ДЕСТРУКТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ХИП-ХОП СУБКУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССАХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИУМА КАК ФАКТОРА ИЗМЕНЕНИЯ РАСОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ Любарец А.В.

Дальневосточный федеральный университет


Номер: 1-1
Год: 2016
Страницы: 90-94
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Контркультура, субкультура, пропаганда, трансформация культуры, культурная идентификация, расовая идентификация, Counterculture, subculture, propaganda, culture transformation, cultural identification, racial identification

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Данная статья посвящена анализу процесса трансформации социума с помощью хип-хоп субкультуры. Автор рассматривает роль хип-хоп субкультуры в процессах трансформации социума как фактора изменения расовой идентификации.

Текст научной статьи

Западные современные реалии это - мрачные кварталы и уличные банды. Так, Патрик Бьюкенен говорит, что наркотики как эпидемия распространились и захватили основную массу афроамериканского населения США. Хип-хоп - это целая субкультура, которая широко распространена среди афроамериканского населения. Субкультура, возведенная в некий культ среди “молодежных банд” и уже не только афроамериканских слушающих и употребляющих “наркотики и рэп”. [4,273] Исследователи приходят к выводу, что хип-хоп субкультура это контркультурное явление, которое выражается как протест по отношению к существующей культуре, где рэперы (исполнители) в своих текстах как в некоем речитативном манифесте несут в массы “прославление антисоциального поведения и мышления”. [12,168] Вокруг образа исполнителя «гангста-рэпа» создается «брендовый» ореол легендарности, в результате чего полностью деструктивно антисоциальный субъект предстает в роли облагороженного героя пусть и с темной ипостасью. Облик данного субъекта сакрализуется средствами массовой информации и пропагандируется все вплоть от прически, одежды, манер поведения, стиля. В результате рэп исполнитель становится образцом для подражания, лекалом, клише для человеческого общества. Данные исполнители-рэперы в основной своей массе относятся к «афро» национальностям и, как правило, даже свою преступную деятельность они выставляют как бунт против “культуры и общества”. [12,168] Это явление не такое простое, каким кажется на первый взгляд, это не какая-то уличная самодеятельность чернокожих трудно воспитуемых подростков. Исследования доказывают, что рэп (текст-речетатив), который ритмично проговаривает исполнитель-рэпер, несет в себе кодирующий сознание слушателя смысл, где “сленг как инструмент языкового кода, в данном случае является так же и средством субкультурного кодирования”. [5,19] Здесь следует отметить, что тексты состоят из смысловых «поэтических» образов “трансформация личности, криминал, алкоголь и наркотики, деньги”, образов несущих в себе явный посыл деструктивного характера. [5,19] На примере творчества азиатских исполнительниц рэпа группы Salt5 и клипа «Get Up! Rappe», и исполнительницы рэпа CL и ее клипа «The Baddest Female» видно, что совершенно чужые элементы культуры внедряются в восточную культуру совершенно противоположную во всех смыслах от Западной европейской культуры. Видеоряд этих клипов наполнен всей атрибутикой афроамериканских исполнителей рэпа золотыми цепями на шее, стилистикой одежды. Девушки исполнительницы данных азиатских национальностей используют туже самую манеру жестикуляции жестов руками и тела, при исполнении рэпа подражая афроамериканским исполнителям рэпа. Совершенно очевидно, что культивируется именно подражание определенному поведенческому заданному эталонному шаблону, который с момента начала популяризации хип-хоп культуры остается почти неизменным и эволюционирует только в качестве ювелирных украшений на исполнителях и на лексиконе нецензурных выражений в тексте рэпа. В нашем случае видно, что за всей внешней хип-хоп атрибутикой и модной мешковатой одеждой на подсознательном уровне в чужую культуру внедряются так же образцы антисоциального образа жизни (гангста-рэпера) со всеми ему сопутствующими элементами легкой жизни. Следует отметить, что З.Бжезинский ценности американской культуры считает привлекательными для молодежи всего мира. [1,38] Здесь, с ним можно согласиться, так как целая Западноевропейская индустрия поставлена на то, что бы показать и раскрыть все грани этого образа и продать этот образ на экспорт другим странам. Так, Фрэнсис Фукуяма настаивает на научных исследованиях эволюции в культуре, а в точности исследования той гипотетической точки, с которой культура сможет изменяться и эволюционировать, что бы приобрести в последствии смысл условного явления. [10,428] Далее, Ф. Фукуяма открыто предлагает в США создавать и экспортировать в другие страны, созданные на основе либерализма универсальные культурные ценности. [11,177] Какие же универсальные культурные ценности идут на экспорт? В случае с хип-хоп культурой, которая является контркультурой на экспорт, идут скрытые за хорошо раскрученным брендом такие «универсальные культурные ценности»: трансформация личности, криминал, наркотики, деньги. Хип-хоп как культурное явление через средства массовой информации