О ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЗМА КАК ВЫСШЕЙ ФОРМЫ СЛУЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВУ (ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ АРХИЕПИСКОПА АНДРОНИКА НИКОЛЬСКОГО) Безшлеева Н.Ю.

ИРИ РАН


Номер: 8-1
Год: 2015
Страницы: 91-95
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

патриотизм, церковь, общество, архиепископ Андроник Никольский, patriotism, сhurch, society, Archbishop Andronik Nikolsky

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье анализируются рекомендации из религиозно-нравственных трудов архиепископа Андроника Никольского по воспитанию патриотизма как высшей формы служения Отечеству.

Текст научной статьи

В настоящее время одной из главных задач российского государства, общества и церкви становится возрождение патриотизма, «возрождение понимания того, что без веры и Отечества невозможна полноценная жизнь ни отдельной личности, ни государства в целом» [7, 77]. Патриотизм как сложное и многостороннее явление включает в себя духовные, культурные, исторические, социальные и другие компоненты. Характерной чертой российского патриотизма является то, что «понятие национального превосходства чуждо русскому мировоззрению. Русский народ исторически формировался как духовная общность, для которой этническая принадлежность не была главной» [6, 301]. Словарь иностранных слов трактует патриотизм - (от греческого πατριώτης - соотечественник, πατρίς - отечество) как любовь к Родине, преданность своему Отечеству [14, 1]. В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля «патриотизм» представлен как «любовь к Отчизне» [13, 1]. По мнению современных ученых А.Н. Вырщикова и М.Б. Кусмарцева к основным направлениям патриотически-ориентированного воспитания относятся: духовно-нравственное (осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, почитание национальных святынь и символов); историко-краеведческое (изучение историко-культурных корней, осознание ответственности за происходящее в обществе и государстве); гражданско-патриотическое (воспитание высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, постоянной готовности к бескорыстному и добровольному служению своему народу); социально-патриотическое (активизация духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувства благородства и сострадания); военно-патриотическое (формирование высокого патриотического сознания, способности к вооруженной защите Отечества); героико-патриотическое (воспитание гордости за сопричастность к деяниям предков и их традициям); спортивно-патриотическое (развитие силы, ловкости, выносливости, воспитания воли к достижению победы) [3, 1]. Именно духовное наследие, связанное с православной традицией, может дать современному обществу достойные внимания духовно-нравственные ориентиры в государственной идеологии, в сфере образования и воспитания. Уже к концу XIX в. в Русской Православной Церкви имелся богатый опыт патриотического воспитания по всем вышеперечисленным направлениям. Подтверждение этому мы находим в произведениях архиепископа Пермского Андроника - достойного, честного и бескомпромиссным иерарха, выдающегося общественного деятеля и патриота, ставшего одной из первых жертв атеистической политики Советского государства. Архиепископ Андроник (Никольский Владимир Александрович) родился 1 августа 1870 г. в потомственной священнической семье в селе Поводнево Мышкинского уезда Ярославской губернии [4, 218-219], закончил Угличское духовное училище (1885), Ярославскую духовную семинарию (1891), Московскую Духовную Академию (МДА) со степенью кандидата богословия (1895). Во время обучения в МДА в 1893 г. он принял монашество с именем Андроник [9:1210], в том же году он был рукоположен во иеродиакона, а в 1895 г. - во иеромонаха. По окончании МДА иеромонах Андроник был назначен на должность помощника инспектора в Кутаисской Духовной семинарии [10, 22], а в 1896 г. - преподавателя, затем инспектора Александровской миссионерской семинарии [10, 22] в Осетии. С декабря 1897 г. до ноября 1898 г. и с марта 1907 г. по июль 1907 г. будущий архиепископ Андроник проходил служение в Японии. Епископская хиротония владыки Андроника состоялась в 1906 г. [10, 25], архиепископская - в 1918 г. [1, 128]. В 1907 г. епископ Андроник временно управлял Холмской епархией [10, 24]. В 1908 г. владыка Андроник стал епископом Тихвинским, викарием Новгородской епархии, в 1913 г. - епископом Омским и Павлодарским [10, 25], в 1914 г. - епископом Пермским и Соликамским [10, 25]. Епископ Андроник был избран почетным председателем Пермского отделения Союза Русского Народа. За заслуги в воспитании юношества архимандрит Андроник был награжден орденом св. Анны 2-й степени (1901) и орденом св. Владимира 4-й степени (1905) [8, 1]. Священномученик Андроник был казнен за неподчинение советской власти и отстаивание церковного имущества 20 июня 1918 г. На созвучность воззрений архиепископа Андроника на русскую государственность и взглядов Н.