ПАТРИОТИЗМ - ЦЕЛЬ И МЕТОД ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ Лазарева Л.П.

Тихоокеанский государственный университет


Номер: 1-4
Год: 2016
Страницы: 41-45
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

истинный патриотизм, мотивация активности, критерий успешной социализации, true patriotism, motivation activity, the criterion for succesfull socialization

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматривается новый ракурс понятия «патриотизм», в соответствии с которым открываются новые задачи профессионального обучения в вузе, выявляются актуальные методические подходы к организации образовательного процесса.

Текст научной статьи

Патриотизм - универсальное понятие человеческой цивилизации, постоянно пополняющее широкий спектр своих смыслов в зависимости от исторических мыслительных новообразований. Неизменным остается «стержень» смысла - любовь к отечеству, к родной земле. Это и служит естественным основанием патриотизма как природного чувства, из которого следует его нравственное значение - обязанность к добродетели [3]. Впервые патриотизм как гражданский долг добродетели был провозглашен в начале 15-го века в подвиге французской народной героини Жанны де Арк: «быть независимым от чужеземцев на своей земле и иметь среди себя своего собственного главу» [ 3 ]. В дальнейшем смысл понятия «патриотизм» обогащался за счет расширения представлений о добродетелях, воплощенных в «любовь к отечеству». В. И. Даль, в 19-м веке, толкует слово «патриот» как «любитель отечества, ревнитель о благе его [1]. Современные исследователи (И. Мусс) констатируют целую систему вариантов этого понятия: 1. Государственный патриотизм. Отражает единую и высшую цель, интересы государства. Политической основой данного типа патриотизма является понятие «Отечество». Основной принцип - державность. 2.Российский патриотизм. Связан с эмоциональным миром человека, духовно-нравственной основой которого является понятие «Родина» (большая Родина). Основной принцип - соблюдение моральных норм, обычаев, традиций, представлений. 3.Гражданский патриотизм. В его основе лежит свобода, равноправие, чувство сопричастности к проблемам общества и государства, гражданская мораль и естественная поддержка природных рефлексов: гордость за дом, двор, спортивную команду, город, регион. 4. Однонациональный патриотизм. Опирается на свою национальную культуру, побуждает национальную гордость и способствует развитию национальных и отечественных традиций, формированию чувства высокой нравственной ответственности. 5. Региональный патриотизм. Объединяет людей в рамках небольших социальных групп (шахтеры, медработники, учителя, пенсионеры, обманутые вкладчики и т. п.) и отдельных регионов, компенсируя отсутствие патриотического заказа общества. 6. Местный патриотизм. Проявляется в любви к окружающей природе, своей «малой» родине, хозяйственному труду, семье и близким, духовной культуре своего народа [7 ]. Думается правомерным считать объединяющим свойством всех названных выше видов признак духовно-нравственной зрелости личности (личностных объединений), который в контексте данной статьи будет выступать критерием социальной компетентности специалиста в области своего профессионального самоопределения. Социальная компетентность специалиста, и в технической, и в гуманитарной области, недостаточна без стремления к совершенствованию культурно - экономического состояния своей страны, «ревнительства» о благе ее. Истинный патриотизм, следовательно, в активном стремлении к улучшению ее благосостояния. Природу истинного патриотизма можно рассматривать и как сложно структурное психологическое явление, и в то же время, как педагогическое, содержащее свои факторные установки цели и способов обучения молодых людей в высшем учебном заведении. С психологических позиций патриотизм выглядит как синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности человека, который стремится в своем деле приумножить лучшие традиции, ценности своего народа, национальной культуры. Патриотизм молодых инженеров, к примеру, характеризует развитость их ценностных представлений, а также их перспективность как участников развития национальной экономики и авторитета страны. Уместно и такое размышление: патриотизм как показатель духовно-нравственной зрелости личности может выступать гарантом плодотворности ее жизненного пути. С. Л. Рубинштейн, обращаясь к проблеме успешности личности в обществе (1935-й год), выдвинул идею о жизненном пути, с одной стороны, как некоем целом, с другой - как некоторых качественно определенных этапах, каждый из которых может благодаря активности личности стать поворотным, т.