ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Пигарева Н.Г.

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет


Номер: 8-3
Год: 2015
Страницы: 10-13
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

тьюторская деятельность, индивидуализация, тьюторская герменевтика, герменевтический метод, текст

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье раскрывается понимание тьюторского сопровождения учащихся с позиции герменевтики как теории понимания, постижения смысла, «искусство постижения чужой индивидуальности», возможности выявления различий между мною и другим. А также с позиции педагогической (тьюторской) герменевтики как теории и практики истолкования и интерпретации смыслов и значений, зафиксированных в разного рода текстах (знаках, символах) с целью рефлексивного подхода к личностному опыту субъекта.

Текст научной статьи

Герменевтика в теоретическом смысле и философском понимании представляет собой теорию понимания, постижения смысла. Также герменевтика - это философия, но философия «внутренняя», не всегда проявленная. Особенностью герменевтического подхода является универсализм, используемый в реконструкции текстов, понимании их смысла и значения, в интерпретации значения и смысла символов, знаков или образов, то есть всего того, что сопутствует пониманию, обеспечивает его полноту. Герменевтика изначально ориентирована на постижение смысла текста, знака «изнутри». Понимание смысла и правильное истолкование понятого - это герменевтический метод получения гуманитарного знания. Герменевтика становится методом, основанным на рефлексии, размышлениях о происходящем в процессе понимания и его использования. Герменевтический подход реализуется в различных дисциплинах, в том числе и в педагогических исследованиях (одним из основателей такого подхода является академик В.И. Загвязинский). Сегодня в педагогике исследуются такие герменевтические аспекты, как «герменевтический подход» (И.Д. Демакова), «герменевтический компонент» (Н.А. Старосветская), «педагогическая герменевтика» (А.Ф. Закирова). Поэтому уместно говорить не только о герменевтическом подходе, но и о герменевтической технологии в процессе обучения. Герменевтический подход в педагогике обращён к проблеме выработки личностных смыслов. Педагогическая герменевтика - способы работы с педагогическим знанием, направленным на постижение текста и на самого субъекта интерпретации, а также на самопознание. Востребованность педагогической герменевтики обусловлена развитием самой педагогики и вниманием к индивидуальным проявлениям человеческой субъективности. В своей работе «К проблеме границ деятельностного подхода в образовании» П.Г. Щедровицкий обозначил одним (одним из 8) из направлений обращение к проблеме знака, смысла, символа и как результата, к педагогической и тьюторской герменевтике[1]. Человек может мыслить не столько в словах, сколько в конструкции объектов, в конструкции знаков, при этом важен процесс движения в создаваемых образах. Имеет смысл обратиться к рассмотрению понимания содержания - тьюторская герменевтика, её особенности в области антропологической практики. Философия образования в её сути определяет, что человек есть возможность, а образование - процесс построения своего образа. Актуальными являются антропологические проблемы (субъективность, становление человека, самоопределение, индивидуализация), антропологический подход, сущность которого в образовании заключается в развитии самого человека. Антропологический подход применительно к образованию человека предъявляет и задаёт особые требования к содержанию его обучения, который должен быть представлен как «собственный индивидуальный опыт «пробы построения себя нового», то есть развитием субъективности» [2,53]. Антропологическое направление тьюторской деятельности (возможности личности) направлено на осознание своих потребностей, интересов, возможностей, ресурсов; определение сильных и слабых сторон; развитие личностного потенциала, социальных компетентностей. Антропопрактика - средовая возможность для создания новой реальности через интерпретацию ситуации, через проявление самоопределения, наличие личностных планов, «знаков» индивидуальности. В современной тенденции в образовании к индивидуализации, сегодня рассматривать учащихся как учебный «класс» нельзя, так как учащиеся очень разные (особенно в плане собственного развития), поэтому необходимо учитывать особенности «траектории развития» личности[3]. Тьютор использует сегодня в деятельности различные антропологические практики и техники. Таким образом, сегодня в педагогической деятельности проявляется новый взгляд на ученика, видение его как человека, у которого есть свои образовательные интересы, потребности. Предметом заботы педагога (тьютора) становится сам человек, а не столько предмет преподавания. «Тьютору «интересно», что такое сам ученик, сам человек, каковы его цели, желания, как он относится к собственным образовательным неудачам. Тьютор имеет дело с мыслями и действиями, оценками и переживаниями ученика в отношении самого себя»[4,14]. Данная деятельность тьютора определяется герменевтическим подходом, в котором заключается искусство «прочтения», понимания человека (учащегося) каждый раз, в каждой ситуации как нового субъекта, ещё не разгаданного. Происходит работа со смыслами учащегося в его рефлексивной деятельности. Используется герменевтический метод, основанный на рефлексии, размышлениях о происходящем в процессе понимания. Герменевтический метод в педагогической антропологии