МАЛАЯ РОДИНА В ТВОРЧЕСКОЙ ИСТОРИИ Пирожков Г.П.

Тамбовский государственный технический университет


Номер: 6-2
Год: 2015
Страницы: 225-227
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

культуролого-краеведение, малая родина, отчий край, творчество, творческая история, culturological-regional ethnography, little homeland, father's edge, creativity, creative history

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье утверждается, что на творческую деятельность художника благотворно влияют воспоминания о малой родине. Изучение связей художников с отчим краем детализирует их творческую историю. Автор предлагает ряд мер по воспитанию у учащихся уважения к прошлому.

Текст научной статьи

В рамках интеллектуального сообщества сложилось междисциплинарное по своей природе и направленности течение, представленное различными штудиями, посвященными вопросам изучения творчества, творческой истории [3; 4]. В центре внимания в данной статье в большей степени педагогические основания изучения феномена творчества. Известно, на творческую деятельность художника благотворно влияет его малая родина, отчий край. (Родословная понятия «отчий край» берет свои истоки в книжном деле. «Отчий край» - название литературной серии 1970-1980-х гг., инициатором которой был писатель В.В. Будаков. Реализованная в Воронеже (30 томов), она дала толчок к изданию подобных серий в Туле, Архангельске, Иркутске, Уфе... [см. 1]). Связи с родным краем, краелюбие возвышают и облагораживают личность творца, который всю жизнь испытывает воздействие окружающего его с детства природного ландшафта, местных культурных традиций и человеческих взаимоотношений. Считается, что характер человека во многом определяется землей, на которой он вырос, а пространство бытия обладает определенной властью над ним. Ярким подтверждением тому, как малая родина влияет на творчество, служит литературная судьба А.В. Стрыгина. Александр Васильевич родился в 1920 г. в Тамбовской губернии. Воевал, был в плену у немцев, партизанил. После войны работал военруком, воспитателем детского дома, журналистом. В 1959 г. окончил Литературный институт и был принят в Союз писателей. Возглавлял Тамбовскую писательскую организацию. Позже, проживая в Краснодаре, Стрыгин не забывал малой родины, поддерживал связи с ней: творческие, дружеские… Он ежегодно приезжал в Тамбов, где в 1998 г. была издана книга, в которую вошли произведения, связанные с родным краем. В автобиографической повести «Материнский зов», созданной в Краснодаре в 1991-1993 гг., писатель неоднократно обращается к описаниям тамбовской природы, выводит образы известных в Тамбовском крае людей. Как рефрен звучат слова о былом в родном краю: «…в надоевшем вещмешке походном, / В бауле самодельном из фанер, / Стихи копились о родном Тамбове, - / То был любимый зов, / Как вечный материнский зов» [5, 5-16.] Изучение творческих связей художника с малой родиной ставит перед культуролого-краеведением два важных вопроса. Первый из них - насколько важно для него такое научное исследование, как творческая история. В ходе ее изучения восстанавливается процесс создания произведения. Исследователь получает возможность судить о нем не только по окончательному виду, но и «наблюдать» процесс работы над ним, осознать общественно-психологические предпосылки изучаемой творческой работы. Основу творческой истории как типа исследования составляет история текста произведения (рукопись музыкального или литературного произведения, чертежи архитектора и др.). Источниками творческой истории служат материалы лаборатории художника: наброски, корректуры, прижизненные издания, письма и т. п. Рассмотрение творческой истории издаваемых произведений входит в комментарии научных изданий сочинений классиков (биография, библиография, нотография и т. п.). Заметим, что текст любого документа является объектом изучения ряда научных дисциплин: документоведения, документной лингвистики, информатики, источниковедения, которые тесно сопряжены с культуролого-краеведением. Нельзя отрицать тот факт, что любой творец появился на свет в конкретной местности, и в процессе творчества «пространство бытия обладало властью над ним». Для наиболее яркого воспроизведения самой действительности практически каждый творец использует местный колорит - показ своеобразия ландшафта, бытового уклада, говора и т.п. Изучение влияния родной земли на творчество художника превращает творческую историю не только в одну из сторон текстологии - науки о тексте произведений литературы, но и делает ее важным эпизодом культуролого-краеведения. Поэтому возможно говорить о творческой истории как типе музыковедческих, театроведческих и других исследований. И в любом из них заметен явный, часто доминирующий культуролого-краеведческий аспект. Анализ воздействия малой родины на творческих людей ставит и такую проблему, как изучение и восстановление дворянских усадеб видных представителей русской науки и культуры, с которыми тесно связано русское классическое искусство. Именно здесь творили великие писатели, композиторы, художники, здесь они формировались как личности. И здесь же жили прототипы их героев. Дворянская усадьба - это уникальный культурный мир, украшение эпохи русского Просвещения. «Родовые гнезда» имели важное значение для развития самобытной русской культуры, ее гуманистических традиций и идей. Усадьба была благодатной колыбелью тысяч дворян, ставших гордостью российской науки и литературы, музыки и театра, архитектуры и живописи, а лучшие из них - образцами чести, благородства и достоинства русского дворянства. Родной воздух имения давал силы для творчества, «подпитывая» мозг мощным импульсом вдохновения. Деревенская резиденция просвещенного дворянина - это ключ к пониманию ушедшей эпохи, к раскрытию и глубокому проникновению в художественный мир и творческие замыслы великих творцов России. Жизнь усадьбы, как и жизнь человека, не может быть вечной. Жестокое время, неблагодарность властей и людское равнодушие стирают с лица земли памятники прошлого. Повсеместная гибель дворянских усадеб - тяжелейшая трагедия русской культуры ХХ в. Но как остановить разрушение усадебной культуры? Как научить людей любить и беречь свое прошлое? Начинать, думается, надо с воспитания ответственности за судьбу культуры у детей. Отдельные экскурсии учащихся с учителями-энтузиастами в Тарханы или Михайловское, конечно, запомнятся на всю жизнь, но вряд ли спасут положение. Необходимы специальные курсы - комплекс историко-краеведческих знаний, необходимых для понимания истоков жизненного опыта и творчества представителей великой русских культуры. Необходим предмет, органично «вплетающийся» в канву программ по краеведению, культурологии, литературе, воспитывающих у молодежи уважение, любовь и благоговейно-бережливое отношение к архитектурной поэзии «родовых гнезд», к тому времени, когда не было обезличивания человеческого жилища, а каждая усадьба была «визитной карточкой» владельца, показателем художественного вкуса и уровня культуры русских дворян. Решению вышеперечисленных задач, в какой-то мере, помогают некоторые работы автора и разработанные под его руководством спецкурсы [см. 2; 6; 7 и др.], которые предназначены, прежде всего, для учащихся старших классов общеобразовательных школ, средних классов гимназий и лицеев. Возможно применение программ в блок-системе с литературой и литературоведением, историей русской культуры в педагогических и музыкальных училищах, техникумах культуры, институтах культуры, на гуманитарных и художественных факультетах других вузов. Программы не только нацеливают учащихся (студентов) на внимательное изучение усадебной культуры и ее влияние на судьбу и творчество писателей, но и, как показала педагогическая практика, способствуют подготовке будущих музейных и библиотечных работников, учителей-краеведов к подвижнической деятельности во имя будущего России.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.