ВОСТОЧНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ФАКТОР ЦЕЛОСТНОГО ГУМАННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Тулегенов Ш.Т.,Абдрахманов З.А.

Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова


Номер: 1-4
Год: 2016
Страницы: 73-77
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

восточные оздоровительные системы, личностное развитие студентов, адаптационные возможности, самовоспитание, цигун-терапия, Oriental health system, personal development of students, the possibility of adaptation, self-education, qigong therapy

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Наше исследование посвящено адаптации оздоровительной системы Востока, в практику самопознания, самореализации. Изучена концепция оздоровительной системы «цигун-терапии», всесторонний подход к оздоровлению, нормы психосоциального поведения.

Текст научной статьи

Восточная физическая культура объединяет многие компоненты: двигательную активность, закаливание, дыхание, питание, массаж, медитация, использование упражнение цигун. При использовании всех названных компонентов обеспечивается необходимый диапазон приспособления к психическим, физическим нагрузкам, и к внешним условиям. Создать этот механизм может только высокоразвитая физическая культура. Применение восточных оздоровительных систем в процессе занятия дадут практические результаты, во-первых, удовлетворяются те биологические потребности человека, которые сформировались в процессе его длительной эволюции; во-вторых, адаптацией человека к существующим внешним условиям. Не только с помощью химической терапии и хирургии, но и, прежде всего посредством целенаправленной активизации адаптационных возможностей, развития иммунных сил человека. Кроме того, наличие в нашем обществе социальной несправедливости, нравственного неблагополучия, отчужденности человека от культуры, растущего скептицизма, деформации нравственных ценностей свидетельствуют о необходимости изменения всей системы обучения и воспитания. А целью профессионального воспитания будущего учителя могут стать такие задачи личностного развития студентов, как освоение социально значимых профессиональных и личностных ценностей, становление субъективности, готовности к пожизненному самообразованию и способности к самореализации в профессиональной, личной и гражданской жизнедеятельности. Проведенный обзор имеющихся источников свидетельствует о том, что нравственно-этическое воспитание на основе самовоспитания не имеют достаточного научно-методического обоснования. Проведенный опрос показал, что 32% молодых людей связывают современный период со снижением уровня духовно-нравственной защищенности. По самооценкам, духовностью обладают 12% опрошенных студентов. Сейчас понятно, что за время тоталитарной системы происходило искажение личности, что негативно действовало на самовоспитание человеческого духа - на образование. Мыслитель Шакарим в эссе «Записки забытого» написал: «Основой для хорошей жизни человека должны стать честный труд, совестливый разум, искреннее сердце. Вот три качества, которые должны властвовать над всем. С малых лет нужно воспитать в людях чувство высокой порядочности, самоуважение, что помогло бы изжить в себе животные инстинкты, искоренить пагубные вожделения» [1; 22]. Воспитание может быть действенным, если переходит в самовоспитание, пробуждает собственную активность, с целью совершенствования своих качеств и преодоления недостатков. Педагоги должны не только знать технологию обучения и воспитания, но и уметь управлять собой, должны обладать хорошим здоровьем и высокой культурой, коммуникабельностью. Кроме того, современное общество предъявляют определенные требования к их физическому, психическому и социальному благополучию. Известно, что в соответствии с гуманистическими идеалами главной целью учебно-воспитательного процесса должно стать создание предпосылок для самореализации личности [2; 20-24]. На Востоке придавали большое значение самовоспитанию, самоактуализации личности. Основа восточно-оздоровительных систем в гармонизации человека с окружающим миром. Одной из важнейших задач воспитания в университетах это: возрождение традиций нравственности, интеллектуальной, гражданской подготовки студенческой молодежи, от профессиональной деятельности которой зависит духовная атмосфера общества [3; 27]. Для того чтобы воспитать такого специалиста, необходимы новые идеи о роли преподавателя физической культуры в учебном процессе, который мог бы обогатить культурную и эмоциональную составляющие в изучении восточных систем воспитания и самовоспитания, несомненно, пополнить средства и методы воспитания. То, что основной целью всех восточных оздоровительных систем является гармоничное развитие личности, привело в итоге к тому, что методики психофизического совершенствования человека были отшлифованы до мельчайших деталей. И самое главное - они были приведены в соответствие с разнообразными аспектами педагогики, психологии, физиологии, биоэнергетики человека, а также с особенностями природы и космическими ритмами. Таким образом, возникли стройные и целостные системы духовного и физического совершенствования человека. Наше исследование