необходим, так как он дает понимание природы человека. Герменевтический подход в тьюторской практике ставит целью «рассекретить универсум знаков», проникнуть в «глубинные смыслы» обратить внимание не только на факты, но и на их сочетание, систему. Принцип герменевтики требует выражать результаты наблюдения, исследования не в «объяснительной», а в «понимательной» форме. Герменевтическая составляющая тьюторского сопровождения заключается в понимании тьютора и ученика эмоционального состояния друг друга, искренней включённости в проблему и готовности к её активному развитию (или оказании поддержки). Это возможно через организацию ситуаций непосредственного диалога с учащимся и опосредованного общения. Герменевтическая практика прежде всего строится как рефлексивная работа с переживаниями ученика, его воспоминаниями, представлениями, ожиданиями (через «знаковые» формы: дневники, эссе, стихи, письма и др.). При этом продукты такого опосредованного общения тьютором не оцениваются, а принимаются и признаются как некий опыт субъекта. Здесь тьютор начинает с прояснения интересов, мотивов, запросов и затем определяет, находится ли учащийся в позиции субъекта, нашёл ли он свою «точку», в которой происходит разворот к самому себе. То есть в процессе создания своей истории (практика записывания текста по осмыслению своего развития) ученик через деятельность и рефлексию обращается сам к себе, чтобы измениться. Чтобы измениться, надо остановиться в «точке» (по мнению М.Фуко «Герменевтика субъекта»). Важно не только видение себя другим, но важно знать, как действовать, чтобы стать другим. Сопровождение в таком изменении осуществляет тьютор. Его функция определяется как организация поддержки и помощи в становлении учащегося - себя как субъекта жизни, как проектирование пространства «обретения учащимися собственной, индивидуальной субъектности» (А.Г.Асмолов, А.М.Кондаков). Следовательно, в педагогической деятельности нужно не просто «учить», надо учить учиться, а это - герменевтический процесс, а герменевтическое пространство следует понимать как особую среду, организованную совокупность условий и последовательных действий тьютора и обучающегося с целью развития личности субъекта и формируя отношение к себе самому посредством размышления над мотивами, смыслами, поступками, деятельностью. Герменевтический подход предполагает обнаруживание, понимание, анализ и решение проблем, а суть герменевтики - в возможности открывать новые смыслы, прежде всего для себя самого и в себе самом. Поэтому так важны умение самоопределения и наличие рефлексивной позиции, навык обнаружения субъектом своего непонимания. Таким образом, герменевтика - это один из методов, при помощи которых возможно понимание в двух плоскостях: горизонтальной плоскости, заданной социальными взаимодействиями и коммуникацией (между учителем, тьютором и учеником, детьми между собой) и вертикальном измерении - оси самоопределения[5]. При этом, герменевтический подход здесь важен для понимания и самопонимания тьюторства, формирования профессиональной позиции тьютора в образовании. Принятие ученика с позиции тьюторской герменевтики невозможно без рефлексии самого себя (тьютора), собственного «проживания» ситуации, понимания себя. Тьюторская деятельность рассматривается как компетентность понимания. Герменевтический метод - движение от текста (символа, знака, явления) к основам его возникновения. Текст является средством обращения к себе, позволяющий получить картину внутреннего пространства человека. Под текстом понимаются мысли ученика (или тьютора), оформленные в зависимости от задаваемого контекста и изложенные на бумаге в письменном, печатном или ином знаковом виде[6]. Текст выступает как фиксация через знаки чувств, мыслей ученика (или тьютора), а создание текста - как акт размышления, говорения о себе. «Знаком» можно обозначить себя как «я», как я есть, я существую; как способ показать что-то иное, как путь движения, как «дверь» к проблеме; или знак - как возможность и способ деятельности, средство организации чего-либо. Текст становится инструментом тьюторского действия, это индикатор различных вопросов, которые в созданном тексте определены явно или неявно в результате рефлексивной деятельности ученика (или тьютора), как способ преодоления собственных затруднений, как способ принятия решений. Более распространена работа с текстовыми материалами человека, как результата посредством вопросов создания рассказа о себе[7]. Существуют различные технологии определения образовательного интереса или затруднений через работу со знаком (словом): диалог, мозговой штурм, круглый стол, дебаты, сюжетное моделирование, ролевые игры, портфолио, рефлексивный дневник и другие нарративные (описательные) техники. Итак, знаковое выражение (текстовое сообщение) является одним из способов начального движения человека и позволяет зафиксировать движение в сторону достраивания себя до целостности. Созданный текст всегда уникален, индивидуален и имеет личностный смысл, позволяет в перспективе до- и пере-осмыслить изложенное. Различные ключевые моменты и разные форматы текстов позволяют почувствовать, увидеть и понять картину внутреннего пространства ученика, так как через «текст-знак» педагог (тьютор) имеет дело с мыслями и действиями, оценками и переживаниями человека (ученика) в отношении самого себя. Важно учитывать, что «открытие» тьютором ученика сугубо индивидуально, неповторимо и связано с границами тьюторского действия.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.