РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА Панкина Т. В.

ГБОУ СОШ № 777 ДО № 1 г. Москва


Номер: 9-3
Год: 2015
Страницы: 18-20
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье исследуются проблемы развития интереса к певческой деятельности детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора и предлагаются педагогические условия и методика решения этой проблемы.

Текст научной статьи

Отсутствие интереса к певческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста - это одна из проблем, которая очень актуальна сегодня. Мы зачастую видим на занятиях, что дети поют со скучающим видом, некоторые дети открывают рот, не произнося ни звука, тем самым имитируют активность в пении. Как же нам вовлечь детей в процесс пения, как же нам добиться того, чтобы дети полюбили такой вид деятельности, как пение? На мой взгляд, выход есть, и дети могут полюбить петь, если в процессе обучения пению использовать русский фольклор. Простота и доступность песенных образцов фольклора способны развить эмоционально-чувственную сферу ребёнка, его художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию, и, тем самым, способствуют развитию у него интереса к исполнительской деятельности. Роль фольклора в развитии у детей интереса к певческой деятельности подчёркивается в современных исследованиях (В.А. Бурлаков, Л.Л.Куприянова, Т.Д. Крошилина, М.Т. Картавцева, Ж.Д. Кривенко, Н.К. Мешко, Е.В.Николькая, О.Г. Никитенко, Г.М. Науменко, В.С. Попов, Л.В. Шамина, Л.А. Шашкина и др.). К.Д. Ушинский говорил о необходимости воспитания и обучения детей на основе фольклора - самого доступного для детей, в котором аккумулировалась глубокая философская поэзия, наблюдательность, следы труда мысли, строгая логика, духовность, идеи, до которых с трудом добирается великий поэт или философ [8, 113]. Известно, что, начиная с ранних этапов развития общества, функции песенного начала были всепроникающими, заполняли все: жизненные сферы людей, поэтому, пение является насущной необходимостью человека, становясь на самых ранних этапах становления личности формой самовыражения. Поэтому, прежде всего, необходимо выделить коммуникативную функцию народной музыки, при исполнении которой рождается, по словам Э. Алексеева, «ощущение самых непосредственных контактов между участниками действия» [1, 228]. Изначальные формы фольклорного исполнительства - «для себя» и «вместе со всеми», а не «для других», как в профессиональной традиции. Этот момент чрезвычайно важен для процесса формирования художественного интереса. Побуждая дошкольника исполнять народную песню, педагог имеет возможность не ставить его в позицию «выступающего», а вовлечь в процесс совместного музицирования. Чтобы проявить у детей интерес к пению, важно использовать и другие виды народного музыкального творчества. Один из них- применение детских жанров фольклора (игры, считалки, хороводы) и фольклора взрослых, приспособленных к детскому быту. Применение различных хороводов, игр под пение связано со стремлением взрослых порадовать, позабавить ребенка, показать ему жизнь в различных движениях, построениях, в особенности отразить трудовые процессы, бытовые традиции, сказочный мир. Построение игр, элементы плясок таковы, что требуют при исполнении ловкости и красоты движений, слияния их с мелодией и текстом хороводных песен. Следует указать еще на одну особенность, которая делает народные песенные игры незаменимым средством формирования детской музыкально-творческой деятельности, - это органическая их связь с жизнью ребенка. Хорошо подмечена эта черта еще в прошлом веке русскими фольклористами и педагогами [2, 35; 6, 21; 9, 104]. П. В. Шейн отделил от общего фольклора специально детское творчество, классифицировав его по жанрам. Он обозначил четыре группы: колыбельные и потешные, песенные прибаутки и приговоры, жеребьевые песенные прибаутки, детские игры (с песенными приговорами) [9, 104]. В народных игровых песнях отражается жизнь ребёнка [6, 21]. Дети реагируют на все окружающее, выражают свое отношение к нему в песне: девочка - в играх с куклой, мальчики - в жеребьевках. Различные хороводы, игры - все это украшается, «обряжается» песнями, поэтому они и называются обрядными [2, 35]. Игровые, плясовые песни радуют своим весёлым, жизнерадостным характером. В песне и через песню ребёнок воспринимает окружающий мир, с нею связываются его первые впечатления [7, 77]. Развитию интереса у детей к пению способствует восприятие народной вокальной, инструментальной музыки, эмоционально-оценочного отношения к ней, а также использование в своём творчестве народных музыкальных инструментов. Положительные эмоции дети испытывают, исполняя песни, играя в игры, если атрибутами являются народные музыкальные инструменты. Близость детям творчества народа обусловлена тем, что его образы связаны со всем укладом их жизни, с родной природой. Ребёнок нуждается в образах, звуках, красках. Всё это изобилие несёт в себе народное творчество [7, 77]. Музыкальное, устное, изобразительное народное творчество легло в основу русской системы дошкольного воспитания. Н.