размывает осмысление понимания хорошего и плохого. Самое ироничное во всем этом, что созданный образ гангста-рэпера начинает разрушать культурную идентификацию населения совершенно не относящего к чернокожему афроамериканскому населению. В результате как в самих США инициаторе возникновения и пропаганды хип-хоп культуры, так и в Европе происходит размывание идентификационного расового образа и люди в повадках, разговоре, стиле жизни стараются во всем подражать чернокожим преступникам из Бруклинского гетто. В сознании не афроамериканского населения благодаря масс-медиа антисоциальный образ жизни предстает как некий героизм, и общество постепенно начинает терять способность критически оценивать достоинство своих не афроамериканских ценностей. Средства массовой информации, где газеты, журналы издают различные мнения музыкальных критиков о творчестве или о тяжелой юности в «подворотнях» какой ни будь рэп звезды типа «50 Cent», эти мнения являются просто средством социальной инженерии пиаром для формирования общественного мнения или общественных поведенческих установок. Через СМИ применяются научные достижения позволяющие “умело управлять и манипулировать человеческими массами”. [6,133] На поверхности виден лишь внешний лоск так, парни из гетто предстают в роли Робин Гуда, в роли этаких философов, которых темные уличные кварталы, словно даосских монахов наделили настоящим пониманием жизни и не земной мудростью. Сам же, как его уже пытаются сейчас называть философский “рэп-дискурс”, прост, незамысловат, и приземлен и вся его якобы неземная философия крутится вокруг одной темы криминала и секса. [2,2] Технологии создания субкультурных групп были опробованы в 1960-х годах вследствие протестных явлений против войны во Вьетнаме и из-за безработицы, где бунтами за гражданские права были охвачены “сотни негритянских кварталов”. [12,166] Для подавления народных волнений 1960-х годов и была разработана концепция контркультуры. Так, Т. Лири один из лидеров тогдашнего контркультурного движения предстает как лидер “психоделической революции”. [3,183] В США данные процессы в 1960-х курировались ЦРУ и военными и Т. Лири, несомненно, был их фигурой. [7, 216] Именно тогда возникло движение хиппи, ищущее смысл жизни в различных наркотиках. Хиппи, как и хип-хоп, субкультуру можно рассматривать как контркультуру с тем же самым революционным отношением к традиционному обществу. Тимоти Лири средствами все тех же самых масс-медиа позиционируется как мятежный герой революционер, которому тоже открылась через употребление наркотиков философия понимания как на самом деле надо жить. Примерно на таких же похожих схемах строится и хип-хоп субкультура. Исполнитель рэпа предстает как некий революционный лидер, который знает скрытую от других философию. Ну и соответственно как в случае с хиппи, которые были «детьми цветов», рэперы предстают как дети темных улиц, трущоб. В науке уже давно изучаются моменты перехода или баланса “между различными направлениями в стилях, в политике, образах жизни, идеологиях”. [9,248] Определенные научные силы, преследуя утилитарные интересы, начинают это использовать, играясь с половой идентификацией манипулируя общественным сознанием, пытаются вообще стереть гендерное различие (унисекс) ну и как было выше сказано, в нашем случае ведутся опыты с трансформацией расовой идентификации. На Западе хип-хоп субкультура получила широкое распространение и во Франции можно увидеть рэп-исполнителей читающих рэп с характерным «картавым» французским акцентом. Белые французы и вообще это относится к различным национальностям всех поклонников хип-хопа, начинают вести себя как афроамериканцы и некоторые даже начинают называть себя «неграми» здесь видно, что происходит явный процесс нивелирования фактора этнической идентичности. На примере голливудских фильмов «Директор» (Тне Principal) 1987 года и «Опасные мысли» (Dangerous Minds) 1995 года видно как эволюционировала пропаганда образа моделируемой афроамериканской хип-хоп культуры. Еще буквально с 1982 по 1985 год это диско культура и жизнерадостные афроамериканцы с прическами в стиле «афро» в клипе C.C. Catch «House Of Mystic Lights». Далее, скорее всего, именно с Майкла Джексона начинаются эксперименты с трансформацией (культуры, идентификации) в самой афроамериканской культуре, например переход от прически в стиле «афро» к имиджу плохого парня. Впоследствии естественно был посыл и для белой части населения, где негр М. Джексон после операции становился белым, а белому недвусмысленно была дана установка на возможность стать «белым негром». Впрочем, посыл расовой трансформации был заложен и в сами клипы Джексона, например в конце клипа «Black Or White» видно, что видеоряд состоит из лиц, трансформирующихся из одной расы в другую. Возвращаясь к нашей теме, думается, что это не случайное совпадение, что альбом Майкла Джексона «Bad» и фильм «Директор» (Тне Principal) выходит в 1987 году и в первом и во втором случае там пропагандируются уличные антисоциальные афроамериканские группировки, и пропагандируется антисоциальный тип поведения. Зритель сам отметит своеобразную пока еще наивность в фильмах «Директор» и «Опасные мысли», где предстает пока еще не совсем полностью сформированный образ «гангста-нигера». Никто не