ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ С ДЕТСКИМ ХОРОВЫМ КОЛЛЕКТИВОМ Мамедова Малахат Алиага гызы

Бакинский социальный педагогический колледж


Номер: 7-3
Год: 2015
Страницы: 76-78
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Детское хоровое пение. Взаимодействие музыкального воспитания, образования и развития, Children chorus performing. Mutual influence between musical education, upbringing and development

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматривается деятельность детского хорового коллектива во взаимодействии музыкального воспитания, образования и развития. Автор подчёркивает важность всех трёх задач в работе педагога-хормейстера и считает, что их единство эффективно способствует повышению общей музыкальной и исполнительской культуре хорового коллектива.

Текст научной статьи

Процесс музыкально-исполнительского становления хорового коллектива состоит из трех основных аспектов:обучение,воспитание и развитие. Она представляет собой одну из актуальных проблем современного музыкального образования и воспитания школьников, занимая важное место в целостном учебно-воспитательном процессе, и определяя его результативность и эффективность Деский хоровой коллектив-это прежде всего собрание любителей музыки,хового исполнения,проявление детской активности.Органиция хора в школе дело нелегкое и требует объединенных усилий администрации школы,руководителя хора,участников,а также родителей.Хор сложно не только создать,но и удержать и развить. Изучение в данной области исторического, теоретического и практического опыта выявляет колоссальные возможности в изменении объединенных технологий музыкального обучения, в разработке различных методов дидактического взаимодействия всех задач музыкального воспитания, образования и развития участников хоровых коллективов. Мы должны стремиться к тому, чтобы взаимосвязь между усвоением вокально-хоровых умений и навыков и музыкальным воспитанием и развитием школьников в хоровом пении осуществлялась полноценно. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с мнением,что музыкой должны заниматься дети с музыкальными способностями,а другим не стоит тратить на это время.Никак нельзя согласиться с этими высказываниями.Не отрицая роли природных музыкальных способностей,следует отметить,что каждому физически нормальному ребенку можно развить музыкальный слух и способность восприятия музыки.Поэтому,музыкальное воспитание должно быть достоянием всех детей. Процесс хорового обучения даёт определённый результат в музыкальном воспитании и развитии школьников, однако, оно нередко лишь в незначительной мере затрагивает его, поэтому очень важным является то, насколько оно эффективно и полноценно осуществляется. Хоровое пение и сегодня является одним из самых массовых,активных и распространенных форм музыкального воспитания, и обладает большими возможностями приобщения детей к достижениям мировой музыкальной культуры. Процесс формирования наклонностей человека сложен.Главное-не степень музыкальных способностей ,а качество самого процесса музыкального развития и воспитания человека.Педагог должен уметь индивидуально подойти и воздействовать на своего воспитанника,но кроме этого есть еще и общие закономерности для правильного организованного процесса музыкального воспитания.Главная задача руководителя -не только научить детей петь.Она в том,что надо дать учащимся такую музыкальную подготовку,которая вызывала бы у них эмоциональный отклик на высокохудожественную музыку.Отношение к музыке во многом зависит от атмосферы,где формируется человек,каким было не столько его музыкальное образование,сколько музыкальное воспитание.Люди,которые воспитываются в музыкальной среде обычно любят музыку,если даже незнакомы с музыкальной грамотой.Следовательно,положительное отношение к музыке и ее восприятие формируются. когда образование находится в неразрывной связи с воспитанием.Без музыкального воспитания невозможно полноценное развитие ребенка. Одной из наиболее отстающих сторон в подготовке детских хоровых коллективов является несоответствие приобретаемых в процессе пения навыков и умений уровню и качеству общего художественного образования, воспитания и развития детей. Другими словами, приобретение певческих знаний, умений и навыков не всегда соответствует всесторонней музыкальной развитости и воспитанности школьников, внутренней, духовной культуре поющих, которая сразу же проявляется на концертной сцене. Участие в концертах выявляет все возможности коллектива,исполнительский уровень, показывает его сплоченность, дисциплину, сценичность, эмоциональность. Высокая исполнительская культура хорового коллектива, его артистическое воздействие определяется не только вокально-хоровой подготовленностью, но и общим уровнем музыкальной воспитанности, образованности и развитости его участников. Каждый концерт имеет и воспитательное значение.Для участников должно быть очень важно,как оценят их коллективный труд слушатели.Каждый концерт-это отчет о проделанной работе,это борьба за хоровое искусство. Взаимосвязь цели и задач музыкального воспитания, образования и развития школьников в процессе обучения хоровому пению, позволяет педагогу-хормейстеру достигать высоких показателей общей исполнительской культуры хорового коллектива. Педагог активно стимулирует и взаимосвязывает задачи музыкального воспитания, образования и развития, тем самым оказывая самое непосредственное воздействие на процесс обучения хоровой деятельности - его содержание, структуру, качественные показатели и конечные результаты. Преследуя общую цель,успех каждого участника хора зависит от успеха всех,а успех всего хора от успеха каждого.