. В статье “Краткий сравнительный анализ российской и норвежской системы музыкального образования” педагог пишет: “…сегодня музыкальные учебные заведения в России имеют сильные традиции в области профессионального музыкального образования. Даже начальная ступень музыкального образования - музыкальная школа - имеет профессиональную направленность”. Однако, одна из лучших в мире систем музыкального образования в России в конце XX столетия стала в силу объективных и исторических причин давать сбои. Отсутствие гибкости в самой системе, постепенно порождающей недостатки и пережитки прошлого, привели к замкнутости самой системы, отрицательно сказавшейся на обмене опытом с зарубежными странами, их «школами», прогрессивными методами обучения”. 7.В 1990-е годы в систему музыкального образования Европы, в том числе и Норвегии, стал внедряться метод Судзуки, по которому рекомендовалось начинать обучение музыке с 3-4 лет. Как работает метод Судзуки? Почему трехлетние малыши с удовольствием играют на скрипке, выступая на концертах, демонстрируя удивительную ловкость в обращении с инструментом и развитый музыкальный вкус? Секрет прост: Судзуки перенес принципы усвоения родного языка на обучение музыке. Хелен Брунер - одна из первых учениц Синити Судзуки. В прошлом году в столице Норвегии г. Осло Норвежской вещательной корпорацией был организован Юбилейный концерт. Юные музыканты вместе с членами Норвежской Ассоциации Судзуки, профессиональными коллективами и солистами участвовали в этом концерте. К сожалению, в России критически отнеслись к методу Синити Судзуки. Президент Ассоциация "Русский дом - Италия", П.Г. Гельфрейх в статье от 19.01 2014 года “О методе Судзуки” пишет: “Чаще всего метод упрекают в том, что он не готовит профессионалов, можно подумать, все, кто ходят в музыкальную школу, становятся профессионалами, что он только слегка развивает музыкальные способности детей, а не в этом ли цель занятий музыкой с детьми? Критические замечания идут от специалистов, которые о методе ничего не знают, сами по данной методике никогда не работали. И тут в душу закрадывается сомнение: а не идет ли все это от нашей национальной гордыни - “наше лучше!", зачем нам японско - американские методики…”. Тем не менее, в марте 2014 года в России была основана национальная Ассоциация Судзуки, а в апреле этого же года в Бельгии на международной конференция, в которой участвовали представители из 20 стран, Россия была принята в члены Европейской Ассоциации Судзуки. Буквально три месяца назад, в октябре 2014 года в Доме детского творчества “На Таганке”в Москве состоялось открытие первой российской музыкальной школы Судзуки, обучение в которой основано на методе воспитания талантов японского скрипача и педагога. Сегодня в мире 8000 учителей обучают 250 000 детей по системе Судзуки. 8.Виктор Ряхин - норвежский органист (наш соотечественник из Архангельска) о музыкальном образовании говорит: “О том, насколько наша система в России изменилась за последнее время, я судить не могу. Сошлюсь только на мнение одного из моих руководителей в аспирантуре - органного профессора Йона Лауквика. Он сказал мне, что раньше студенты - музыканты из восточно-европейских стран выгодно отличались более широкой эрудицией, солидной подготовкой и заинтересованностью своей профессией, теперь эта разница стала практически незаметна”. “Система музыкального образования в Норвегии существенно отличается от нашей… Она просто другая. Главный ее приоритет - научить ориентироваться в мире музыки и любить ее. Радость - неотъемлемая часть процесса обучения… Минус норвежской системы в том, что она не всегда способна своевременно дать необходимые основы профессионализма талантливым детям. В России система, напротив, более ориентирована на создание чисто профессиональных основ, даже для тех, кто в этом абсолютно не нуждается”. Виктор Ряхин о музыкальной культуре: “В Норвегии я очень изменился и вырос как музыкант. В Норвежской академии музыки мы все должны были петь в хоре. И мы пели “Всенощную” Сергея Рахманинова, написанную сто лет назад. А мы сейчас сможем её спеть? Наша великая русская хоровая культура - где она? Нам не стыдно за её состояние? Что мы делаем сегодня, чтобы быть не хуже того, что было сто лет назад? Мы достойны этой культуры?” 9. Сравнительный анализ музыкального образования Норвегии и России. Наименование Норвегия- Россия. По итогам исследований британского центра Legatum Institute в 2013 году Норвегия заняла 61 место в рейтинге, I место в рейтинге стран стран с высоким уровнем жизни. Население 5 млн. человек, 145 млн. человек (в 29 раз больше, чем в Норвегии) Количество музыкальных школ 1500 3089 (в 2 раза больше, чем в Норвегии) Количество музыкальных вузов (консерватории, академии, институты) 6 46 (в 7,5 раз больше, чем в Норвегии) Индивидуальный урок в музыкальной школе 25 минут один раз в неделю, 45 минут два раза в неделю. Чтобы догнать Норвегию по количеству музыкальных школ, в России должно быть 43 тысячи ДШИ. Для многих российских педагогов, работающих в Норвегии в музыкальных школах, труд становится испытанием, тем более, что занятия проходят, как правило, в общеобразовательных школах. Вот почему российским специалистам в Норвегии очень трудно приспособиться к системе школьного музыкального образования. В 1972 году в Тромсе королем Норвегии Улавом V был торжественно открыт самый северный университет в мире. В состав университета вошли Факультет искусств и консерватория, на базе которых проводится Международный конкурс пианистов. В разгар кризиса, когда во многих странах государственное финансирование культуры и искусства сократилось, Норвегия пошла против общей тенденции, создав за Полярным кругом новый симфонический оркестр. Арктический филармонический оркестр был основан в 2009 году в г. Тромсё c 65 тысячным населением. Сегодня это самый крупный творческий коллектив на севере Норвегии. Для сравнения: в Архангельске с 350 тысячным населением нет симфонического оркестра. Тромсё славится проведением Международных кинофестивалей, выставками Галереи современного искусства, Полярным музеем. С 1988 г. ежегодно с большим успехом проходит Международный музыкальный фестиваль “Северное сияние”. В Норвегии поют даже тюлени. Камерный ансамбль «Арктическая симфониетта» на фестивале 2012 года исполнил музыкальное сочинение «-273,15 С». В природе эта температура означает абсолютный ноль. По словам композитора Арнта Хакона Анесена, такое название определил образ холода полярного региона. Самым необычным в произведении стало то, что в звучавшую музыку органично вливался голос настоящего тюленя. Драматургия произведения сопровождалась специальным видеорядом с тюленями, свободно плавающими в воде. Таким образом, состоялась гармония природы, музыки и человека… 10. Сравнительный анализ музыкального образования Норвегии и России. Наименование Норвегия-Россия 1. Приоритет целевых установок школьного образования. Общечеловеческие ценности. Знания. 2. Объём учебного времени: предмет музыка в общеобразовательной школе 494 часа,275 часов . 3. Компоненты содержания музыкального образования в общеобразовательной школе. Обязательная постановка танцев.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.