ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА Дубровин Г.Ф.

Московский государственный университет дизайна и технологии


Номер: 1-4
Год: 2016
Страницы: 118-120
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

целостность, гармония, integrity, harmony

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Статья посвящена проблеме визуальной целостности городской среды. Рассматриваются методы достижения целостности и гармонии визуального пространства. Анализируется современное состояние городского пространства на примере ряда городов.

Текст научной статьи

В оценке работ визуального направления важное значение имеет восприятие составляющих элементов работ, как целостной, органичной и гармонической структуры. Целостность и гармония - важнейшие качества, характеризующие живопись, графику, архитектуру, дизайн. Умение добиваться целостности восприятия - безусловный критерий профессионализма художника, дизайнера, архитектора. Интуитивное понимание целостности и гармонии окружающего пространства формируется в общении с природными ландшафтами. Напротив, в урбанистической среде мы часто испытываем ощущение дисгармонии, разрыва целостности восприятия по причине наличия в визуальном пространстве множества несовместимых или плохо совместимых друг с другом деталей. В период бурного развития градостроительства практическая целесообразность часто являлась единственным и достаточным объяснением вынужденных визуальных, технических и стилистических диспропорций городской среды. Целостность и комфортность визуального восприятия долго считались несущественными, вторичными по отношению к функциональной целесообразности. Однако в период так называемого "постиндустриального" общества значение целостности восприятия окружающего пространства индивидуумом оценивается все более и более весомо. Так, в ряде работ показано, что постоянное ощущение дисгармонии визуально-стилистического ряда оказывает существенное отрицательное влияние на самочувствие, настроение, и , в конечном итоге, работоспособность проживающего в городской среде индивидуума. Таким образом, кроме чисто эстетического значения, целостность и гармония визуального городского пространства в последнее время приобретает и экономическую составляющую. Причем, чем большее количество пользователей оного пространства имеет высокую профессиональную квалификацию, чем больше среди них людей высокопроизводительного и высокооплачиваемого интеллектуального труда, тем сильнее проявляет себя это влияние. В качестве позитивного примера целостной визуальной организации городского пространства можно привести центр Санкт-Петербурга. Строительство города было начато "с нуля", полностью завершено в относительно короткий период и в дальнейшем, к счастью, городской ансамбль центра города не претерпел существенных изменений. К сожалению, примеров таковых можно найти менее, чем хотелось бы. Например, так называемая "точечная" застройка в Москве уже обеспечила городской среде многочисленные визуально-стилистические и смысловые "разрывы" в панораме воспринимаемого городского пространства. В каком-то смысле в России ускоренными темпами повторяется история постмодернизма, начало которой было описано в книге "Уроки Лас-Вегаса" Роберта Вентури, Денниза Скотта Брауна и Стивена Айзенура, опубликованной еще в 1968 г. и заявившей постмодернизм, как новое направление архитектурного стиля применительно к условиям гиперурбанистического пространства. Культурологическую важность и чисто экономическую ценность процесса гармонизации городского пространства красноречиво иллюстрирует тот факт, что ведущие мировые университеты активно сотрудничают в вопросах оптимизации и гуманизации городского пространства - прежде всего, пространства мегаполисов (Harvard Magazine, May-June 2010, "China: Harvard's Expanding Engagement"). Несмотря на то, что способы и приемы достижения целостности восприятия визуальной работы описаны во многих источниках: А.Ермолаев,Т.Шулик,М.Соколова "Основы пластической культуры архитектора-дизайнера"; И.Иттен "Искусство формы"; Е.В.Шорохов "Композиция"; В.Папанек "Дизайн для реального мира"и т.д.), нам не удалось найти в доступной литературе критериев, полностью, на наш взгляд, удовлетворяюших поставленной нами задаче в данной статье. В связи с вышеизложенным нами разработаны некоторые принципы и способы достижения целостности восприятия визуальной работы, которые приводим ниже. 1. Идейная целостность при создании образа среды предполагает наличие глобальной концепции визуальной работы и обладает собирательной функцией. Даже при наличии недостатков в области гармонии формообразования и цветообразования в творческих работах, концепция, пронизывающая всю работу, скрепляет и собирает ее, тем самым создавая целостное впечатление на основе наличия единой идеи в каждой детали, группе деталей, в творчески созданном пространстве. Художественный образ постигается зрителем путем преодоления эстетической дистанции между предметно узнаваемым и художественным видением. Процесс художественного восприятия с этих позиций рассматривается как напряженная интеллектуальная, духовная работа...[4, 62]. 2. Сценарий. Наличие сценария в визуальной работе поэтапно направляет зрительное восприятие созданного пространства, тем самым цементирует дизай-среду. Отдельно взятые детали и фрагменты могут быть совершенно чужеродными, однако сценарий, рассчитанный на определенное количество времени постепенного восприятия дизайн-пространства, направляющий на восприятие главных и второстепенных объектов в определенном порядке, объединяет, создавая единую смысловую структуру. 