КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ В ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТАХ НА ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ Устименко Ю.А.

Смоленский государственный университет


Номер: 7-3
Год: 2015
Страницы: 56-60
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

национальная культура России, народный художественный промысел, выпускная квалификационная работа, петриковская роспись, national culture of Russia, folk art craft, final qualifying work, Petrykivka painting

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматриваются вопросы выполнения выпускных квалификационных работ по декоративно-прикладному искусству будущих учителей изобразительного искусства, сохранение национальных традиций художественных промыслов и передача их подрастающему поколению.

Текст научной статьи

Одной из основных задач образования является сохранение в подрастающем поколении исторической памяти народов, формирование уважительного отношения к своим древним корням, целенаправленное приобщение молодежи к истокам национальной культуры и народным традициям. Именно поэтому подготовку будущих учителей в высших учебных заведениях необходимо вести в соответствии с «Национальной доктриной развития образования в Российской Федерации», в которой подчеркивается, что система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры. Национальная культура России - система научных, художественных, языковых, нравственно-ценностных, религиозных и философских достижений народов страны, ориентированных на жизнь и деятельность в едином социо-государственном и духовном пространстве со времен Древней Руси и Великого княжества Московского вплоть до настоящего времени, воспроизводимая от поколения к поколению соотечественников в соответствии с условиями сменявших друг друга исторических эпох, смысло-жизненными и иными национально-психологическими доминантами. Национальная культура - комплексное, динамичное и целостное конкретно-историческое образование, отличающееся неповторимой спецификой по ряду признаков от других национальных культур (японской, китайской, индийской, испанской, арабской и т.д.) [2]. На художественно-графическом факультете Смоленского государственного университета при обучении студентов направления «Изобразительное искусство» большое внимание уделяется вопросам декоративно-прикладного искусства, в частности, народным художественным промыслам. «Народный художественный промысел - одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов» [1]. Под изделием народного художественного промысла понимается «... художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла» [1]. Студенты ХГФ на занятиях по декоративно-прикладному искусству знакомятся с различными видами художественных промыслов: резьба и роспись по дереву, художественная вышивка, керамика, лаковая миниатюра, кружевоплетение и др. Особое внимание уделяется росписи по дереву (хохломской, городецкой, полх-майдановской, мезенской и др.), так как именно эта тема предлагается в программах по изобразительному искусству в школе. Основными задачами на занятиях по изучению художественной росписи по дереву являются следующие: акцентировать внимание студентов на красоте, своеобразии и неповторимости каждой росписи; познакомить с технологией ее выполнения; выделить основные элементы росписи и научиться поэтапно их выполнять; изучить различные виды композиции и на основе их выполнить творческую работу по каждому виду росписи. Таким образом, в рамках данного курса рассматриваются и решаются вопросы формирования и становления художественной системы, образа, стиля, орнамента, языка, выразительных и изобразительных средств декоративно-прикладного искусства. Многие студенты продолжают изучение различных видов традиционных художественных промыслов и при выполнении выпускной квалификационной работы. При этом положительным моментов всех этих работ является не только создание изделий декоративно-прикладного искусства на высоком профессиональном уровне (рис. 1, 2), но и разработка теоретической части дипломного проекта, в которой рассматриваются вопросы истории и современного состояния данного промысла, разрабатывается комплекс учебно-методических материалов для обучения школьников данному виду ремесла. Рис. 1. Гордеева Ю. Рис. 2. Рыжикова А. «Древний Смоленск». Вышивка. «Битва под Смоленском. 1812 г.». Городецкая роспись Руководитель - Ю.А.Устименко Руководитель - Ю.А.Устименко Рассмотрим этапы работы над выпускной квалификационной работы на примере проекта Дашеневич Я., руководитель - к.п.н., доцент Устименко Ю.А. Тема выпускной квалификационной работы - «Петриковская роспись: история и современное звучание». Цель работы - изучение традиций петриковской росписи для сохранения историко-культурного наследия промысла; выявление основных черт и специфики росписи, ее живописно-технологических особенностей. Выпускная работа состоит из двух частей: теоретической и практической. В теоретической части освещаются главные принципы исследования народного искусства на современном этапе, его формы развития, проблемы индивидуального и коллективного, традиций и современности, специфики декоративного образа и особенностей мастерства как главных движущих сил в творчестве. В первой главе «Историко-культурное наследие петриковской росписи» рассмотрены вопросы возникновения и развития промысла, раскрыта обережная роль росписи, заключенная в магическом орнаменте, представлены основные жанры промысла, а также живописно-технологические особенности искусства росписи. Положительным моментом работы является то, что в ней представлено богатое разнообразие видов петриковской росписи: монументальная роспись стен, обрамление оконных и дверных проемов, роспись мебели и домашней утвари - посуды, сундуков, бричек. Петриковскую роспись легко узнать по сложившемуся стилю, где действительность причудливо соединяется с фантастикой. Увиденные художником луга, ручьи, реки уживаются рядом с фантастическими травами и птицами. Эта иносказательность стала одной из своеобразных черт промысла. Во второй главе пояснительной записки предложен комплект учебно-методических материалов для обучения школьников петриковской росписи. Комплект включает в себя: - календарно-тематический план факультативных занятий по теме «Петриковская роспись»; - конспект беседы по истории развития петриковской росписи, сопровождающийся презентацией с богатым иллюстративным материалом; - рабочую тетрадь для учащихся, в которой раскрыты основные приемы петриковской росписи. Рабочая тетрадь для учащихся выполнена на печатной основе (рис. 3) и содержит в себе исторический материал по петриковской росписи, а также этапы выполнения росписи. Рис. 3. Рабочая тетрадь «Петриковская роспись». Выпускная квалификационная работа Я.П. Дашеневич, руководитель - Ю.А. Устименко При этом с каждым занятием материал усложняется от простых элементов: усиков, листочков, ягодок, птиц, до сложных композиций (рис. 4). Каждое занятие сопровождается методическими рекомендациями к выполнению росписи. Рис. 4. Страницы методического пособия Комплект составлен на основе изучения традиционных приемов петриковской росписи и направлен на сохранение культурно-исторических традиций народных художественных промыслов. Комплект предназначен для групповых и индивидуальных занятий с детьми младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства, а также может быть использован педагогами художественных школ, руководителями кружков и различных студий, родителями на домашних занятиях с детьми. Практическая часть дипломной работы состоит в выполнении сувенирного набора «Декоративная пушка», вырезанную из дерева и украшенную петриковской росписью с соблюдением всех технологий росписи, ее этапности, законов композиции, рисунка и цвета (рис. 5). Рис. 5. «Декоративная пушка». Петриковская роспись. Практическая часть выпускной квалификационной работы Я.П. Дашеневич, руководитель - Ю.А. Устименко Таким образов, подобные дипломные проекты позволяют студентам не только самим прикоснуться и увидеть красоту, ценность и особенность того или иного вида декоративно-прикладного искусства, но и научить этому подрастающее поколение, сохраняя и развивая традиции народных промыслов. Ведь национальные традиции - это основа основ национальной культуры, национальной истории, национального самосознания.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.