К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ МЕХАНИЗМЕ ЗАБОТЫ Андреева М.В.

Удмуртский государственный университет


Номер: 6-4
Год: 2015
Страницы: 92-94
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

забота, психологический механизм, личностный смысл, эмпатия, идентификация , care, psychological mechanism, personal meaning, empathy, identification

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Забота рассматривается как переживание, осознание и реализация человеком личностного смысла. В статье анализируется роль эмпатии, идентификации, антиципации в обеспечении осуществления заботы одного человека о другом, что может послужить подспорьем для разработки программ совершенствования способности личности к заботе.

Текст научной статьи

Забота представляется одним из естественных аспектов жизни человека. В то же время она все чаще становится объектом научных психологических исследований. Особенно это касается тех аспектов феномена заботы, которые раскрываются в результате анализа, с опорой на имеющиеся научные знания. Таким вопросом является и изучение психологического механизма заботы. В данной статье отражены основные моменты, на которые можно опираться, раскрывая эту тему. В.Г. Леонтьев [6] определяет психологический механизм как систему психических явлений, предназначенных для преобразования и формирования активности, выраженной одним или несколькими мотивами, в требуемую активность. Автор подчеркивает, что он отражает взаимосвязь элементов психической системы, которые обеспечивают деятельность, поведение человека. Е.И. Бойко [1] отмечает, что изучение механизма предполагает понимание структуры, взаимосвязей элементов определенного явления, и через это сущности интересующего исследователя процесса. Объективным условием актуализации заботы является ситуация угрозы благополучию значимого человека, которая приводит в движение внутренние процессы субъекта заботы на эмоциональном, когнитивном, поведенческом уровнях. К внутренним условиям, определяющим вероятность оказания заботы, можно отнести просоциальную мотивацию лица, могущего оказать необходимую поддержку другому, интериоризованные социальные нормы взаимопомощи, представления заботящегося о себе как о зрелой, высоконравственной личности. Оценивая состояние партнера на когнитивном и эмоциональном уровнях, эмпатируя ему, субъект заботы определяет, имеется ли у него потребность в помощи и в чем именно она должна состоять. В.Тэкхэ называет эмпатию источником понимания значимых переживаний другого человека и основой заботы о нем. При этом эмпатия может не только обеспечивать реализацию заботы, но и сама выступать в роли таковой [10]. По мысли В.Д.Винникота эмпатия матери по отношению к своему ребенку на ранних этапах его развития, как невербальный, в больший степени интуитивный процесс, обеспечивает связь младенца (довербального существа) с матерью и заботу о нем [13]. В качестве механизмов эмпатии исследователи выделяют идентификацию, проекцию, интроекцию [3]. В связи с этим интересной представляется точка зрения В.Д. Винникота, который пишет о том, что понимание с высокой точностью потребностей, чувств ребенка матерью, что является необходимым условием заботы о нем, становится возможным для женщины, благодаря идентификации со своим малышом [2]. Таким образом, основным механизмом заботы матери о ребенке у В.Д. Винникота выступает идентификация с младенцем, возникающая благодаря «первичной материнской поглощенности» - временной концентрации родителей преимущественно на потребностях ребенка. Идентификация, как правило, определяется как отождествление себя со значимыми другими на основе эмоциональной связи с ним [8]. Забота же может осуществляться и по отношению к лицу, с которым нет глубокой эмоциональной связи. Субъектами заботы о ребенке могут выступать, например, педагоги, работники социальных и медицинских служб, не обладающие ярко выраженной способностью идентифицироваться с ребенком. В данном случаи основная роль в обеспечении проявления заботы отводится когнитивным процессам. На когнитивном уровне под влиянием внешней ситуации, эмоциональных процессов происходит актуализация представления у субъекта заботы о своих обязанностях по отношению к значимому другому, анализ своих возможностей оказания помощи, выполнения обязательств, происходит предвосхищение заботящимся последствий своих действий (своего бездействия) для другого человека и для себя. В. Тэкхэ отмечает, что любая забота включает в себя будущее: это подчеркивает роль антиципации в ее осуществлении. Действия субъекта заботы должны соотноситься с тенденциями развития подопечного, верой в его силы [10]. Анализ ситуации, в которой оказался протеже, позволяет заботящемуся принять решение о том, стоит ли и в каком направлении преобразовывать ситуацию. Например, когда ребенок глубоко переживает по поводу низкой оценки, поставленной ему учителем, родитель, беспокоящийся об эмоциональном благополучии своего отпрыска, обратит внимание на его психическое состояние, заметит, что он расстроен или обижен. Взрослый подбодрит ребенка, особенно если знает, что его сын или дочка отличаются впечатлительностью или неуверенностью. Если заботящийся оценил ситуацию, как не требующую вмешательства с его стороны для предотвращения ее неблагоприятного влияния на значимое лицо (или обеспечения благотворного влияния), то проявление заботы на поведенческом уровне не последует. Эмпатия предстает как явление, позволяющее осуществиться заботе одного человека о другом. Она приводит к возникновению у субъекта заботы эмоций и чувств по отношению к ее объекту (страха, беспокойства, уверенности в силах этого человека, заинтересованности и др.), порождает сочувствие по отношение к нему. Последнее, как отмечается, побуждает к оказанию помощи другому [3;8]. Важно отметить, забота - это поведение, которое осуществляется не только на основе сочувствия (то есть является следствием эмпатической реакции), но и исходя из обязательств, взятых субъектом заботы [9]. Даже тогда, когда мать не сочувствует своему сыну, разозлившему ее, она продолжает заботиться о нем (кормить, обеспечивать безопасность и т.д.). Забота - это не только помощь человеку в трудной ситуации, но и каждодневные действия, выполняемые на основе обязательств, которые человек добровольно на себя взял и видит смысл в их выполнении. Здесь сочувствие, эмоциональный отклик по отношению к другому лицу может играть второстепенную роль по сравнению с осознанием необходимости осуществления заботы. Забота может осуществляться из сочувствия или на основе обязательств, но так или иначе, когда это происходит, речь идет об актуализации личностного смысла. А.Н. Леонтьев раскрывает его как оценку жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах, то есть осознавание объектов, отношений, существующих в окружающей действительности как имеющих «значение-для-меня» [5]. В основе личностного смысла могут лежать направленность, ценности, образ «Я», роли. Так, для человека, выполняющего роль педагога, осуществляющего педагогическую деятельность, побуждаемую определенными мотивами, его ученики будут значимы в силу их включенности в эту деятельность. Или, если направленность личности человека включает в себя идеалы добра, взаимопомощи и т.п., то они будут созидать личностный смысл, актуализация которого в определенных обстоятельствах приведет к осуществлению заботы о другом человеке или самом себе. Вслед за Р.Мэем можно утверждать, что забота возникает и реализуются, когда для человека что-то имеет смысл [7], проявляя заботу, человек реализует этот смысл. В. Франкл отмечал, что человек стремится нечто привнести в этот мир (создать некие ценности) и испытывает на себе его влияние [11]. Забота является отражением этой закономерности: мир меня озабачивает чем-то, и я забочусь об определенных аспектах этого мира. По В. Франклу стремление к смыслу есть основополагающий мотив человека. Уровень личности определяется смыслом, к которому она стремится, то есть тем, что ее заботит. Забота, как пишет Р.Мэй, - это особый тип интенциональности. Интенция желать кому-то благо и действовать во имя этого. Корнем слова «интенция» и смыслом заботы, по мнению Р.Мэй, является «tend» (ухаживать), то есть концентрироваться на определенном аспекте реальности, уделять внимание, двигаться, беспокоиться [7]. Философские взгляды М.Хайдеггера отражают идею о том, что человек является человеком, когда его что-то заботит в мире, когда ему не все равно - забота конструирует человека как человека, является источником его бытия. Значимыми для нас делает объекты мира личностный смысл, который является одним из образующих сознания, то есть личности человека. М.Хайдеггер рассматривал заботу как основу человеческого существования, отмечал, что ее структура включает феномен «Я». Поэтому, когда человека ничто не заботит, он теряет свою сущность, и может вернуться к ней путем заботы. Человек порожден заботой и через нее осуществляет свое бытие в окружающем мире и со-бытие с другими [12]. Таким образом, механизм заботы заключается в актуализации личностного смысла, отражающего высокую ценность благополучия одного человека для другого, в результате оценки объективной ситуации как угрожающей благополучию значимого лица.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.