3. Визуальная структура. Структурная организация материи проявляется в наличии закономерности устройства как отдельных явлений и объектов предметной реальности, так и всего мира в целом. Структура может быть простейшей, плоской, метрической, однообразной, но ее проявления чаще всего ритмически многослойны и пространственны... [2, 340]. Наличие визуальной структуры выполняет связующую функцию между деталями и группами деталей объекта, упорядочивает созданную среду. Структура может быть видимой, выполняющей основную организующую задачу структурируя весь объект, но может быть и невидимой явно выполняя те-же задачи. 4. Модуль. Применение модульного построения в создании дизайн-среды дает возможность получить выверенные композиционные решения, обладающие целостностью. В качестве модуля могут выступать: определенная длина отрезка, пятно, объемная форма, деталь, фрагмент и т. д. Модуль, распространенный в пространстве среды в определенной ритмической последовательности, создает целостное впечатление благодаря многократному повтору одиночного модуля или групп модулей разной величины. Модульное построение широко распространено в архитектуре: здания, построенные из кирпича (модуля), окон (модулей), дверей (модулей), железобетонных блоков (модулей) автоматически обладают ясной, понятной формой, создавая тем самым целостный образ. Характерным примером целостной картины является мозаичное панно. Панно, собранное из смальты (модуля), создает интуитивно-целостное впечатление даже при наличии дефектов композиционного построения первичного эскиза. Мозаичный портрет и портрет, написанный маслом, не могут быть идентичными. для первого характерно более обобщенное решение форм... [1, 472]. 5. Контраст распространения. Самым главным способом достижения целостности визуальной работы является контраст распространения. Распространение отдельных деталей, фрагментов среды, идей в пространстве интерьера или экстерьера в определенном порядке фиксирует осознанную реальность. Повтор, или частичный повтор отдельных приемов построения объектов и самих объектов дает представление о неслучайных решениях автора. Объекты и детали, распространенные в противоположных зонах среды (зоны потолка и зоны пола), (зоны стен и потолка), начинают взаимодействовать с объектами и деталями, находящимися в промежуточном пространстве. Второстепенные объекты, находящиеся между главными объектами, начинают подчиняться последним и образовывать единый целостный ансамбль. "Органический" архитектор стремится "слить" архитектурное сооружение с местной топографией, его работа часто выглядит как естественный природный аналог, как его продолжение. [3, 348]. 6. Зрительный вес. В зависимости от формы объекты производят разное впечатление. Форма объекта, приближенная к кубу, производит статичное, достойное, величавое, весомое впечатление. Как только мы проводим диагональ или деформируем куб до неравноугольного параллелепипеда, фигура приобретает динамику и движение. «Круг», утверждал Кандинский, - это синтез величайших противоречий. Он сочетает в себе концентрическое и эксцентрическое в одной форме. Деформированные круглые и овальные формы создают вольное впечатление. Манипулируя вышеперечисленными формами, их размерами, и заполняя ими среду в определенном порядке, можно создавать неповторимые, интересные пространственные решения, отвечающие высоким стандартам дизайна. Тон объекта в зрительном восприятии веса играет еще более весомую роль. Темные объекты тяжелы и малоподвижны. Светлые объекты, напротив, легки и способны "парить" при определенных условиях. Серые объекты больше спокойны и безлики; они играют заполняющую роль, выполняют функцию фона, и не могут претендовать на роль лидера среды. Лидерами чаще становятся активные объекты, имеющие контрастные тона. Их роль - объединять и собирать составные части создаваемой среды - объекты и детали. 7. Принцип "скобы" - простой и надежный способ объединения пространства. Он заключается в механическом объединении разнохарактерных объектов двумя большими противоположными площадями, имеющими форму скобы, и замыкающимися друг с другом. Удачным примером подобного приема является экстерьер территории Лувра в г. Париж. Лаконичные стеклянные пирамиды, совершенно противоречащие окружающей архитектуре Лувра, уживаются в чужеродной им среде благодаря тому, что музей в плане имеет "П" образную форму, то есть форму "скобы". Пирамиды, визуально, зрительно более легкие, окруженные с трех сторон массивной, зрительно тяжелой архитектурой, вынуждены подчиниться последней и стать частью комплекса музея. Понятие целостность широко употребляется в изобразительном искусстве, дизайне, архитектуре и т.д. и имеет много значений. Главные из них следующие: 1. Целостность как совокупность, то есть сочетание, соединение всех свойств или сторон объекта (картины, скульптуры, произведений архитектуры и дизайна...) и в особенности всех отношений, связывающих его составные части, а также общий итог этого сочетания. 2. Некоторые особые свойства объекта, системы, благодаря которым они предстают как организованные структуры, а не просто как "нагромождение". О таких объектах и совокупностях составляющих говорят, что они представляют собой нечто большее, чем отдельные объекты (фрагменты) и нечто "больше, чем простая сумма их частей". Принцип эстетической целостности означает требование, или не всегда осознаваемое правило, способность соотносить любую деталь, фрагмент, часть объекта с целым и выражать это целое в любой детали и в любом фрагменте. Итог - этот принцип формулируется как требование и способность видеть целое ранее его частей.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.