посвящено адаптации оздоровительной системы Востока, в практику самопознания, самореализации. Концепция оздоровительной системы «цигун-терапии», выдвигает всесторонний подход к оздоровлению, в ее основе лежат нормы психосоциального поведения для надлежащего функционирования биоэнергетического поля человека. Основным постулатом всех восточных духовно-оздоровительных систем, в том числе оздоровительной системы «цигун-терапии» является утверждение о том, что человек обладает огромной потенциальной энергией для своей духовной и физической трансформации путем активизации внутренней тонкой, духовной энергии, которую на Востоке называют Кундалини. Активизация данной энергии выводит человека на следующий эволюционный уровень - уровень вибрационного осознания, что позволяет диагностировать состояние собственного биоэнергетического поля и состояние биоэнергетического поля других людей [4;47]. Состояние биоэнергетического поля человека зависит не столько от его физического состояния, сколько от образа мыслей, семейных взаимоотношений, социального поведения. Гармонизация биоэнергетического поля приводит к повышению уровня всех аспектов здоровья: физического, психического, социального, биоэнергетического, духовно-нравственного. В последние годы в физическое воспитание студентов постепенно внедряются упражнения из восточных оздоровительных систем. Появление новых нетрадиционных видов двигательной активности и оздоровительных систем вполне естественный процесс, который необходим для дальнейшего прогресса в сфере физической культуры. Однако, при этом важна адаптация этих оздоровительных средств к национальному менталитету и отечественной системе физического воспитания. На базе идущих из глубины веков гуманистических традиций отечественного и зарубежного психолого-педагогического знания, а также актуальных идей личностной парадигмы образования строится новая модель образовательного процесса, отвечающая современным социокультурным требованиям. Обеспечивают выделение фундаментальных идей современного образования, новых принципов отбора содержания образования (необходимых для усиления его гуманизирующего и развивающего воздействия на воспитанника) культурологический, аксиологический и личностно-деятельностный подходы. Культурологический подход в образовании предполагает развитие базовой культуры личности в том числе духовной и физической культуры. Аксиологический подход в образовании, с одной стороны, позволяет рассматривать личность воспитанника как абсолютную ценность, а с другой - представляет процессы воспитания и обучения личности как процессы ценностного формирования и самоопределения, интериоризации культурных ценностей, которые, в конечном счете составляют аксиологическое образовательное «Я» личности [5;37-38]. Образование условно делится на внутреннее и внешнее. Из этих двух внутреннее, всегда считалось более важным. Эти два аспекта образования должны быть взаимосвязаны. Когда программа правильно составлена, не обязательно посвящать отдельные уроки духовному и нравственному образованию. Это образование должно пронизывать всю программу, не обязательно открыто, но, по крайней мере, скрыто. Часто говорится, что внутреннее образование схватывается, а не преподается (рисунок 1) Каковы цели образования? Формирование человеческого наследия Внутреннее измерение Внешнее измерение Мудрость в том, как прожить добрую, значимую жизнь Навыки технического умения искусства Внутреннее образование Внешнее образование Внутреннее и внешнее образование Целостная личность Рис. 1. Внутреннее и внешнее образование Таким образом, человек должен научиться читать по хорошим книгам, которые дадут пищу его душе. Учась писать, он должен научиться аккуратности. Учась арифметике - научиться точности, аккуратности, четкости и честности. Учась играть в спортивные игры (например, командные), он должен научиться чувству справедливой игры, умению великодушно побеждать и красиво проигрывать. Учась рисовать, он учится ценить красоту. Учась истории, получает представление о том, что такое быть великим человеком, но также учится отличить истинное величие от злого гения. Как писал Монтень: «Я бы хотел, чтобы учитель помнил о цели своих трудов и больше уделял внимание тому, чтобы донести до своих учеников характеры Ганнибала и Цецерона, чем дате падения Карфагена; не тому, где умер Марцелл, а тому, почему умереть там было недостойно его». Поскольку образование помогает человеку стать до конца человеком, стоит немного поговорить о понимании человеческой природы (рисунок 2). Человеческая природа: Осуществленные желания - Счастье. Каковы же тогда самые основополагающие человеческие желания? Рост и достижение личной зрелости и целостности. Обретение счастья в любви, обзаводясь семьей и живя в обществе. Честно зарабатывать на жизнь, преуспевать и творить в выбранной профессии. Рис. 2. Понимание человеческой природы - Существует много различных нравственных и полезных для общества путей для осуществления этих стремлений. Одна из целей образования заключается в том, чтобы помочь ученикам осознать разнообразные пути, найденные людьми для осуществления этих стремлений, и, таким образом, увидеть, какие из них являются подходящими, а