е. радикально изменить ее жизненный путь. И позднее, в своей последней работе «Человек и мир» С. Л. Рубинштейн раскрывает специфику человеческой жизни на индивидуальном уровне, применительно к личности. Тем самым реализуется определение личности через характеристику всей системы связей с внешним миром, через характеристику выбираемого ею, осуществляемого и утверждаемого способа существования [ 4]. В данном случае, в статье, речь идет о долженствовании в сознании молодого человека патриотического настроения как мировоззренческой направленности личности, активно реализующей себя в социуме родного Отечества. Сложную психологическую природу патриотизма - ценностно - мотивационного образования - можно рассматривать в целостном аспекте трех составляющих. 1. Патриотизм предъявляет себя окружающему миру как мотивация активной деятельности, направленной на общее социальное благо. 2. Патриотизм является показателем высокой социальной компетентности личности, выражающейся в чувстве сопричастности к народу своей страны. 3. Патриотизм - ценностный психологический конструкт, являющийся критерием успешной социализации личности. Более подробное описание природы каждой составляющей. Мотивация активной деятельности, направленной на благо общества, исходит из потребности человека в труде как социокультурном процессе. Психологические механизмы этой потребности у студентов технических специальностей следующие: • предоставление студентам возможности альтернативного выбора дисциплин для изучения; • обновление условий для расширенной теоретико - познавательной деятельности; • введение информации о человеке как субъекте деятельности в материал технических дисциплин; • поощрение гуманитарной деятельности студентов (просвещение, образование, воспитание и т.д.); • организация условий для все пригодных и долговременных знаний; • стимулирование активной социокультурной деятельности студентов (именные стипендии за творческие успехи в художественной самодеятельности, спорте, изучении отдельных наук); • воспитание интереса к истории профессии; • подготовка и проведение профессиональных праздников, ведение летописи факультета и т. д. Покажем на примере из практического опыта возможности развития потребности в труде как социокультурном явлении. Студентом выпускного курса технического вуза, несколько лет назад, был разработан социальный проект «Молодой человек и общество», которому он предпослал девиз «Душевное равновесие - основа жизнедеятельности». Основу содержания проекта составили проведенные им социально-психологические исследования развитости способности молодых людей (в вузе и вне его) к самостоятельному решению трудных жизненных задач. По анкете, где содержались вопросы по исследуемым проблемам, он опросил 133 учащихся выпускных классов и сделал вывод о том, что респондентов еще мало интересуют социальные проблемы при получении высшего образования. Точнее, школьники не воспринимают их как близкую сложную реальность. Также исследователем было отмечено, что старшеклассники не считают высшее образование средством, которое решит их проблемы. На вопрос «Достаточно ли получения диплома инженера для достижения успеха в жизни?» 54, 3 % респондентов ответили отрицательно. В итоге был сделан вывод, что личные качества, над которыми нужно работать молодым людям во время обучения в вузе, должны быть значимым объектом внимания, как студентов, так и их наставников. Правомерность вывода подтверждаема как аргументами практического плана (в частности, результатами мониторинга исследования ценностных представлений студентов технического вуза, проводимого автором статьи) и теоретического - наследием научных публицистов, занимающихся вопросами этнической педагогики. Граф, писатель, педагог Александр Алексеевич Мусин - Пушкин (1855 - год смерти неизвестен) в своей работе «О космополитизме нашей школы» писал, что на будущем России неизбежно скажутся последствия ложного воспитания - без любви к Родине и ее историческому прошлому. Выдержки из работы: «Главное и самое существенное зло нашей современной (и только ли современной? - Л.