АМЕНГЕРСТВО - ИНСТИТУТ СЕМЕЙНОГО ПРАВА Айтбаева Ж.С.

Ошский государственный университет


Номер: 1-3
Год: 2016
Страницы: 185-187
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

семейные ценности, образ семьи, обычное право, обычай, семейные отношения, семейно-брачного права кыргызов, аменгерство, family values, the image of the family, common law, custom, family relations, family and marriage law kyrgyz, amengerstvo

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Существующие в Кыргызстане стереотипы, которые являются примером неравноправия женщины и мужчины, стали предметом обсуждения с того времени, когда страна приобрела независимость, но это не говорит о том, что проблем раньше не было.

Текст научной статьи

В связи с тем, что в настоящее время, к сожалению, отмечается снижение престижа семьи и семейных ценностей в Кыргызстане особое внимание уделяется вопросам возрождения национальных обычаев, традиций, пропаганды семейных ценностей, культивировании образа семьи и брака, примеров многодетности, развитию различных форм социально-психологической адаптации женщин в обществе. Рассмотрение социальной сущности основных брачно-семейных институтов кыргызского права позволит выявить ряд ценностных ориентаций, гуманистических начал, получивших свое определенное выражение и правовое закрепление в нормах обычного права. Институты кыргызского права, регулирующие брачно-семейные отношения, отражали дух и мировоззренческие аспекты народной жизни. В ходе изучения данных институтов права отдельные авторы стремились показать результат социалистического пути раскрепощения женщин Кыргызстана. Характерным для семейно-брачного права кыргызов является институт, вошедший в научную терминологию как аменгерство. Обычай требовал, чтобы вдова по истечении года после проведения поминок обязана была выйти замуж за одного из братьев умершего, как прямого его наследника. В качестве аменгера могли выступать и иные родственники умершего мужа. Однако право на первоочередность аменгерства определялась степенью близости родства мужчин к покойному. Так, первоочередное право взять вдову в жены принадлежало старшему из братьев, однако если сама вдова предпочитала младшего, ему предоставлялось право взять ее в жены вместе с детьми и всем имуществом покойного, а обойденному старшему предоставлялся сравнительно небольшой выкуп как выражение своей признательности и уважения. В литературе советского периода отмечалось, что кыргызы смотрели на вдову как на имущество, которым могли распоряжаться родственники покойного, допуская в отдельных случаях передачу этого права и более отдаленным сородичам. Данная позиция разделялась рядом ученых, высказывающих мнение относительно бесправного положения женщин, наиболее ярко отразившееся в институте аменгерства. Для усиления этого утверждения советские идеологи провозгласили рассматриваемый институт кыргызского права вредным пережитком прошлого, признаком невежества и отсталости, сохранившимся у кыргызов с феодальных времен. Основываясь на исторических фактах, позволим себе усомниться в непоколебимости мнений авторов, придерживающихся вышеизложенной позиции. Институт аменгерства, существовавший у кыргызского народа с древности объяснялся несколькими причинами. Основная причина обусловлена стремлением народа сохранить род. Действительно, раскрывая социально-общественную значимость института аменгерства, следует признать, что одно из главных достоинств обычая, заключалось в проявлении попытки сохранить целостность семьи в случае смерти одного из братьев, чтобы дети не оставались сиротами, а женщины - вдовами, в недопущении разрыва родственных уз, позволявших возрождаться вымирающим семьям. Существующий обычай являлся выражением ментальности степного народа, находящегося под угрозой истребления, борьбой его за свое существование, что требовало более полной реализации принципа единства, сплоченности и взаимопомощи родственников. Данная идея весьма точно подчеркнута известным ученым в области мусульманского права С. Узбекулы, считавшего, что жесткие условия жизни казахов в первую очередь были обусловлены суровым климатом, разобщенностью кочевого хозяйства, а также господством патриархально-феодальных отношений. В силу этого, без взаимопомощи и поддержки членов аульной общины функционирование кочевого общества было бы просто невозможным. В этой связи примечателен тот факт, что человек у кыргызов был прочно консолидирован и неотъемлем от своего рода, что характерно и для института аменгерства. Так, например, следует учитывать, что родовая принадлежность детей умершего родственника считалась важным моментом права кочевой цивилизации, так как именно из их числа, в конечном счете, и состояло родовое общество, именно они делали род более сильным, богатым и влиятельным. Для этого было крайне необходимо, чтобы молодая вдова оставалась со своими несовершеннолетними детьми, хозяйством и имуществом среди родственников мужа. В силу этих обстоятельств, близкие родственники умершего старались воспользоваться правом левирата. Левират делал семью покойного объектом собственности родственников мужа и рода, однако это относится, прежде всего, только к имуществу. Сама вдова теоретически сохраняла свободу выбора нового мужа как внутри рода покойного мужа, так и вне него, так как продолжала оставаться объектом опеки со стороны родственников прежнего рода. Взамен общинно-родовая организация предоставляла отдельному семейному хозяйству родственную взаимопомощь, защиту жизни и имущества, гарантии от разорения. При более внимательном рассмотрении, заметим, что в случае выхода замуж вдовы за постороннего, дети со своей долей имущества оставались у родственников отца, а вдова имела право распоряжения всем своим приданым, кроме скота. Причем, она имела право оставить, только детей женского пола, в то время как мальчики, вместе со своей долей наследства оставались у старшего брата отца. Данное обстоятельство объясняется следующим образом: обычно в кыргызских семьях сыновья считались продолжателями рода, а внуки и правнуки от них пользовались правом членов отцовского рода, в то время как внуки от дочерей считались членами другого рода и семей. По этой же причине наследство дочерям выделялось в половинной доле по сравнению с наследованием детьми мужского пола. Сказанное свидетельствует о том, что вдова имела право распоряжаться имуществом покойного мужа только до достижения сыновьями совершеннолетия и при условии проживания среди его родственников, в то время как именно дети становилась не только продолжателями рода, но и основными наследниками. Личные интересы женщины отступали на второй план перед интересами всей общины. Согласно материалам по казахскому обычному праву, собранным чиновниками Оренбургской пограничной комиссии в 1846 году «дети, оставшиеся после отца с матерью, состоят под опекой ее мужского пола до 15 лет, а женского - до выхода в замужество, если только мать до того времени откажется от замужества. Напротив, если она еще при малолетстве детей пожелает вступить в другой брак, то дети поступают вместе с наследным имуществом под опеку ближайших родственников мужа ее, также до совершеннолетия». Вышеприведенные рассуждения позволяют сделать следующие выводы: институт аменгерства олицетворял собой представления кочевников о праве первородства и старшинства. По кыргызским обычаям дети младших братьев по отношению к старшим приходились детьми, а дети старших братьев по отношению к младшим - старшими братьями. Поэтому малолетние дети умершего близкого родственника должны были всегда находиться под покровительством старших родственников. Женщины и дети всегда нуждались в поддержке со стороны рода, а институт аменгерства по своей природе был направлен на сохранение целостности семьи, являясь одним из многих способов, которым кыргызы оберегали свой род и собственность. Таким образом, главная цель института аменгерства вытекала из гуманистических соображений: не оставлять детей умершего родственника сиротами, а вдову без поддержки, не допустить их уход в другой род, сохранить семейную собственность. Следовательно, вдова, обретала в большинстве случаев статус второй или третьей жены, продолжая полноценную жизнь в составе рода, а ее дети становились полнокровными братьями или сестрами детей нового мужа.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.