ВЫШИВКА В ТРАДИЦИОННОМ ИНТЕРЬЕРЕ КРЫМСКОТАТАРСКОГО ЖИЛИЩА Бавбекова И.А.

Крымский инженерно-педагогический университет


Номер: 7-4
Год: 2015
Страницы: 159-161
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

вышивка, интерьер, композиционные приемы, цветовая гамма, орнамент и мотив, национальные особенности

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Текст научной статьи

Важную роль в развитии вышивки крымских татар играла популярность ее как вида народного искусства до конца XIX ст. Традиционно-бытовые особенности вышивки в интерьере характеризуются устойчивостью традиций ткачества и вышивки, где орнаментальный текстиль был обязательным атрибутом домашнего быта, обрядов. Цель статьи: охарактеризовать стилистические особенности вышивки в интерьере крымских татар, которая формируются на влиянии стилистики «турецкого стиля», барокко. Навыки и традиции передавались из поколения в поколение, что позволило к ХХ веку ткачеству и вышивке сохранить технику шитья, композиции, орнамент, выработанные веками. Вышивать умели старые женщины, молодые девушки, мужчины разных социальных слоев. Вышивкой украшали молитвенные коврики-«намазлыкъ», концы полотенец-«безазы», «юзбез», платки на голову-«марама» и «шербенти», скатерти, наволочки надиванные подушки-«дивар ястыкъ», компоненты традиционной одежды: женские нагрудники «кокслюк», манжеты «ень къапакъ», передники «оглюк», тюбетейки и фески, сумочки для табака «кисе», футляры для часов и т.д. Исследование литературных источников показало, что до начала XVIII века в интерьере у крымских татар присутствовали и вышитые предметы быта и роспись стен, с середины XVIII века только вышитые предметы. М. Дубровский в своем сборнике указал, что в интерьере крымских татар практически отсутствует мебель, но отмечено обилие мягких вещей. «Вдоль стен лежали матрацы «мендеры», обтянутые ярким ситцем. Подушки приставлены к стене в виде спинки. Стены украшены чадрами и платками своей работы… На окнах висят занавески из кисейной или ситцевой ткани…» [3]. Б.Засыпкин отметил, что «…стены украшали множество полок, которые делили декорацию комнаты на две части: нижнюю, до полочки, и верхнюю, выше нее…В дополнение к декоративному убранству стен все деревянные части раскрашивали живописью, используя характерный цветочный орнамент» [4]. На роспись в интерьере указывает Б.Куфтин: «на потолке выполнена деревянная аппликация из палочек, образующая розетку в центре потолка с отходящими от нее лучами. Вместо аппликации можно встретить роспись, которой расписывали карнизы, стены, с характерными мотивами тюльпана и баночки с цветами» [1]. Г. Радде предлагает свое описание интерьера: «…у богатого татарина степной группы расстояние между полками украшало множество платков и полотенец, стенные подушки выполняли из турецкой шелковой материи красного или желтого цвета, у бедного-из бумажной материи, с цветным прямолинейным узором» [1]. Автор отметил, что декорированные стены встречал редко, а те, что встречал, были выполнены неаккуратно, хотя просматривались мотивы птиц, цветов. Используемые цветные разводы на стенах символизировали райский сад [1]. Ткань всегда служила украшением интерьера. Особое внимание в интерьере уделялось вышивке на полотенцах, покрывалах на голову, их функциональному и символичному значению в оформлении интерьера. Ткань «атма», однотонная и полосатая, ткалась из льняных ниток «ускуль», конопли, хлопчатобумажных ниток «камукъ», мастера умело использовали их природную красоту-блеск, глубину оттенков, рельефность. В оформлении интерьера доминировали полотенца для рук «эльбез», для лица «юзбез», для украшения полок «къыбрыз» и головное покрывало «марама» (рис.2). Характерными орнаментальными мотивами в этих тканях выступают вазон, архитектурные мотивы, а из техник вышивки татарская гладь-«татар ишлиме». В целом, композиции отдельных тканей и тканых вещей отличаются законченностью, что дает им возможность самостоятельно существовать в интерьере. Умение соединить разные по размеру, цветовой гамме, ритмическому строю элементы с пространством интерьера указывает на особый характер народного искусства крымских татар. Немаловажную роль в оформлении интерьера играли полотенца для свадебного обряда. Согласно своей цветовой гамме полотенца были своего рода украшением, декоративным акцентом в оформлении комнаты молодоженов. На потолке от центра к краям натягивали множество шнуров, на которые развешивались платки «явлук» и платки на голову «марама», которые имели вышивку на концах изделий (А. табл. 3.3). Потолка при этом могло быть не видно из-за их количества (рис. 1). Стены полностью закрывали специальными полотенцами «сачма», «дувар без», «верледжек», головными покрывалами «папи-марама» создавая целый ряд декоративных украшений. Г. Бонч-Осмоловский в своей статье указал, что на определенном расстоянии к полотенцам прикрепляются разноцветные маленькие фестоны, вышитые по углам платки «чевре» [2]. В этнографических материалах Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург) найдена информация об оформлении интерьера у татар Крыма: «для округления углов комнат вешали полотенца, выполненные из тонкой кисеи белого цвета «емени-явлук». Этим платком завязывали руки жениха после того, как он выкупил хну водкой. Друг жениха-«сагъдыч» окрашивает жениху ладонь, большой и указательный пальцы [5]. Кисейные полотенца «едек» розового цвета содержали вышивку золотой нитью в технике «м’клама». Оно играло обрядовую роль при окрашивании рук жениха хной. Полотенца вывешивали перекрестно, создавая округлость комнаты. Полочки и расстояние между ними украшали вышитые головные покрывала «топу марама» (рис. 1). Расположение на стене в виде ромба давало возможность видеть оба вышитых конца. Неотъемлемой частью декорирования интерьера в свадебном обряде являлся занавес «перде» или «кошеге» (степной район Крыма). Ее вешали, как занавес, на дверной проем, закрывая невесту от жениха. В вышивке доминировала золотая нить, с характерным растительным орнаментом. Однако на южном берегу занавес «перде» собирали из шелковых полос, сшивая в длину между собой, выполняя вышивку белой нитью. Все полотенца, служившие для украшения дома, объединены одним словом-«эвджияр» (украшение дома). Помимо вышитых предметов, до начала XVIII ст. использовали декорирование стен. На основе изложенного скажем: полотенца «къыбрыз» использовали только для украшения полок для посуды, полотенца «эльбез», «юзбез» служили украшением стен под полками, а головное покрывало «марама» использовали для украшения большого пространства на стене. В конце XIX ст. полотенца с характерным символическим орнаментом были утрачены, а позднее и совсем забыты. В ХХ ст. полотенца украшают новыми декоративными, фабричного производства, кружевами, бахромой, используя простые узоры с растительными композициями. Сегодня очень редко можно встретить вышивку в оформлении интерьера жилища у крымских татар. В основном она используется во время свадебного обряда.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.