Поэтому очень важно хорошее воспитание и образование каждого участника.Содержанием образовательной функции в музыкальном обучении детей в процессе хорового пения является передача музыкальных знаний, умений и навыков. Эта функция решает проблему освоения школьниками музыкальной грамоты, так как, разучивая песенный и хоровой репертуар, дети получают систему музыкальных знаний, фактов, обобщений, законов о музыкальном искусстве.С помощью образовательной функции музыкального обучения реализуется и воспитательная, роль и содержание которой заключается в развитии музыкально-эстетической культуры детей: формирование музыкально-эстетических идеалов, вкусов, представлений, суждений.. В целом, роль воспитывающей функции в процессе хорового пения, заключается в формировании основ всестороннего гармонического развития личности.Следует признать,что мы нередко встречаемся с фактами недооценки воспитательного значения хорового пения.Нередко воспитательные задачи работы хора искусственно суживаются до сведения узкопотребительски интересов:например,часто хор создается лишь для выступления на праздниках.Многоголосный хор имеет свои преимущества перед унисонным.В процессе длительной и систематической работы голосовые группы постепенно превращаются в дружные коллективы.В то же время зависимость всех голосов в хоре способствует сплочению его участников в дружный коллектив. Хоровое пение вызывает эстетические переживания и у тех,кто поет и у тех,кто слушает только тогда,когда понятно передается содержание произведения и исполняют его выразительно,передовая мысли и чувства,заложенные в произведении.Естественно,именно при таком исполнении хоровое пение становится воспитательным процессом. Всесторонне воспитывая участников хора, передавая музыкальные знания, педагог-хормейстер вместе с тем и активно осуществляет развивающую функцию обучения, которая представляет собой процесс количественного и качественного роста их музыкально-интеллектуальных способностей .Данная функция обучения обеспечивает ребёнку развитие его музыкальных способностей, расширение музыкального кругозора, формирование всесторонних музыкальных знаний, активное развитие музыкального сознания, мышление, музыкально-интеллектуальную активность. Практика показывает, что чем организованнее и полноценнее музыкальное обучение в процессе хорового пения, тем интенсивнее и эффективнее музыкальное развитие его участников. Таким образом, содержание развивающей функции в работе педагога-хормейстера представляет собой формирование свойств личности школьника: музыкальной логики; музыкальных суждений, умозаключений; музыкальной активности : музыкального интереса; музыкальных способностей. Музыкальное обучение в хоровом коллективе, осуществляемое руководителем изначально является ведущим фактором музыкального развития и воспитания его участников. Активно взаимодействуя между собой, обучение ведёт за собой развитие и воспитание ,а музыкальное развитие и музыкальное воспитание расширяет возможности музыкального обучения. Данное взаимодействие,в процессе хорового пения, активно формирует такие качества как внимание, наблюдательность, дисциплинированность, организованность.В хоровом пении происходит процесс взаимодействия всех элементов музыкального воспитания,видов и форм музыкального образования.Велико значение хорового пения и в развитии музыкальности участников хора.Музыкальность развивается интенсивнее при пении а сареlla.Хоровое исполнительство не только развивает музыкальные способности детей,их художественный вкус,но и помогает развитию определенных черт характера. Хоровое пение требует высокого художественного уровня исполнения,а для этого очень важно осмысление художественных образов,умелое использование средств музыкально-вокальной выразительности.Процесс музыкального обучения детей в хоровом коллективе, оказывая воздействие на развитие духовного совершенства, эстетического сознания, художественно-творческого воспитания учащихся, вместе с тем, способствует развитию таких социально-значимых качеств и свойств личности, как творческая активность, организованность, инициативность, упорство, трудолюбие, усидчивость и т.д. Благодаря своим большим потенциальным возможностям активная музыкальная деятельность детей в хоровом пении эффективно помогает их личностному становлению и совершенствованию. Для опытного хормейстера работа с детским хоровым коллективом представляет собой полноценный процесс музыкального образования детей,где он,обучая их,воспитывает и развивает. Работая с хоровым коллективом, руководитель хора должен систематически, целенаправно и последовательно претворять в жизнь процесс музыкального воспитания участников хора. Укрепляя чувства коллективизма, проявление товарищеской взаимопомощи,развитие активности и самостоятельности хористов благоприятно влияет на организацию различных мероприятий,помогает преодолевать трудности,помогает в учебе.В подлинном хоровом коллективе все должно быть прекрасно:и внешний вид,и исполнение,и поведение.Проявление любви к искусству,желание повышать свой музыкально-образовательный уровень-важное достижение в деле воспитания музыкального вкуса.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.