какие нет, какие ведут к благополучию и счастью, а какие к жалкой ничтожной жизни. Образование должно помогать людям в достижении этих целей, и поэтому должно включать, по мнению Аль-Фараби, элементов: духовный элемент; социальный элемент; элемент призвания. [6; 52-57]. Так должно быть для каждого гражданина, хотя для всех по-разному. На протяжении всей истории люди создавали мир, в котором они живут и действуют. В этот мир можно войти, овладеть им и жить в нем только с помощью процесса учения. Можно дать человеку ракетку, но если он не знает технику удара по мячу, она бесполезна. Образование, таким образом - это то, что происходит между поколениями, когда обучающиеся посвящаются в мир, который они должны населить. При этой передаче происходит не просто передача им продуктов, созданных предыдущим поколением. Это в основе своей обучение человеческому поведению. В этом смысле именно через диалог с достижениями человечества личность может лучшим образом реализовать свой потенциал. С целью пополнения профессионально важных качеств педагога физической культуры мы решили использовать древнюю педагогику Востока. В Восточной педагогике на вопрос: «Что такое образование?», отвечают, что оно имеет два аспекта - мирской и духовный [7;53]. Мирское образование дает знание, относящееся к физическому миру. Духовное образование раскрывает, выводит наружу неотъемлемо присущую человеку божественность. Поэтому важны оба составляющие и мирское, и духовное образование, без чего человеческая жизнь имеет небольшую ценность. Но духовность не находит себе места в современной образовательной системе. Преимущество отдается только мирскому образованию. Как два крыла нужны птице, чтобы взлететь высоко в небо, как нужны двуколке два колеса, чтобы двигаться, так и человеку нужны оба типа образования, чтобы достичь цели в жизни. Духовное образование - для жизни, тогда как мирское - для проживания. Только когда любовь в сердце, то все, что произносите, будет правдой. Любовь в речи это Истина. Любовь в мыслях - это Покой. Любовь в понимании - это Ненасилие. Поэтому Любовь - это принцип, лежащий в основе истины, праведности, покоя и ненасилия. Истинной целью образования является проявление, раскрытие присущих человеку сил. Эти силы бывают двух видов. Одни относятся к познанию внешнего мира. Органом, который проявляет эти силы, является голова (мозг). Органом, позволяющим проявить внутреннее знание, то есть второй вид сил, является сердце. Первый вид сил относится к физическому существованию, тогда как второй к более высокому знанию или к жизни в истинном значении смысла этого слова. Жизнь станет идеальной только тогда, когда эти оба вида знаний будут проявлены в гармонии. Восточная педагогика направлена на познание самого себя. Современное образование неуравновешенно. Люди интересуются учением только в плане приобретения специальности и зарабатывания денег. Поэтому крайне необходимо, чтобы современное образование вернулся к тому равновесию и самосознанию, исторически являющимися основами всех образовательных систем [6;52-74]. Подобно тому, как Ибн Сина оставил в наследство энциклопедию теоретической и практической медицины «Канон врачебной науки» обязательное руководство для врачей в течение многих веков, аль-Фараби известен как автор «Большой книги музыки». Это синтетическое произведение, охватывающее проблемы эстетики, психологии, акустики, математики, инструменталистки [10; 67-69]. Учение аль-Фараби повлияло на последующее развитие философской и психолого-педагогической мысли народов Средней Азии и Казахстана. Это влияние было многосторонним и длительным. В период X-XV вв. в Средней Азии и Казахстане появилось немало учебных пособий по математике, логике, этике, для учащихся мектебов и медресе. Например, книга Тафтазани «Мантик» долгое время была основным учебным пособием по логике для учащихся медресе. Комментаторами и продолжателями Тафтазани были видные мыслители Средней Азии и Казахстана: Давани (XV в.) и Карабаги (XVI в.). Через учебные пособия Тафтазани, Давани, Карабаги можно проследить преемственность между дидактическими концепциями аль-Фараби и этико-педагогическими взглядами Абая [8; 21]. Аль-Фараби считал, что в культурной жизни любого народа важную роль играют не только науки, но и сами воспитательные традиции народа. Так у казахов важную роль играли фольклор, музыка, прикладное искусство и другие народные воспитательные традиции [6; 52-74]. На основе глубокого научного анализа нами была разработана авторская программа психофизической рекреации на основе оздоровительной системы «цигун-терапии». Основными средствами, используемыми, в рекреационных занятиях были: медитация, физические упражнения асаны, дыхательные упражнения пранаямы, природные средства очищения огонь, вода, которые подбирались индивидуально для каждого испытуемого в результате диагностики состояния его биоэнергетического поля. Специфика педагогического процесса выражается в его главной цели совершить поворот к саморазвитию, самодвижению, самовоспитанию личности студента. Ведь «обучение как педагогический процесс управляемое саморазвитие личности» [9; 87].

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.