отрицает существование антисоциальных сообществ в любой культуре, но здесь видно, что вектор развития пропаганды антисоциальности доведен до абсурда. Антисоциальное поведение возводится в некий культ и через масс-медиа пропагандируется и навязывается как вполне нормальное явление, к которому надо привыкнуть. В фильме «Опасные мысли» мама двух подростков афроамериканцев говорит главной героине фильма учительнице не приучать ее детей к мысли, что из них потом по окончанию школы смогут выйти юристы, или доктора. Они дети улицы. Скрытый посыл фильма страшен, дети в школе уже обречены! Между фильмом «Опасные мысли» 1995 года и сериалом «Прослушка» (The Wire) 2002-2008 года прошло всего семь лет, но следует посмотреть и сравнить подростков и проанализировать их модели поведения. Если у подростков в фильме «Опасные мысли» в перспективе не ожидалось, что они станут учителями или врачами, то в сериале «Прослушка» у афроамериканских подростков вообще не осталось никаких перспектив, так как у них стоит вопрос каждодневного выживания. В сериале «Прослушка» представлен шаблон, на кого должен стремиться быть похожим типичный представитель хип-хоп субкультуры. Джозеф Хиз и Эндрю Поттер резюмируют примерно по этому поводу, что данное явление (явно маргинального характера) уже пытаются возводить в категорию мифа и категорию мифа политического вследствие появления “пантеона убитых рэперов”, из которого некоторых рэперов убили якобы по политическим мотивам. Так, масс-медиа муссируют слухи, что рэпер 2Рас Shakur был убит некими закулисными политическими силами. [12,30] Как уже было выше сказано, в 1960-х бунтами за гражданские права и протестами против безработицы были охвачены негритянские кварталы, и в результате контркультура стала успешным стабилизатором народных волнений, так как успешно способствовала созданию социальных мифов в обществе. Как видно те же самые процессы мифологизации протекают и в хип-хоп субкультуре. Джозеф Хиз и Эндрю Поттер добавляют, что контркультура вытесняла из социума “социалистическую идею как основу радикальной политической мысли”. [12,30] В нашем случае и с хип-хоп культурой происходит тот же самый процесс, афроамериканскому населению навязываются мысли о легкой и красивой жизни через пропаганду в виде фильмов и различных рэперских клипов. Смысл посыла пропаганды простой - надо пострадать, что бы потом было красиво и шикарно жить. В самих США накоплен «богатейший» научный опыт по аккультурации других этносов и синкретизму религиозных культов этих этносов. Научные первичные исследования в свое время проводились на индейцах и на завозимых в свое время работорговцами с исторической родины Африки негритянских аборигенах. Исследования проводились на негритянских аборигенах будущих афроамериканцах, где “исследовались процессы комбинаций контактирующих групп”. [8] Думается, что именно процессы аккультурации и подобные научные наработки применяются в случае с хип-хоп субкультурой. После просмотра или лучше сказать пропаганды в клипах рэп - исполнителей «надлежащего рэперского образа жизни» у реципиента, (смотрящего пропаганду), происходит и поведенческое заимствование, и стилистическое копирование. Далее, кодирующий сознание слушателя смысл рэп-речевок, где “сленг как инструмент языкового кода” зачищает культурный паттерн в сознании реципиента (слушателя) вследствие чего в результате и получается французский белый субъект, который себя ведет как потомственный афроамериканец из Бруклинского гетто. [5,19] Последние статистические данные в США резюмирует, П. Бьюкенен показывают, что американские подростки в процентном соотношении намного меньше знают свою родную историю, чем различные биографии рэп исполнителей, например, очень малый процент смог вспомнить и назвать имя известного героя генерала зато “95 процентов знают рэпера Снуппи Догги Дога”. [4,243] Таким образом, вывод напрашивается далеко не однозначный, собственно, не о каком культурном потенциале контркультуры как таковой частью, которой является и хип-хоп культура не может быть и речи. Контркультура является средством подавления, определенных политических идей средством, играющим на людских стереотипах. Так как хип-хоп культура, прежде всего, отрицательно влияет своим антисоциальным контекстом на свою родную афроамериканскую культуру, этого мнения придерживаются и некоторые Западные исследователи. Самуэль Хантингтон приводит факт того, что в США происходит размывание “американской индетичности”. [13,35] Этнический фактор становится скользкой темой для научного обсуждения, над которой стоит «табу» политкорректности, которое в свою очередь тоже отрицательно влияет на американскую культуру. Определенные политические силы в США фактически используют сложившуюся обстановку преследуя по всей видимости свои скрытые утилитарные интересы. Совершенно очевидно, что хип-хоп субкультура предстает как контркультура, которая сама в свою очередь является всего лишь инструментом и средством подавления определенных политических идей. В свете вышесказанного думается в нашем случае с хип-хоп субкультурой, социальной инженерией, скорее всего, запущенна некая модель, где наряду с изменением поведенческих установок включен код изменения расовой идентификации.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.