А. Ветлугина подчёркивала, что «насыщенность народным творчеством украшает любую методику» [5, 415]. Тщательное изучение содержательного богатства детского фольклора позволяет утверждать о наличии заложенных в нём больших возможностей, которые могут быть реализованы, прежде всего, в художественно-эстетическом воспитании детей. Отсюда представляется актуальной задача формирования эстетической культуры детей, их художественно-творческих интересов на основе использования средств детского фольклора. Проблему формирования личности, а значит и ее интересов, необходимо рассматривать во взаимосвязи с деятельностью этой личности, так как вне деятельности не может быть развития интереса. Важнейшим методом формирования интересов, следовательно, выступает вовлечение личности в конкретную деятельность, что создает возможность активного педагогического управления процессом формирования интереса через целенаправленное, создание условий этой деятельности [3, 3; 4, 18; 11, 352]. Сформировать интерес сразу, в одночасье невозможно, это развивающийся процесс, который протекает поэтапно, постепенно и целенаправленно. Г.И. Щукина вывела следующие стадии развития интереса: любопытство, активный поиск предмета, любознательность, познавательный интерес, профессиональный или научный интерес. Стадии развития интереса - это различная степень и глубина избирательной направленности человека и результат воспитания и развития [10, 208]. В изучении проблемы формирования интереса в обучении большое значение имеет сама методика педагогического управления процессом воспитания интересов. Управляемость этого процесса зависит от правильного учета возрастных особенностей детей; от умения использовать продуманную педагогическую «инструментовку», т. е. разумно и грамотно подходить к выбору методов обучения, подбору содержания используемого материала, формам его подачи; обращать внимание на умение организовать плодотворное общение в ходе проведения занятия и многое другое, что обычно принято подводить в педагогической науке под категорию «факторы и условия формирования интереса дошкольников» [10, 208]. Вместе с тем, проблема развития интереса к певческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора всё ещё требует серьёзного изучения и актуальна до сих пор. Для эффективной разрешения этой проблемы необходимы определённые педагогические условия и методика: - создание среды, способствующей формированию положительно-оценочного отношения детей старшего дошкольного возраста к музыкальному фольклору; - накопление слухового опыта в процессе формирования навыков певческо-речевого интонирования в синкретизме видов музыкально-фольклорной деятельности; - использование формы игры в формировании исполнительских навыков; - применение специальных методов обучения: имитационного (сделай как я), вариативного (придумай своё), игрового методов, метода синкретизма фольклорного творчества (проявляется в синтезе песни, игры, танца, театра, поэзии). Суть предлагаемой методики заключается в последовательном накоплении и закреплении певческих и исполнительских навыков у детей старшего дошкольного возраста на фоне положительного эмоционально-оценочного отношения к музыкальному фольклору, посредством использования специальных упражнений, заданий в различных формах организации детской певческой деятельности - на индивидуальных, подгрупповых занятиях, встречах-посиделках, в играх. Это, в конечном итоге, позволит нам сформировать у дошкольников основы народной певческой культуры, сформировать устойчивый интерес к народным музыкальным традициям и пению. Погружая детей в мир фольклора, стоит учесть, что одна из его отличительных черт состоит в том, что фольклор является не столько искусством, сколько частью самой жизни народа. С древнейших времен музыка сопутствовала человеку, была для него естественной необходимостью, формой его выражения. Народная музыка создавалась не для слушания, она жила в действии: игре, обряде, в шествии, в труде. Именно потому музыкальное начало в фольклоре не было отделено от танца, движения, жестов, возгласов, мимики. Этой особенностью народной культуры и объясняется поразительное жанровое многообразие песенного и инструментального фольклора. Поэтому очень важно развивать интерес к певческой деятельности у детей дошкольного возраста средствами всего многообразия фольклора [9].

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.