Л.) школы, и это на всех ступеньках ее, начиная от начальной народной школы и кончая нашими университетами и специальными высшими учебными заведениями, заключается, по глубокому моему убеждению, в крайне выраженном ее космополитизме. Она, прежде всего, «не национальна»». «Современная школа слишком отвлеченна; она держит своих учеников слишком далеко от действительной жизни и ее потребностей; она навязывает им несколько готовых, не проверенных ими формул и с этим скудным нравственным багажом выпускает их в жизнь; отсюда понятно, почему они так легко поддаются дурному чужому влиянию, почему они являются так плохо вооруженными против пагубного для них образа мыслей, против попыток со стороны всевозможных социалистических течений свести их с правильного пути. Школа не подготавливает ученика к дальнейшей , ожидающей его самостоятельной работе, не вырабатывает и не выработала в нем цельного, самостоятельного характера. Между тем школа должна была бы, напротив, научить ученика, что жизнь - тяжелый, упорный труд, и к этому труду заблаговременно готовить ученика, дыбы он в исполнении выпавшей на его долю повседневной задачи нашел нравственное удовлетворение и сознание исполненного долга» [ 2]. Сказанное два столетия назад актуально и ныне. Профессиональная подготовка молодых людей высшей школе тем выше, чем существеннее их опыт социального поведения, который инициирует их к активности, поиску достойных способов совершенствования доступного пространства в обществе. Именно такой образ жизнедеятельности усиливает патриотизм молодых людей, которые, по мнению отечественных мыслителей, развиваются при соответствующем воспитании. Н. Г. Чернышевский в статье «Русский человек на Rende-vous” писал: «Без приобретения привычки к самобытному участию в гражданских делах, без приобретения чувства гражданина ребенок мужского пола средних, а потом пожилых лет, по крайней мере, не становится мужчиной благородного характера» [ 6]. О роли и значении патриотизма говорил и патриарх русской национальной педагогики К. Д. Ушинский: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [ 5]. Любовь к Отечеству у будущего инженера, педагога, врача, воспитанная на знании истории страны, отечественных инженеров-первооткрывателей, изобретателей, конструкторов, мыслителей, человеколюбивых новаторов, укрепляет его личностную потребность к активной трудовой деятельности во имя общего государственного блага. Потенциал патриотизма у будущих профессионалов просматривается во время их обучения в вузе в степени их готовности объединить свои мировоззренческие установки с общими, сделать их совместным достоянием. К сожалению, исследования в вузовском пространстве показывают, что интенсивность мотивации коллективного единства у опрашиваемых низкая, они предпочитают интересы личной значимости сплоченности. При таком мотивационном состоянии правомерно сделать вывод о сомнительности их патриотических настроений. Констатация приоритета индивидуализма указывает на необходимость воспитания у студентов стремления к профессиональному единению, развития у них способностей к взаимопониманию в личностно-профессиональном общении. Достижение патриотической настроенности личности возможно лишь при условиях ее духовно-нравственного развития, ориентации на высокие человеческие ценности. В современных кризисных условиях важно сохранять у молодого поколения присущую русскому патриотизму веру в реальные и потенциальные возможности России (в экономическом, культурном, стратегическом отношениях), воспитывать ответственность за ее судьбу. Итак, реальный личностный психологический конструкт «патриотизм» представляется в трех составляющих: ценностно-мотивационное явление в психике человека; мотивация активной деятельности, направленной на общее социальное благо; успешность социализации личности. На стабилизацию этих личностных данностей и должен быть нацелен образовательный процесс - тот, который обладает высокой созидающей силой активизации духовно-нравственного самосовершенствования молодых людей - завтрашних профессионалов. Методические условия организации такой мобилизующей педагогической деятельности видятся в следующем: В аудитории организуется позиция «преподаватель - студент - преподаватель». Все субъекты данной позиции участвуют в следующих видах совместной деятельности: • изучение истории, традиций, культуры своего народа, региона, большой и малой родины; • конкурсах, олимпиадах за честь вуза и т.д.; • дискуссиях, конференциях по проблемам экологии, сохранения природных и материальных ресурсов региона, страны; • в молодежных, студенческих движениях; • показе достижений России в области технических разработок и гуманитарных инициатив; • межрегиональных связях студентов профильных вузов; • установлении интернациональных связей с зарубежными вузами. Вне аудитории - позиция «студенты - преподаватель - студенты». Студенты продолжают деятельность, инициированную в аудитории, укрепляя целостную систему саморазвития духовно - нравственных качеств. Патриотизм видится (должен видеться!) общим итогом надежности, перспективности системы воспитания, внедренной в образовательный процесс.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.