Я. Данилевского, первооткрывателя законов цивилизационного развития мировой истории и теории культурно-исторических типов, изложенных им в середине XIX в. в труде «Россия и Европа» впервые обратил внимание игумен Дамаскин (Орловский). «Размышления архиепископа Андроника (Никольского) тем более ценны, что он не был кабинетным ученым, теоретиком, он был практиком, но таким, который направляет значительную часть усилий на исследование практической деятельности», - подчеркивает игумен Дамаскин [5, 1]. «…настоящую религиозность, - замечает архиепископ Андроник, рассуждая об особом историческом пути России в работе «Русский гражданский строй жизни перед судом христианина, или основания и смысл царского самодержавия», - охватывающую всю душу и жизненный быт человека, можно находить только у нашего народа, не тронувшегося еще от западной, несвойственной нам культуры… тогда как в странах конституционных и республиканских вы хотя и найдете благочестие и религиозность, но они давно уже занимают лишь определенный уголок и в жизни, и в душе человека и народной» [11, 355]. Архиепископ Андроник не только хорошо знал русский народ, но он имел возможность ознакомиться и с народными укладами и традициями других стран. По пути следования к месту назначения в Японию владыка Андроник посетил Грецию, Италию и США. Свой зарубежный опыт архиепископ Андроник изложил в книгах «Миссионерский путь в Японию» и «Миссионерский год в Японии. Из дневника японского миссионера». Размышляя о важности уважительного и бережного отношения к своему культурно-историческому наследию, владыка Андроник в последствие вспоминал свой «японский» опыт: «Кончились полевые работы…и поднимается деревня в путь из разных концов Японии… посетят все достопримечательности в том или другом городе или округе страны, побывают у всех своих заветных языческих мест и храмов, все высмотрят, все заметят, чему можно поучиться…» [11, 437]. «Около пруда в Уэно японцы выставили на огороженном месте два громадных якоря, взятых с китайского броненосца, в последнюю войну попавшегося в плен. Это очень практично: развивает патриотизм» - замечает владыка Андроник [11, 227]. Но преосвященный Андроник никогда не призывал к рабству и пресмыкательству перед Западом, он считал, что: «…мы обладаем несравненным с ним богатством» [1, 165]. «Государство, Отечество есть большое для всех нас хозяйство. Хозяин в нем тот, - констатирует архиепископ Андроник в статье «Беседы о «Союзе Русского народа»», - кто его и создал и под чей кров и власть пришли остальные добровольно или в силу обстоятельств и судеб истории… Таким хозяином в великой Российской Державе и является великий Русский Народ. Посреди всех исторических бурь и бед он не растерялся, а собрал свое достояние, преумножил его и расширил почти на две части света» [11, 389]. «Не хуже же мы и не беднее духовными дарованиями, чем японцы, - уверен преосвященный Андроник, - напротив, скажу по истинной правде на основании своих наблюдений не только над японцами, но и над другими народами: наш русский народ весьма богато одарен, способен на все высокое и доброе, и при случае все это проявляется так богато, как ни у кого» [11, 437]. Рассуждая о российском культурно-историческом наследии как о народном достоянии преосвященный Андроник подчеркивает, что «достояние это не материальное, могущее быть предметом обмена, купли и продажи, а высоко духовное, которым мы существенно отличаемся от других народов… как нельзя одному человеку перенять все свойства другого, без того, чтобы не явиться при этом смешной обезьяной, недостойной и малейшего уважения, - так и народы существуют всякий со своими особенностями, при неизбежном взаимообщении лишь заимствуя лучшее и полезное один от другого. Народ, отступивший от этого закона природы, перестает быть народом, теряет свою духовную самостоятельность и разлагается или становится достоянием более его сильных народов»[11, 379]. Архиепископ Андроник был уверен, что главной задачей пастырей, педагогов и родителей является «воспитание подрастающего поколения в любви к Церкви Православной и ее Святыням, в любви к отечеству и его Истории, в любви самой живой к родному Народу и его быту и верованиям, в любви ко всему из чего шаг за шагом, из поколения в поколение строилась и росла великая дорогая наша Россия!» [12, 44]. «Только с нравственной стороны расценивается и самая жизнь человека со всеми его поступками и намерениями, - пишет владыка Андроник в книге «Письма архиерея к иереям». Не будет этих нравственных оснований - не будет смысла и в самых высоких и полезных делах человека. Поэтому русский человек, даже испытавший на себе воздействие и нерусской культуры, все-таки смотрит на жизнь как на приложение к делу жизни нравственных запросов духа. В самой жизни поэтому ищет подвига, как несомненного оправдания и для существования человека на земле»[11, 402]. Наряду с внутренним самосовершенствованием, человек должен быть непременно занят практической работой на благо Родины убеждает владыка Андроник и предлагает прихожанам: «…старшие могут составить содружество или общество с целью бороться с непорядками в общественной жизни, с хулиганством и озорством…. Женщины пусть поставят себе сообща целью следить за добрым поведением детей и молодежи… Девицы пусть предпринимают разные работы…в пользу или помощь бедных и нуждающихся и т. п. Молодцы пусть составляют содружества для изучения Слова Божия, для чтения умных книг, для борьбы с пьянством, … для разумного и хорошего обзаведения сельского хозяйства и т. п.»[11, 424-425]. Священномученик Андроник в служении Церкви большое место отводил образованию и просвещению народа, признавал, безусловно, главным именно духовное образование: «Ведь духовная школа … и может, помощью Божией да своею ревностью, преобразовать всю жизнь, внося в нее свет Христов» [2, 32], а «жизнеописания новейших отечественных подвижников должны показать народу, что наша Русская Земля и ныне полна высокой жизнью дивных подвижников благочестия» [12, 101]. Особенно ответственно нужно подходить к воспитанию детей напоминает владыка Андроник: «Детская душа восприимчива, как воск нежный. Поэтому и отпечатлевать на ней нужно с любовью, старанием, бережностью и осторожностью все высокое и святое, все положительное и созидательное, что воспитает с возрастом из ребенка набожного христианина, примерного семьянина, доблестного и добросовестного гражданина» [12, 43]. «Особенно нужно сказать об ученицах-девочках, - замечает архиепископ Андроник, - женщины по природе своей больше склонны к религиозности. Тем более набожность разовьется в девочке, если умело и внимательно стараться воспитать ее в христианском духе. А она потом будет матерью семейства и сумеет по-христиански воспитать своих детей…»[11, 428]. В обращении «Отцам заведующим и учащим церковных школ» архиепископ Андроник заявил о «возможности и плодотворности заведения в церковных школах гимнастики и упорядочения обычных детских игр и забав в смысле их полезности» [12, 45], т.к. именно «таким путем можно воспитать здоровое поколение… Весьма нужно завести при церковных школах епархии занятия военной гимнастикой и детские военные игры, при малейшей к тому возможности. Местами для сего найдутся любители из отставных военных, местами можно будет просить содействия местных войсковых частей [12, 46]. Владыка Андроник был инициатором различных мероприятий по поддержке армии в годы первой мировой войны: выступал с патриотическими проповедями, благословил сбор средств на содержание лазаретов, на нужды воинов и на пасхальные подарки для них, лично посещал раненых в пермском лазарете. «Ряды поколений воинов, - обращался архиепископ с напутственным словом к воинам, - с которыми и вы ныне духовно и преемственно соединяетесь и связываетесь, славно объединялись под одним священным знаменем, которое сводится к сим святым словам: «За Веру, Царя и Отечество!»…Не завоевывать чужое, а отстоять правое святое дело, постоять за Веру, защитить единоверных братьев - вот на что идет русский воин…» [12, 108-109]. До конца своей жизни владыка Андроник оставался верен своему архипастырскому долгу перед Богом, народом и страной. Во все периоды своего служения архиепископ Андроник непрестанно заботился о патриотическом воспитании народа, его духовном просвещении, уделял большое внимание работе с молодежью. «…нужно всячески стараться о твердом и светлом религиозно-нравственном воспитании народа, - предупреждал современников архиепископ Андроник, - в постоянном памятовании, что иссякнет вера в народе, упадут нравы - тогда никакие законы не оградят общего народного благополучия от расхищения» [11, 374]. Владыка Андроник был уверен, что главным в воспитании любви к Родине является духовное и нравственное образование, изучение основ веры своего народа и что становление патриотических чувств невозможно без духовного возрастания человека. К сожалению, революция 1917 г. и последовавшие за ней гонения на церковь не позволили архиеп. Андронику осуществить свои начинания на практике в полной мере. «Может быть, меня и на свете не будет, но не покидает меня надежда и уверенность, что Россия воскреснет со своим возвращением к Богу», - писал священномученик Андроник незадолго до своей гибели [2, 452]. Письма и статьи архиеп. Андроника, написанные, по его же формулировке, «от избытка скорбящего сердца» на основании большого личного опыта просветительской, общественной и административной деятельности адресованы потомкам с тем, чтобы они извлекли необходимые для себя уроки и не повторяли прежних ошибок. Рекомендации и выводы из религиозно-нравственных трудов Преосвященного Андроника могут быть использованы в сфере духовного, культурного, нравственного и патриотического образование и воспитания; для охраны, восстановления и развития исторического и культурного наследия нашего Отечества.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.